Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие собственности как экономической системы………………………5
1.1. Собственность в системе экономических отношений…………………..5
1.2. Собственность как экономическая категория…………………………...7
1.3. История происхождения, становления и развития собственности…...10
1.4. Многообразие форм собственности в условиях рыночной экономики...................................................................................................13
2. Собственность в условиях переходной экономики России……………….17
2.1. Общая характеристика рыночной реформы……………………………17
2.2. Преобразования собственности в переходной российской экономике....................................................................................................18
2.3. Общие проблемы и противоречия приватизации в России. Этапы и итоги приватизации………………………………………………………22
3. Общие перспективы развития разных форм собственности в российской экономике……………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33
Приложения...........................................................................................................34
2.
Собственность в
условиях переходной
экономики России
2.1
Общая характеристика
рыночной реформы
Для
эффективного функционирования рыночной
экономики необходим ряд
Данные
условия создаются в ходе глубинных
преобразований в отношениях собственности,
замены планового механизма
Очень сложна проблема очередности шагов экономической реформы. Приватизация и демонополизация, структурная перестройка, интеграция в мировую экономику, формирование конкурентной среды – длительные процессы.
Элементами «шоковой терапии» в экономике являются либерализация цен, ликвидация «денежного навеса» и переход к структуре цен мирового рынка; либерализация внешней торговли; дорегулирование экономики; отмена субсидий; резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая кредитно-денежная политика; быстрая приватизация. Схему «Шоковой терапии» в чистом виде в России применить было нельзя: либерализация цен и приватизация как долговременные процессы протекают параллельно, а не последовательно. Этап выявления несостоятельный предприятий и их продажи на аукционе начался спустя три года после объявления широкомасштабной приватизации.
Институциональная политика включает регулирование возникновения и развития социально-экономических субъектов рынка. Эти изменения происходят и на уровне предприятия: коммерциализация, акционирование, демонополизация. Целью структурной политики является приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные сферы, ускоренное развитие инфраструктуры и потребительского сектора. Нормальное функционирование рыночной экономики предполагает развитую инфраструктуру.
Социальная
политика в период рыночных реформ
должна отражать приоритеты в отношениях
с различными слоями населения. Система
социальной поддержки должна позволить
населению пережить переходный период,
приспособиться к рыночным отношениям.
2.2.
Преобразования собственности
в переходной российской
экономике
Преобразования собственности в России ассоциируются чаще всего с приватизацией. Однако приватизация является только одной из форм. Преобразования собственности включают в себя как перераспределение прав в рамках одной и той же формы собственности, так и переход от одних форм собственности к другим. В России государственными органами статистики ведется сбор и обработка информации о видах и формах собственности основных экономических агентов. Для этих целей используется Классификатор форм собственности, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 20 апреля 1993 г. (см. Приложение 3).
Классификатор форм собственности предусматривает наличие в нашей стране различных форм собственности, включая иностранную и смешанную собственность с совместным российским и иностранным участием. О соотношении форм собственности в современной российской экономике можно судить по данным Таблицы 1.
Таблица 1
Государственная
и негосударственная
собственность в
России, %
|
Для экономического подхода вопрос об эффективном использовании имущества, переходящего от одного собственника к другому, является главным. Поэтому именно экономические критерии преобразования форм собственности являются важнейшими для определения соответствия конкретных путей и форм преобразования собственности историческому и экономическому прогрессу. Игнорирование этого обстоятельства может привести к таким преобразованиям, которые приведут к большим потерям, и общественному регрессу. Поэтому только экономический анализ позволяет получить более глубокое, конкретизированное и внутренне расчлененное знание о реальном содержании собственности. Данный подход характерен для всех основных направлений экономической теории. Теория эффективного и рационального распределения ресурсов, обосновывая критерии перемещения ресурсов из негосударственного (частного) сектора в государственный (общественный), выдвигает следующее требование. Преобразование собственности путем перемещения средств и ресурсов из одного (частного) сектора в другой (общественный) возможен и экономически оправдан, если потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньше дополнительных выгод в государственном (общественном) секторе. Этот экономический критерий с некоторыми уточнениями может быть применен универсально ко всем иным формам собственности и перераспределяемым правам собственности. Однако принимаемые решения о преобразованиях собственности в переходной экономике зачастую, как показывает опыт, могут диктоваться и иными обстоятельствами: политическими, интересами теневого и криминального капитала, избранным вариантом преобразований (радикальным или реформаторским). Все это может существенно повлиять на выработку рациональных экономических решений, что может привести к экономическим потерям в данный момент времени.
Вместе
с тем следует учитывать
Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы. Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов. Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ. Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает. Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.
В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс.долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма. В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.
Тем
не менее, одной из главных теоретических
и практических проблем явилось
разгосударствление, определение и
использование наиболее рациональных
путей, моделей приватизации.
2.3.
Общие проблемы
и противоречия
приватизации в
России. Этапы и
итоги приватизации
Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам. Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. "Об ускоренной приватизации государственных и муниципальных предприятий" явился основой для интенсификации процесса приватизации. Широкомасштабный процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет положений к нему вел процесс приватизации в состояние "технологического потока".
В чем состояли основные особенности российского процесса приватизации?
1)
Директивность. Решение о
2)
Приоритетность одной формы. В
качестве приоритетного
3)
Приоритет социально-
4)
Социальная деформированность
5) Форсирование развития фондового рынка. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка. Первоначальное распределение акций осуществлялось в следующем порядке. По первому варианту льгот для трудовых коллективов разрешалось приобретение по затратной подписке: 25% привилегированных акций, 10% обыкновенных акций и 5% акций составлял опцион для руководства предприятия. По второму варианту льгот — 5% голосующих акций для членов трудового коллектива. По третьему варианту — 20% для инициативной группы, берущей на себя ответственность за приватизацию убыточного предприятия, и 20% — для трудового коллектива. Остальные пакеты акций, принадлежащих государству, продавались на фондовом рынке.
Следует
отметить, что акции приватизированных
предприятий и образуемый ими фондовый
рынок существенно отличаются от их классических
аналогов. Курсовое поведение акций предприятий,
акционированных в порядке приватизации,
не отражало реальные инвестиционные
процессы или экономическую эффективность
представляемых ими предприятий. Тем не
менее, сегмент фондового рынка, порожденный
акциями приватизируемых предприятий,
явился важным катализатором рыночных
преобразований особого типа. Стремительное
развитие рынка фиктивного капитала сопровождалось
столь же стремительным сужением и деиндустриализацией
реального сектора, спад в котором к 1997
г. превысил 50% от уровня 1990 г.
Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие основные этапы российской приватизации.
Информация о работе Понятие собственности в условиях переходной экономики России