Прибыль и ее стимулирующая роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение экономической прибыли предприятия как экономической категории.

Содержание

Введение.....……………………………………….………………..…....3
1. Экономическая сущность прибыли. Функции прибыли…...……........5
2. Экономическая прибыль – понятие и источники ее формирования..10
2.1. Академический, бухгалтерский и предпринимательский подходы к оценке прибыли....................................................................................................10
2.2. Академический подход.................................................................................11
2.3. Предпринимательский подход.....................................................................13
2.4. Бухгалтерский подход...................................................................................15
3. Источники экономической прибыли предприятия................................16
3.1. Неопределенность, риск и прибыль.............................................................16
3.2. Неопределенность, инновации и прибыль..................................................17
3.3. Монопольная прибыль..................................................................................18
3. 4. Экономическая прибыль с позиции оценки стоимости компании..........20
4. Роль экономической прибыли с позиции мотивации персонала.........23
Заключение..............................................................................................30
Список используемых источников..........................................................31

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

                                         Содержание 

Введение.....……………………………………….………………..…....3

1. Экономическая сущность прибыли. Функции прибыли…...……........5

2. Экономическая прибыль – понятие и источники ее формирования..10

2.1. Академический, бухгалтерский и предпринимательский подходы к оценке прибыли....................................................................................................10

2.2. Академический подход.................................................................................11

2.3. Предпринимательский подход.....................................................................13

2.4. Бухгалтерский подход...................................................................................15

 3. Источники экономической прибыли предприятия................................16

3.1. Неопределенность, риск и прибыль.............................................................16

3.2. Неопределенность, инновации и прибыль..................................................17

3.3. Монопольная прибыль..................................................................................18

3. 4. Экономическая прибыль с позиции оценки стоимости компании..........20

4. Роль экономической прибыли с позиции мотивации персонала.........23

Заключение..............................................................................................30

Список  используемых источников..........................................................31

                                             

                                               
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Введение

 

     Состояние рыночной экономики на современном этапе предполагает жесткие требования к управленческой системе предприятия. Постоянные изменения экономической ситуации требуют быстрого реагирования управленческого аппарата, чтобы поддержать финансовое состояние организации и выгодно изменить политику предприятия в сторону сложившейся ситуации.

     Основой деятельности предприятия является прибыль, это источник существования  и развития, основная цель и показатель результатов деятельности. Предприятие самостоятельно планирует развитие своей деятельности, исходя из фактора спроса на производимую продукцию, своих возможностей и необходимости дальнейшего развития. Самостоятельно планируемым показателем является и прибыль и варианты и способы ее достижения.

     Одним из основных требований функционирования предприятий являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение  в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача фирмы – осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия.

     Целью данной курсовой работы является изучение экономической прибыли предприятия как экономической категории. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Обобщить  научную литературу по данному вопросу, сформулировав основные тезисы:

  Рассмотреть экономическую сущность прибыли, обозначив ее функции.

     Обозначить  понятие и источники формирования экономической прибыли.

     Рассмотреть вопрос положения экономической  прибыли с позиции оценки

стоимости компании.

     Выявить роль экономической прибыли в экономике, изучив значение экономической прибыли с позиции мотивации персонала (безусловно, роль в экономике прибыли в общем и экономической прибыли в частности этим не ограничивается, однако в данном исследовании ярко представлена роль именно экономической прибыли в экономике). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экономическая сущность прибыли. Функции  прибыли
 

    Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен для выхода на новые рынки или проведение дорогостоящих рекламных компаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят все же тактический характер и, в конечном счете, подчинены решению главной стратегической задачи – получения возможно большой прибыли [3].

     В условиях рынка прибыль предопределяет решение что, как и в каких  размерах производить. Поэтому каждого производителя товаров и услуг интересует вопрос: при каком количестве производимого (реализуемого) товара, и при какой цене на него можно получить максимальную прибыль. Теория прибыли получила отражение в учениях всех крупных экономистов со времени становления классической школы. Первыми истолкователями прибыли были меркантилисты, которые считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате продажи по более высокой цене. Физиократы считали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит к росту потребительных стоимостей сверх издержек производства. А. Смит и Д. Рикардо обосновали идею создания прибавочной стоимости в отраслях материального производства. Смит определял прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста.

