Понятие эластичности и их влияние на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от того, какой из определяющих факторов вызывает изменение спроса, можно выделить следующие виды эластичности спроса:
прямая эластичность спроса по цене;
эластичность спроса по доходу;
перекрестная эластичность спроса.
Эластичность предложения также бывает нескольких видов:
прямая эластичность предложения по цене;
перекрестная эластичность предложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
1. Понятие эластичности
как экономической категории ……………………………… 5
2. Понятие эластичности спроса ………………………………. 6
2.1. Эластичность спроса по ценам …………………………………..…. 6
2.1.1. Вычисление эластичности спроса ………………………..…... 8
2.1.2. Значения эластичности спроса ……………………………….. 10
2.1.3. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса …. 11
2.1.4. Основные факторы эластичности спроса по цене …………... 14
2.2. Эластичность спроса по доходу ……………………………………. 18
2.3. Перекрестная эластичность спроса …………………….…………... 22
2.4. Взаимосвязь видов эластичность спроса …………………..……..... 23
3. Понятие эластичности предложения …………………...… 24
3.1. Эластичность предложения по ценам ……………………………… 24
3.1.1. Основные факторы, влияющие на эластичность
предложения …………………………………………………… 25
3.1.2. Эластичность предложения
при различных временных рыночных периодах ……………. 27
3.2. Перекрестная эластичность предложения …………………………. 31
Заключение ……………………………………………………………... 33
Список использованной литературы ………………………... 35

Работа содержит 1 файл

Курсовик 4300.doc

— 461.00 Кб (Скачать)

2.2. Эластичность спроса по доходу 

       Реакция величины спроса на изменение в цене – наиболее общее применение такого понятия, как эластичность, но ни в коей мере не единственное. Эластичность может быть также использована для выражения реакции спроса на любое условие и допущение, принятое априори постоянным при построении исследуемой кривой спроса. Одним из таких условий является доход потребителей.

       Эластичность  спроса на товар по доходам определяется как отношение процентного изменения величин спроса на товар к процентному изменению доходов, т.е. насколько изменится спрос на товар в ответ на изменение дохода покупателей. Численное измерение эластичности по доходам предполагает, что цена товара в этот конкретный момент не меняется. Используя знакомые нам обозначения Q1 и Q2, характеризующие величину спроса до и после изменения доходов (I1 и I2), формулу средней точки для эластичности спроса по доходам можно выразить следующим образом: 

 

       Численное значение эластичности по доходам тесно  связано с понятием нормальных товаров и низших товаров (товаров низшего качества). Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном и том же направлении, эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна. Наоборот, для товаров низкого качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Так как здесь доход и спрос изменяются в противоположных направлениях, эластичность спроса по доходам на товары низкого качества отрицательна.

       Необходимо  отметить, что некоторые обстоятельства, определяющие эластичность спроса по цене, также влияют на эластичность спроса по доходам. В частности, само подразделение товаров на нормальные товары и товары низкого качества зависит от наличия их субститутов и собственно от широты определения исследуемого товара. Например, работы Джонг–Янг Ли, Марка Брауна и Бруки Шварз (университет штата Флорида) исследовали эту проблему применительно к спросу на охлажденный апельсиновый сок. В целом принято считать, что апельсиновый сок – это нормальный товар, потребление которого возрастает по мере увеличения доходов населения. Однако, когда апельсиновый сок, широко известной по всей стране марки и сок местного производства рассматриваются как раздельные товары, продукт местного производства выступает в роли товара низкого качества. По мере роста доходов потребители, переходят на широко известные марки и сорта товаров, которые гарантируют их высокое качество и имеют положительную эластичность спроса по доходам [1, С.68-69]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кривые  Э.Энгеля

       Общее положение, характеризующее взаимосвязь  дохода и спроса - чем выше доход, тем выше спрос. Но разные товары ведут себя по-разному. С этой точки зрения различают три основные группы товаров:

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3. Кривые Энгеля 

  
  1. Рис. 3 часть (а) - товары первой необходимости (продовольствие). Здесь можно выделить три этапа по мере роста дохода.

