Особенности переходной экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить особенности перехода к рыночным отношениям в России.
Объектом исследования является Россия, как страна, проводящая рыночные преобразования.
Предметом исследования являются рыночные реформы, проводимые в нашей стране, и их особенности.

Содержание

Введение
1. Переход к рынку.
1.1. Проблемы перехода к рынку
1.2. Рынок: понятие и особенности
2. Концепции перехода к рыночной экономике.
2.1. Общая концепция перехода России к рыночной экономике
2.2. Программа экономических реформ
3. Особенности переходной экономики в России
3.1. Понятие переходной экономики.
3.2. Закономерности перехода к рыночной экономике.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

эконом.теория курсак.docx

— 63.55 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  

1. Переход к рынку.

    1.1. Проблемы перехода к рынку

    1.2. Рынок: понятие  и особенности

2. Концепции  перехода к рыночной экономике. 

   2.1. Общая концепция перехода России к рыночной экономике  

   2.2. Программа экономических реформ  

3. Особенности  переходной экономики в России 

   3.1. Понятие переходной экономики.   

  3.2. Закономерности перехода к рыночной экономике.   

Заключение 

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

           Историческая реальность сложна и представляет собой целостный  комплекс разнообразных явлений, событий  и фактов (военных, культурных, социальных, политических, экономических.). Все  они, конечно, связаны между собой. Но историю любой страны можно  оценивать и как череду событий, происходящих в экономике. Не исключение и история России, которую можно  рассматривать как ряд экономических  реформ, сменяющих одна другую. Судьба этих реформ часто была очень непростой - ни одна из них практически не доведена до логического завершения. Этим объясняется  актуальность выбранной для курсовой работы темы.

   Задача работы - на основе изучения литературы и дополнительных материалов по выбранной теме, осветить экономические реформы, предшествующие переходу к рынку, рассмотреть причины необходимости перехода России к рыночным отношениям, провести анализ результатов рыночных реформ.

     Цель  работы - выявить особенности перехода к рыночным отношениям в России.

     Объектом  исследования является Россия, как страна, проводящая рыночные преобразования.

   Предметом исследования являются рыночные реформы, проводимые в нашей стране, и их особенности.

      Переходная  экономика – это такое состояние экономики, при котором происходит отмирание старой и становление новой экономической системы. Переходная экономика характеризует "промежуточное" состояние общества – эпоху экономических, политических и социальных преобразований. В исторически небольшой отрезок времени меняются:  
- отношения собственности;  
- способы распределения ресурсов;  
- типы воспроизводства;  
- цели и средства экономического развития;  
- модели мотивации;  
- правовые институты.  
        Для переходной экономики характерны неустойчивость, наличие множества вариантов "конечных" пунктов перехода, большая роль внеэкономических факторов. Направленность, выбор конечной цели, продолжительность существования переходной экономики во многом зависят от соотношения различных социальных сил, партий, содержания экономической политики, степени поддержки политики государства населением и т.п.  
       Особенности переходной экономики России посвящена эта работа.
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Переход к рынку.

1.1. Проблемы перехода к рынку

      Современная экономическая наука сегодня  по-новому рассматривает многие процессы, происходящие в нашем обществе. Это  касается проблем собственности, соотношения  плановых и рыночных методов регулирования  хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами, пределами  использования товарно-денежных отношений  и общественных отношений и общественной жизни. Внедрение новых подходов заставляет заглянуть в историю. Знание истории позволяет увереннее  строить планы и программы  предстоящих действий, избегать допущенных ранее ошибок. В истории существования  человеческого общества существовали самые различные социальные и  экономические структуры. Одни из них отличались гибкостью и подвижностью, а, следовательно, не ограничивали развитие общества. Другие - страдали жесткостью и поэтому, даже если они сначала отражали какие-то реальные социально-экономические процессы, то, в конце концов, превращались либо в голые абстракции, либо, будучи наложенными на развивающийся живой социальный организм, давили и деформировали его.

      Нечто подобное имело место и в истории  развития нашей страны. Насаждение жестких, не допускающих каких-либо отклонений единообразных структур охватывало все сферы жизни общества. Так, в экономике это выразилось в жестком директивном планировании, доведенном до абсурда, когда по каждой позиции товарных ресурсов создавались  соответствующие службы на всех уровнях  управленческой иерархии, начиная от предприятия и кончая министерством  и Госпланом СССР. План стал законом, но реального положения вещей  не отражал и не мог быть выполнен. Но особенно ярко в экономической  сфере данные структуры проявились в отношениях собственности. Если в первые годы Советской власти в стране имели место самые различные формы собственности и основанные на них формы хозяйствования, то уже к середине 30-х годов практически все формы хозяйствования были обобществлены, т.е. переведены в государственную или колхозно-кооперативную собственность, что фактически также являлось государственной собственностью. Что же касается личной собственности граждан, то хотя она и имела формальное право на существование, реально она в общественном сознании оценивалась как пережиток прошлого, затем как признак потребительства и конформизма. В 50-х годах процесс дискриминации всех других форм собственности и соответственно их субъектов был доведен до своего логического завершения. В Уголовном кодексе РСФСР, вступившем в силу с 1 января 1961 года, ответственность за покушения на государственную и общественную собственность стала, как правило, в два раза выше, чем за покушения на собственность личную.