     К. Маркс называл прибыль превращенной формой прибавочной стоимости, порожденной  всем авансированным капиталом, а источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников. Он исследовал условия превращения прибавочной стоимости в прибыль и среднюю прибыль, показав объективные и субъективные границы роста прибыли. В современной экономической науке можно выделить основные теории:

     производительного капитала (прибыль есть результат функционирования капитала как обязательного фактора любого производства);

     воздержания (прибыль – вознаграждение капиталиста  за отсрочку личного потребления  собственного капитала, за риск в ожидании эффекта от вложенных в производство средств);

     прибыли как трудового дохода от предпринимательской  деятельности во всех ее видах;

     прибыли как результата существования монополии.

     Общим признаком указанных теорий является признание источником прибыли новаторской  творческой деятельности предпринимателя [5].

     Для фирмы большое значение имеет  размер прибыли. Чтобы судить о размере  прибыли, необходимо учитывать способы  ее измерения. Абсолютная величина прибыли  безотносительно к обороту или  величине активов фирмы ничего не говорит. Так, годовая прибыль в 1 млрд. руб. для фирмы с капиталом в 10 млрд. руб. – это весьма значительно, но очень мало для фирмы с капиталом в 100 млрд. руб. Поэтому величину прибыли за год сопоставляют или с годовым оборотом фирмы, или с ее капиталом.

     Прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство. Специфического, во-первых, потому, что предпринимательство, в отличие от капитала или земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Эта специфика предпринимательства как фактора производства проявляется через его функции. Функциями предпринимательства являются: соединение других ресурсов – труда, капитала, земли – для производства товаров или услуг; принятие основных решений, связанных с деятельностью фирмы; осуществление нововведений в производстве или в сбыте продукции; взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предпринимательских функций. Предприниматель в результате выполнения этих функций вправе претендовать на определенный доход – прибыль.

     Прибыль – это разница между суммарной  выручкой, или суммарными поступлениями, которые получает фирма от продажи  своей продукции, и суммарными экономическими издержками, которые несет фирма  для того, чтобы произвести эту продукцию [1].

     Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль  не является своеобразной равновесной  ценой, установленной в договорном порядке, а выступает в качестве остаточного дохода. Современные  экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за выполнение функции предпринимателя, т. е. как доход от фактора предпринимательства. Раскроем природу этого вида дохода. Прибыль как разница между объемом продаж и издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую.

     Прибыль как конечный результат функционирования производства на уровне фирмы является элементом взаимоотношений всех участников производственного процесса. В функционирующей фирме прибыль  выполняет определенные функции, основополагающими  из которых являются:

     распределительная – создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры  капитала, сведение к минимуму риска  банкротства;

     стимулирующая – снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований;

     оценочная – дает возможность провести оценку эффективности работы предприятия (получение прибыли на предприятии  означает, что полученные доходы превышают  все расходы, связанные с его  деятельностью).

     Получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может, как  правило, иметь длительного характера, так как конкуренция в конце  концов ведет к выравниванию условий  хозяйствования, повсеместному распространению  технических нововведений и т. п. Но с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, и с этой точки зрения мы вправе рассматривать прибыль как постоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую роль.

     Стремление  получить экономическую прибыль, обойти конкурентов, укрепить свои позиции на рынке – постоянно действующий мотив предпринимательской деятельности, толкающий экономику вперед, к постоянному развитию. С одной стороны, ожидание высокой экономической прибыли стимулирует наиболее эффективное использование ресурсов. Рассчитывая на получение экономической прибыли, предприятие стремится так организовать производство и сбыт продукции, чтобы добиться снижения затрат, повышения отдачи от используемых факторов производства, и с этой целью он осуществляет технические нововведения, осваивает новые производства. В конечном итоге это способствует экономическому росту и более полному удовлетворению потребностей.

     С другой стороны, существование экономической  прибыли способствует эффективному распределению ресурсов между альтернативными способами их применения. Наличие в какой-либо отрасли прибыли, превышающей средний нормальный ее уровень, сигнализирует о большей привлекательности данной сферы приложения ресурсов. Это сигнал о том, что на данный вид продукции существует высокий спрос, и что общество заинтересовано в расширении ее производства. В ответ на полученный сигнал, в эту отрасль направляются ресурсы из других отраслей, где их использование приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурсов возрастает в целом эффективность функционирования экономической системы. Но прибыль не только создает стимулы для расширения производств, продукция которых пользуется спросом, но и выступает источником финансирования такого расширения. Предприятия, получающие более высокую прибыль, имеют возможность, по крайней мере, часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций, - причем не только на расширение масштабов производства, но и на его совершенствование, на разработку и внедрение новой техники и т. д. Другими словами, получение фирмой экономической прибыли сегодня создает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности для получения такой прибыли и в будущем [10].

Информация о работе Прибыль и ее стимулирующая роль в экономике