       Первый  этап (отрезок АВ) характеризуется быстрым ростом спроса, коэффициент эластичности которого больше 1.

       Второй  этап (отрезок BC) характеризуется стабилизацией объёма спроса, который совершенно неэластичен. Но при стабильном общем объёме спроса происходит перестройка его структуры, идет переход на более качественные продукты питания.

       Третий  этап (отрезок CD) характеризуется снижением  спроса по количеству приобретаемого продовольствия, хотя при этом затраты на продовольственные товары увеличиваются за счет приобретения продуктов высшего качества.

       Немецкий  статистик Эрнест Энгель сформулировал  закон, который получил его имя. Суть закона Энгеля: чем выше качество жизни населения, тем меньшая часть денежных доходов потребителей расходуется на приобретение продовольственных товаров низшего ранга. Энгель установил, что доля дохода, расходуемая на питание, может служить показателем благосостояния населения.

  1. Рис. 3 часть (б) - товары второй необходимости (стандартные промышленные товары). Спрос на эти товары также обнаруживает три этапа изменения по мере роста дохода.

       Первый  этап (отрезок AB) характеризуется быстрым ростом покупок этих товаров и насыщением ими  сферы потребления.

       Второй  этап (отрезок BC) наступает стабилизация объёма закупок,  свидетельствующая о насыщении сферы потребления. Одновременно происходит замена имеющихся предметов на аналогичные, но более высокого качества.

       На  третьем этапе (отрезок CD) снова начинается быстрый рост закупок как по  причине повышения качества потребления, так и под воздействием моды и особенно понятий социального престижа. На этом этапе семье нужен не один телевизор, а более, не одна автомашина, а у каждого взрослого члена семьи  и последней марки, одежда не стандартная, а от модного модельера, и т.п.

  1. Рис. 3 часть (в) - предметы роскоши, высококачественные товары и услуги длительного пользования. Спрос на эти товары  обладает очень большой эластичностью по доходу. Практически нет ограничений для увеличения спроса на дома, машины, драгоценности, путешествия и т.п. Ограничениями в подобном спросе являются лишь объём доходов, уровень технологического воплощения тех или иных желаний, редкость предметов (произведения искусства, предметы старины и т. п.), а также затраты на охрану приобретаемых сокровищ.
 
 
 

2.3. Перекрестная эластичность спроса 

       Другим  условием, вызывающим изменение спроса на какой–либо товар, может явиться изменение цены некоторого другого товара. Так, спрос на цыплят, оказывается, зависим от цены на говядину, а спрос на смазочные масла – от изменения цены бензина и так далее. Такие экономические взаимоотношения могут быть выражены в рамках понятия перекрестной эластичности спроса, определяемой как отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению цены другого товара. 

 

       Перекрестная  эластичность спроса связана с понятиями  товаров–субститутов и товаров–комплементов. Поскольку салат и капуста являются субститутами по отношению друг к другу, повышение цены на капусту вызовет увеличение спроса на салат; в данном случае перекрестная эластичность спроса положительна. Наоборот, смазочное масло и бензин являются товарами–комплементами, и рост цен на бензин вызовет уменьшение величины спроса на смазочное масло; таким образом, перекрестная эластичность спроса отрицательна. В рамках рассмотрения перекрестной эластичности спроса следует выделить еще одну категорию товаров – независимые товары (например салат и смазочное масло). Изменение цены на салат не вызывает изменения спроса на смазочное масло, т.е. эти товары никак не связаны друг с другом. В данном случае перекрёстная эластичность спроса равна нулю [1, С.69]. 
 
 

2.4. Взаимосвязь видов эластичность спроса 

       Экономические методы изучения спроса на конкретные товары рассматривают все три вида эластичности: эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестную эластичность спроса. Так, пример с апельсиновым соком обнаружил существование положительной перекрестной эластичности спроса на местную продукцию и широко известные сорта сока, показывая, что оба вида товаров являются субститутами [1, С.70].