      В результате практически все, сложившееся  прежде, до революции, в нашей стране, и позже в передовых капиталистических  странах было либо разрушено, либо отброшено  как ненужное, вредное, несоциалистическое, мешающее строить светлое будущее  общество. Итогом этого стала потеря человека как главного субъекта и  объекта не только производства, но и жизни общества. Глобализм, всеобъемлющая идеологизация, игнорирование элементарных экономических и социальных требований сделали человека винтиком какого-то огромного, чуждого интересам конкретных людей механизма. Человек лишается возможности проявить свою личную инициативу, деловые качества, что имеет ключевое значение в развитии рыночных отношений.

      Однако  с демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, в связи с этим были предприняты попытки реализации данной цели, порой не самые удачные, но, на мой взгляд, достойные рассмотрения, поскольку именно с них началась медленная и болезненная ломка  наших старых экономических стереотипов.

      На  исходном этапе, в 1985-1986 годах, перестройка  базировалась на предположении, что  начавшаяся демократизация управления экономикой наряду с более разумной политикой приведет к росту эффективности  общественного производства и подъему  народного хозяйства страны. Была объявлена концепция ускорения  социально-экономического развития на основе более полного использования  научно-технического прогресса.

      Для ускорения НТП намечалось, прежде всего, резко увеличить капиталовложения в машиностроение как главную  отрасль, от которой зависит практическое использование научно-технических  достижений, ибо материализация научных  идей невозможна без машин и технологического оборудования.

      Однако  уже к концу 1986 года возобладал иной замысел курса к эффективной  экономике. Непременным условием этого  курса стало осуществление радикальной  реформы управления экономикой, кардинальное преобразование хозяйственного механизма во всех звеньях и особенно в основном звене - на предприятиях. Главная ставка делается на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление предприятий всех отраслей народного хозяйства. Вводится новая система оплаты труда, повышаются тарифы и должностные оклады, предприятиям предоставляются широкие возможности самостоятельного изменения индивидуальной заработной платы работников. На хозрасчет переводятся даже научные организации, директивный государственный план заменяется госзаказом. Но трехлетняя хозрасчетная эйфория сменяется глубоким разочарованием. Уже в 1988 году становится ясно, что вместо ускорения происходит замедление социально-экономического развития. Экономика оказалась в 1989 году в кризисном состоянии (глубокое расстройство финансовой системы, падение реального курса рубля, галопирующая инфляция, глобальные дефициты, расцвет теневого рынка товаров и услуг).

      Это произошло из-за неудачной реализации хозрасчетной идеи. Основная причина  заключалась в том, что вместо преобразования всего хозяйственного механизма были предприняты попытки  изменить только оплату труда, схему  распределения дохода предприятий  и частично модифицировать планирование. В то же время такие важнейшие  части системы управления, как  формы и отношения собственности, организационные структуры управления, финансово-кредитный и ценовой механизмы, условия найма и увольнения, материально-техническое обеспечение остались прежними. Не был разработан и приведен в действие и механизм конкуренции.

      В этих условиях предприятиям, перешедших на хозрасчет, удалось без особого  труда увеличить зарплату за счет повышения оптовых цен (сказалось  несовершенство ценового механизма), производства выгодной, прибыльной продукции (ограниченный плановый госзаказ, отсутствие конкуренции  и борьбы за потребителя позволили  это сделать), введения льготных нормативов оплаты труда. Поскольку потребитель был не в силах влиять на производителя (глобальный дефицит, отсутствие выбора), производитель использовал распределительный механизм таким образом, чтобы увеличить доход, прибыль, фонд оплаты труда, не наращивая объемы и производительность труда, не улучшая качество продукции, не снижая издержек.

      За 1986-1990 годы средняя заработная плата  рабочих и служащих увеличилась  со 190 до 270 рублей в месяц, т.е. в 1,4 раза, в то время как рост производительности труда был примерно в 5 раз меньше, а повышение качества продукции  практически не наблюдалось.

      Период  перестройки ознаменовался возрастанием внимания к бедственному положению  советских людей. Тем не менее, сущность экономики состоит в том, что  сочувствие и желание помочь сами по себе здесь ничего не решают. Чтобы  люди жили лучше, надо производить больше товаров и услуг высокого качества. Этим искусством мы, к сожалению, еще  до сих пор не овладели. Но правительство  обеспечивало активную социальную политику при помощи повышенной эмиссии, однако если на эти деньги не выпускается  адекватного количества товаров, то возрастает не уровень жизни, а очереди, дефициты и спекуляция, что и наблюдалось  на первых этапах перехода к рыночной экономике.

      По  имеющимся данным, в 1988 году было дополнительно  напечатано 11 млрд. руб., в 1989 году - уже  свыше 25 млрд., хотя Верховный Совет  СССР принял решение ограничить эмиссию  в истекшем году 10 млрд. руб.

