Понятие собственности в условиях переходной экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие собственности как экономической системы………………………5
1.1. Собственность в системе экономических отношений…………………..5
1.2. Собственность как экономическая категория…………………………...7
1.3. История происхождения, становления и развития собственности…...10
1.4. Многообразие форм собственности в условиях рыночной экономики...................................................................................................13
2. Собственность в условиях переходной экономики России……………….17
2.1. Общая характеристика рыночной реформы……………………………17
2.2. Преобразования собственности в переходной российской экономике....................................................................................................18
2.3. Общие проблемы и противоречия приватизации в России. Этапы и итоги приватизации………………………………………………………22
3. Общие перспективы развития разных форм собственности в российской экономике……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33
Приложения...........................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

      1) Доваучерная приватизация. Она проводилась  в основном в форме выкупа  арендованного имущества и охватывала  в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

      2) Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало  преобразование государственных  предприятий в акционерные общества  открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

      3) Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов.

      4) Залоговые аукционы. Государство, с целью покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Нормативной базой для залоговых аукционов послужил Указ Президента РФ "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеративной собственности" от 31 августа № 889.

      К июню 1994г. 85 тыс. магазинов, предприятий  общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые  предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы. Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения 144 млн. ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую – за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994г. ими стали 15тыс. С середины 1994г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Как показали социологические опросы, лишь 6-7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.

      Малая приватизация не достигла своей главной  экономической и социальной цели – создать мощный средний класс, который во всех развитых странах  является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время всего около 1 млн. малых предприятий ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Еще более противоречивыми и во многом негативными оказались итоги большой приватизации. И этот способ «рассеивания собственности» не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательным вкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения. На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности. В результате 3 млн. граждан был нанесен ущерб в 6 трлн. руб. (тогда это соответствовало 13 млрд. долл.).

      Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второго стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно, доминирует в экономике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.

            По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и в целом благоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многом негативными. Это относится как к малой, так и к большой приватизации. Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление экономического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета.

      Несмотря  на то, что пройдены крупные этапы  в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах преобразования собственности. Имея уже достаточно очевидный опыт массового и радикального преобразования собственности, необходимо избегать радикальных, непродуманных и не просчитанных по экономическим результатам решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Общие перспективы  развития разных  форм собственности  в российской экономике 

      В процессе формирования рыночных отношений  доля государственной собственности  постепенно сокращается, зато развиваются  различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности.

      Различные формы собственности, функционирующие  в общей системе экономических  отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности переходом к частной форме собственности. Фермерские хозяйства (это индивидуальные предприятия) во многих случаях не теряют производственных и экономических связей с колхозами и совхозами, у которых они " унаследовали" землю и определенную часть средств производства.

      В настоящее время в нашей стране полным ходом идет переход на "рельсы" рыночной экономики, вырабатываются специфические для нас черты. В каждом государстве экономические отношения собственности вообще и собственности граждан в частности приобретают соответствующее правовое регулирование, которое осуществляется преимущественно нормами гражданского права.

      Рыночная экономика объективно требует развития мелкого производства, которое может осуществляться в форме частного предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности и др. В 1991 г. в негосударственном секторе экономики России, наряду с предприятиями коллективной и смешанной форм собственности, начали действовать и предприятия, которые базируются на частной собственности физического лица. В настоящее время количество данных предприятий значительно увеличилось. Однако, несмотря на такое количественное увеличение, эти предприятия пока еще не играют большой роли в национальной экономике. Исходя из этого, можно предвидеть, что в ближайшие годы развитие процессов разгосударствления и приватизации собственности в промышленности России будет происходить в направлении повышения роли и части коллективной собственности за счет резкого увеличения хозяйственных товариществ и обществ.

      В настоящее время приватизация носит  постепенный и «точечный характер»  в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

      Перспективы российской экономики во многом будут  зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Показателен в этой связи опыт китайских реформ. После их начала в 1978г. в стране были созданы миллионы небольших частных предприятий (в том числе действующих в сельской местности волостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более ½ ВВП КНР.

            К сожалению, в России вновь созданных в послереформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее большинство из них  занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского  назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.

            Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России. 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Общественная  мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности. В социально-экономической  литературе, в  том  числе  и  юридической, широко распространено определение собственности как присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и посредством определенной  общественной  формы  или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение.

      В современных условиях вряд ли можно  найти страну, где бы в чистом виде существовал только один тип  собственности - частная или общая. Поэтому современную экономику  называют смешанной, т.е. в ней можно  обнаружить оба типа собственности. Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы.

      Итак, дальнейшее экономическое развитие России в совершенствовании форм собственности. После долгих лет  господства государства и отчуждения человека от собственности, в стране стало формироваться общество, ориентированное на то, что каждый его член имеет право быть собственником. Незавершённость в настоящее время процессов формирования различных форм собственности  создаёт широкое поле деятельности для различных научных исследований на границе двух смежных наук – экономики и юриспруденции, рекомендации которых необходимо апробировать на практике с тем, чтобы определить оптимальные для экономически развитого общества формы собственности и отношения по поводу распоряжения данной собственностью.

      Проведение  рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности и их равной правовой защиты создают материальные предпосылки  для формирования в Российской Федерации  нового класса собственника, ограничивают государство в «беспределе» по отношению к индивидууму экономической деятельности, освобождают личность от постоянного страха перед «аппаратом насилия» и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности. Демократизация политического режима в России, трансформация отношений собственности, создание многообразия её форм – вот залог экономического процветания Российской Федерации.

      Эволюционный  путь развития собственности предполагает, что преимущественное развитие получают те формы собственности, которые доказывают свою жизнеспособность. Революционный путь смены форм собственности заключается в насильственном утверждении господства новых форм собственности.

Информация о работе Понятие собственности в условиях переходной экономики России