 

3. Понятие эластичности предложения 
 

3.1. Эластичность предложения по ценам 

       Понятие эластичности распространяется не только на такую экономическую категорию, как спрос; ее также можно использовать для определения реакции величины предложения на изменения цен. Формально эластичность предложения товара по цене определяется как процентное изменение в величине предложения товара, соотнесенное с процентным изменением в цене данного товара.

       

 

       Поскольку параметры цен и величин изменяются в одном и том же направлении вдоль кривой предложения, имеющей положительный наклон, эта формула доставляет положительные значения для эластичности предложения по цене. На рис. 4 представлен расчет эластичности предложения по цене для двух кривых предложения (кривая S1 постоянной эластичности, а кривая S2 переменной эластичности) [1, С.70]. 

 

Рис. 4. Вычисление эластичности предложения по цене [1, С.71] 
 

  3.1.1. Основные факторы, влияющие на эластичность предложения 

  1. Период времени.

       Важнейший фактор эластичности предложения, который имеет продавец, чтобы отреагировать на происходящее изменение цены товара. Чем продолжительнее время, которым располагает продавец, тем больше у него возможностей приспособиться к изменению цены.  Эластичность предложения в этом  случае будет зависеть непосредственно от того, насколько продавец сумеет изменить объем производимой продукции. Таким образом, предложение будет тем эластичнее, чем продолжительнее временной период. 

  1. Типы  предлагаемых к продаже  товаров и услуг.

       Например, предложение такого продукта, как  нефть, не может быть резко увеличено  из-за повышения цен: это потребует  значительных денежных затрат, улучшения технологии добычи нефти, разработки новых месторождений. Поэтому увеличение предложения нефти можно ожидать лишь спустя некоторое время, в этом случае мы имеем неэластичное предложение.

       С другой стороны, предложение будет  эластично для таких товаров, объём производства которых можно быстро изменять без значительных дополнительных затрат капитала и изменение технологии производства. Если покупатели согласны платить за определенный сорт стирального порошка в два раза больше, чем за другие, очевидно, что производители сумеют в короткий срок наладить производство значительно большего количества стирального порошка.

       Таким образом, товары (услуги), технология производства которых может быстро изменяться, имеют эластичное предложение по цене. И наоборот, товары (услуги) технология производства которых не может быть резко изменена, имеют неэластичное предложение по цене. 

  1. Наличие резерва производственных мощностей.

       Когда промышленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или заняты неполный рабочий день. В этом случае предложение будет эластичным. Возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: нанять больше рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Однако, если промышленность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным, по крайней мере в течении короткого периода. Может понадобиться много времени, чтобы построить новые или расширить старые заводы. И даже в условиях безработицы предложение будет неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации. 

  1. Возможность длительного хранения продукции.

       Если  возможно длительное хранение продукции, предложение будет эластичным по цене, так как в случае повышения цены производители могут легко увеличить объём предлагаемого товара за счёт имеющихся у них запасов. 
 

  1. Ситуация, складывающаяся на рынке  товара в данный период.

       Так, в условиях дефицита товара на рынке, производители имеют возможность продать определенный объём товара по высокой цене, предложение в этом случае будет неэластичным. Однако высокая цена на рынке стимулирует увеличение предложения, что вызовет последующее снижение цены (предложение становится эластичным) [3, С.139-140]. 
 

3.1.2. Эластичность предложения

при различных временных  рыночных периодах 

       Рассмотрим  подробнее основной фактор, влияющий на эластичность предложения – период времени, которым располагают продавцы, чтобы отреагировать на повышение цены на рынке.

       При анализе эластичности предложения  различают три временных рыночных периода: кратчайший, короткий и длительный. 

Кратчайший рыночный период

       Кратчайший рыночный период – период времени, в течение которого все факторы производства (труд, земля, капитал) постоянны, т.е. их количество не может быть изменено.

Информация о работе Понятие эластичности и их влияние на экономику