Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:34, курсовая работа
В зависимости от того, какой из определяющих факторов вызывает изменение спроса, можно выделить следующие виды эластичности спроса:
прямая эластичность спроса по цене;
эластичность спроса по доходу;
перекрестная эластичность спроса.
Эластичность предложения также бывает нескольких видов:
прямая эластичность предложения по цене;
перекрестная эластичность предложения.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
1. Понятие эластичности
как экономической категории ……………………………… 5
2. Понятие эластичности спроса ………………………………. 6
2.1. Эластичность спроса по ценам …………………………………..…. 6
2.1.1. Вычисление эластичности спроса ………………………..…... 8
2.1.2. Значения эластичности спроса ……………………………….. 10
2.1.3. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса …. 11
2.1.4. Основные факторы эластичности спроса по цене …………... 14
2.2. Эластичность спроса по доходу ……………………………………. 18
2.3. Перекрестная эластичность спроса …………………….…………... 22
2.4. Взаимосвязь видов эластичность спроса …………………..……..... 23
3. Понятие эластичности предложения …………………...… 24
3.1. Эластичность предложения по ценам ……………………………… 24
3.1.1. Основные факторы, влияющие на эластичность
предложения …………………………………………………… 25
3.1.2. Эластичность предложения
при различных временных рыночных периодах ……………. 27
3.2. Перекрестная эластичность предложения …………………………. 31
Заключение ……………………………………………………………... 33
Список использованной литературы ………………………... 35
Кратчайший период настолько мал, что производители не имеют возможности нанять дополнительное количество рабочих, закупить больше сырья или оборудования. Поэтому, в случае, если произойдет увеличение спроса на выпускаемый ими товар, продавцы не смогут увеличить предложение своей продукции, а отреагируют только повышением цен.
Рассмотрим рисунок 5. Например, фермер осенью привез на рынок весь свой урожай картофеля (Q1). При этом линия его предложения будет совершенно неэластична, так как не изменилась цена на рынке, фермер будет предлагать только количество товара, равное Q1. Если произойдет увеличение спроса (линия спроса сдвинется из положения D1 в D2), фермер отреагирует повышением цены с P1 до P2.
Рис. 5.
Предложение в кратчайшем
периоде (абсолютно
неэластичное предложение)
Короткий рыночный период
Короткий рыночный период - это период времени, в течение которого одни факторы производства постоянные, а другие - переменные (т.е. можно изменить их количество).
В коротком периоде к постоянным факторам производства можно отнести научно-технические разработки, оборудование, высококвалифицированных работников (чья подготовка требует длительного времени), здания и др. К переменным факторам производства в коротком периоде относят: работников с невысокой квалификацией, сырье и материалы, применяемые в производстве незадействованное оборудование и др.
Рис. 6. Предложение в короткий период (неэластичное предложение)
Например,
если увеличение спроса на картофель
произойдет в коротком периоде, то фермер
постарается задействовать всю имеющуюся
у него землю, применить соответствующие
удобрения, нанять дополнительное число
работников и тем самым увеличить объём
продаж с Q1 до Q2. В этом случае
также произойдет повышение цены c P1
до P2, однако оно не будет таким значительным,
как в кратчайшем периоде.
Длительный рыночный период
Длительный рыночный период - период времени, в течение которого все факторы производства переменные.
У производителей достаточно времени, чтобы закупить больше оборудования, подготовить высококвалифицированных специалистов, использовать новые достижения научно-технических разработок.
Рис.
7. Предложение в длительный
период времени (эластичное
предложение)
Из
графиков видно, что в длительном периоде
линия предложения имеет более пологий
наклон, чем в коротком (Рис. 6 и 7. Рассматриваем
прямую S1). Это объясняется тем, что
в длительном периоде производители имеют
возможность увеличить объём предложения
своего товара на большее количество,
чем в коротком периоде. И в случае, если
произойдет увеличение спроса на товар,
повышение цены в длительном периоде будет
меньше, чем в коротком.
Совмещение линий предложения
в кратчайшем, коротком и длительном рыночных периодах
Рыночные
периоды неодинаковы для
Рис.8. Совмещение линий предложения
в
кратчайшем, коротком
и длительном рыночных
периодах
На рисунке:
линия S1 – линия предложения в кратчайшем периоде,
линия S2 – линия предложения в коротком периоде,
линия
S3 – предложения в длительном
периоде.
Представим,
что произошло увеличение спроса,
и линия D1, сместилась в положение
D2. Сначала, в кратчайшем периоде
точка равновесия E1, займет положение
E2, а цена равновесия повысится с
P1 до P2, объем продаж Q1
не изменится. Далее, в коротком периоде
точка равновесия сместится в точку E3,
и равновесная цена снизится с P2
до P3, объем продаж увеличится с
Q1 до Q3. И, на конец в длительном
периоде точка равновесия займет положение
E4, цена снизится с P3 до P4,
объем увеличится с Q3 до Q4.
Таким образом, при увеличении спроса
сначала происходит резкое повышение
цены при том же объеме продаж, а затем
происходит постепенное понижение цены
и увеличение объема продаж [2, С.21-23].
3.2.
Перекрестная эластичность
предложения
Перекрестная эластичность предложения по цене показывает, как изменится предложение одного товара в ответ на изменение цены другого товара.
Перекрестная
эластичность предложения рассчитывается
аналогично перекрестной эластичности
спроса по цене.
Значение перекрестной эластичности различно для разных товаров:
1.
Товары заменители - повышение цены
на товар-заменитель вызывает сокращение
производства рассматриваемого товара
(и наоборот). То есть, в отличие от спроса
цена одного товара и предложение другого
товара в этом случае изменяются в разных
направлениях, и значение перекрестной
эластичности предложения будет отрицательным;
2. Дополняющие товары - если цена повышается на товар заменитель, производители увеличивают производство рассматриваемого товара (и наоборот). В этом случае цена одного товара и предложение другого товара изменяются в разных направлениях, т.е. значение перекрестной эластичности предложения будет иметь положительное значение.
3. Независимые товары - как и в случае со спросом, изменение цены одного товара не вызывает изменение предложения другого товара. Значение перекрестной эластичности предложения в этом случае будет равно нулю.
Заключение
Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.
Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать показателями эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.
Теория эластичности имеет важное значение для экономической политики.
В случае эластичного спроса на товар или услугу большая часть налога выплачивается производителем; в случае неэластичного спроса – потребителем: при эластичном спросе потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты, а при неэластичном – они этого сделать не могут по причине отсутствия заменителей этого товара.
В случае эластичного предложения, большая часть налога падает на потребителей; в случае неэластичного предложения – на производителей: эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги; при неэластичном предложении перераспределение ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.
Все выше приведенное и объясняет необходимость глубокого изучения не только таких экономических категорий как спрос и предложение, но и различных вариантов эластичности.
Список
использованной литературы
1. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича – СПб., 1994.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. / Пер. с. англ. 11-го изд. Т.2 – М.: Республика, 1995. – 400 С.: табл., граф.
3. Стэнлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих: Пер. с англ. – М.: Республика, 1994.
4. Курс экономической теории / Под. общ. ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: изд-во «АСА», 1994.
Информация о работе Понятие эластичности и их влияние на экономику