      Перестройка мало что изменила и в структурной  стратегии экономики. С давних пор  было заведено направлять основную массу  государственных средств на развитие индустрии, оборону, возведение множества  долго- строящихся объектов.

      В 1989 году правительство и народные депутаты осознали необходимость придания новой направленности радикальной  реформе экономикой. В основу стратегии  преобразования хозяйственного механизма  закладывается идея его построения по рыночным принципам. Соответствующая правительственная программа была одобрена Съездом народных депутатов СССР в ноябре 1989 года, хотя уже тогда некоторые депутаты не сочли ее достаточно радикальной. К моменту принятия первой правительственной концепции осуществления радикальной реформы глубина дефицитов, степень расстройства денежного обращения, инфляция были таковы, что настоятельно требовалось проведение стабилизационных предреформенных мер. Однако такие меры не были осуществлены, и к весне 1990 года экономическая ситуация еще более ухудшилась.

      В этих условиях правительство принимает  решение несколько отойти от концепции  реформы, принятой еще в конце 1989 года, и реализовать программу  форсированного перехода к планово-регулируемой рыночной экономике. Но, поскольку данная программа предусматривала первоочередную реформу государственных розничных, оптовых и закупочных цен, в результате проведения которой различные цены на товары народного потребления  должны были возрасти, она не была принята  Верховным Советом СССР.

      К осени 1990 года правительство вносит на рассмотрение Верховного Совета СССР третий вариант программы с более смягченной реформой розничных цен. Но к этому периоду был разработан альтернативный вариант программы перехода к рыночной экономике, который стал известен под названием - программа 500 дней.

      Эта программа отличалась большим радикализмом, обозначенными сроками переходного  этапа, предложениями о кардинальном разгосударствлении собственности  и ее приватизации, отказом от реформы  государственных цен с ориентацией  на прямой переход к рыночным ценам.

      В связи с тем, что найти взаимоприемлемый компромиссный вариант правительственной  программы и программы 500 дней не удалось, были предоставлены особые полномочия президенту СССР, в т.ч. право  издавать указы о путях перехода к рыночной экономике. Верховный  Совет СССР в октябре 1990 года одобрил представленные на его рассмотрение Президентом СССР Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике, которые аккумулировали положения правительственной программы и частично программы 500 дней. Но единой согласованной с союзными и республиканскими органами концепции и программы перехода к рыночной экономике разработать не удалось. Почему так происходит? Несмотря на всеобщее осознание перехода к рыночной экономике, нельзя не признать того, что развитие общества в целом, включая экономическое, осуществлялось не по заранее намеченным планам и программам, а в соответствии с исторической волей, объективными законами цивилизации и прогресса. Больше всего попыток перестроить мировую систему в соответствии с замыслами отдельного человека или группы людей выпало на конструкторов социализма. Социалисты-утописты строили замечательные по замыслу, но абсолютно нереальные по претворению в жизнь проекты. К.Маркс, упрекнув философов прошлого в том, что они только объясняли мир, не говоря, каким образом надо изменить его, предложил способ изменения, заключавшийся в ликвидации революционным путем капиталистической системы и построении социализма. И так уж случилось, что именно в нашей стране Ленин воплотил идею Маркса, достигнув цели своими характерными способами. Что касается капитализма, воплотившего рыночную экономику в действительность, то он шел к ней не дорогой программ. Ни Адам Смит, ни Джон Мейнард Кейнс в отличие от Леонида Абалкина, Станислава Шаталина, Григория Явлинского не предлагали концепций, основных направлений и тем более конкретных по этапам и срокам программ перехода к рыночной экономике, ограничиваясь трактовкой роли и места рынка и анализом способов его регулирования. Капитализм двигался к рынку очень долго, естественным путем, через кризисы, лишения, преодоление трудностей. Несмотря на отрицательные последствия внедрения программ перехода к рыночной экономике, я думаю, что все равно нельзя останавливаться и ждать, куда кривая выведет. Такая программа обязательно должна быть, только в более упрощенной форме, то есть в ней не должны четко определяться сроки, пути и способы достижения целей, указанных в программе, а просто нужно выбрать какое-то общее направление перехода от административной к рыночной экономике, наиболее общие принципы и общую последовательность их осуществления. Я считаю, что ни один великий гений не способен предвидеть четкий образ будущей экономической системы и детально осуществить его реализацию, исключение, на мой взгляд, составляет лишь первый этап перехода. В этом случае реально выглядит установление каких-либо сроков, исполнителей и так далее. Мне кажется, что самым важным и главным в переходе к рынку является предоставление свободы каждому человеку, его заинтересованность в этом переходе и, конечно, создание условий для свободного движения человека, выявление его творческой инициативы и возможность ее внедрения в жизнь. Ведь в любой программе рано или поздно может произойти сбой, а для этого нужно заранее предусматривать подобные ситуации и выходить из них с учетом психологической реакции людей по отношению к происходящему.

Информация о работе Особенности переходной экономики в России