Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:07, курсовая работа
Целью работы является анализ налогов, их роль в экономике. Для достижения этой цели нами поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическое содержание налогов.
2. Анализировать налоговую систему и ее структуру.
3. Дать оценку основным направлениям и проблемам совершенствования налоговой системы России.
Введение 3
1.Экономическое содержание налогов 5
2. Налоговая система и ее структура 9
3. Основные направления и проблемы совершенствования налоговой системы России 13
Заключение 20
Список использованной литературы 21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
И
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
Курсовая работа
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему:
«Налоги
и их роль в экономике»
Пенза 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Экономическое
содержание налогов
2. Налоговая
система и ее структура
3. Основные направления
и проблемы совершенствования налоговой
системы России
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
Данная тема курсовой работы актуальна, так как в условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Целью работы является анализ налогов, их роль в экономике. Для достижения этой цели нами поставлены следующие задачи:
Поставленные нами задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы. Первая глава работы посвящена налогам РФ, их значению для государства.
Во второй главе подробно изложены роль и значение налоговой системы, раскрыты её основные функции.
Третья
глава, заключительная, описывает все
недостатки и преимущества существующей
сегодня налоговой системы и методы
и пути оптимизации системы налогов и
сборов в РФ.
1.Экономическое
содержание налогов
Теория налога и практика налогообложения развивались вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов. По мере социально-экономического развития общества налоги становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики и международных экономических отношений, движения капиталов. Одновременно налоги должны восприниматься налогоплательщиками как форма участия в решении общенациональных задач.1
Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако их изначальное предназначение, смысл в своей основе сохраняются.
Налог как экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства. Объективная сторона налогов проявляется на практике при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов. Объективную сторону имеют и разновидности налогов, включенных в налоговую систему государства. Основные налоги имеют в качестве основы факторы экономической деятельности, а также индивидуальное воспроизводство.
Конкретные виды, уровень ставок, система льгот, распределение налогов по уровням государственной системы определяются условиями той или иной страны. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные «черты лица» налоговой системы государства. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.
Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Такими признаками являются обязательность (принудительность) уплаты, безвозмездность и безэквивалентность.
Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательство стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплательщикам в той или иной форме (преимущественно в «неосязаемой»), хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом получения бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости. О возмездности налогов можно говорить как о явлении, воспринимаемом общественным сознанием, а не как о реально существующих экономических отношениях.
Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации (Часть первая, ст. 8).
1.
Под налогом понимается
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2.
Под сбором понимается
физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Данная трактовка налогов и сборов вызывает определенные замечания. Под определение налогов попадают штрафы за налоговые и административные правонарушения. Кроме того, часть налогов не идет прямо на финансовое обеспечение деятельности государства, формируя некоторые внебюджетные фонды. Возражения вызывают и ссылки на взимание налогов в форме отчуждения собственности. В прямом смысле слова отчуждение собственности невозможно без решения суда. Излишней представляется и детализация форм взимания налогов. Вызывает замечания разделение налогов и сборов. Из Налогового кодекса вытекает, что эти различия связаны с регулярным характером налогов и преимущественно разовым характером сборов. Следует отметить, что в других нормативных документах дается несколько иное определение налогов. Так, в Бюджетном кодексе РФ определено, что «налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента».2
Конституции
РФ определено, что каждый обязан платить
законно установленные налоги и
сборы. Налоги взимаются только с законных
операций, т. е. налоги характеризуются
легитимностью. Налог уплачивается в целях
финансового обеспечения деятельности
государства. Налоги всегда были и остаются
базовой составляющей государственных
доходов. Именно за счет налогов в преобладающей
степени формируется централизованный
фонд денежных средств, который является
финансовой основой обеспечения деятельности
государства: содержания государственного
аппарата и армии и решения всего комплекса
социально-политических, экономических,
экологических и целого ряда других задач
общенационального значения.3
2. Налоговая
система и ее структура
Научный подход к построению рациональной системы налогообложения предполагает, во-первых, системность, во-вторых, установление основополагающей базы этой системы и, в-третьих, формирование правовой базы, направленной на претворение в жизнь основных налоговых принципов.
Требование системности состоит в том, что все налоги должны быть взаимосвязаны и органически дополнять друг друга, не вступать в противоречие с системой налогообложения в целом и с отдельными ее элементами. Основополагающей базой построения налоговой системы является объем бюджетных расходов. Налоги - не самоцель, а средство для выполнения государством своих функций, и с этих позиций они производны от государственных расходов.
Налоговая система - продукт налогового законодательства. Она создается в результате принятия ряда законодательных актов, которые закрепляют как определенные принципиальные положения, так и виды налогов, порядок исчисления и взимания каждого из них, обязательный для всех субъектов налогообложения. Поскольку налоговая система - это совокупность разных видов налогов, подбираемых в целях реализации определенных принципов, она характеризуется прежде всего структурой налогов. Государственная налоговая политика находит воплощение в определенной структуре налогов, которая изменяется под влиянием экономических, социальных и политических факторов.
Впервые научно обоснованное системное учение о налогах создано А. Смитом. В своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он отметил, что формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства и что налоговая система — это более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов в пользу государства.4 Известный американский экономист Р. Масгрейв сформулировал основные требования к налоговой структуре :