Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:34, курсовая работа
В зависимости от того, какой из определяющих факторов вызывает изменение спроса, можно выделить следующие виды эластичности спроса:
прямая эластичность спроса по цене;
эластичность спроса по доходу;
перекрестная эластичность спроса.
Эластичность предложения также бывает нескольких видов:
прямая эластичность предложения по цене;
перекрестная эластичность предложения.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
1. Понятие эластичности
как экономической категории ……………………………… 5
2. Понятие эластичности спроса ………………………………. 6
2.1. Эластичность спроса по ценам …………………………………..…. 6
2.1.1. Вычисление эластичности спроса ………………………..…... 8
2.1.2. Значения эластичности спроса ……………………………….. 10
2.1.3. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса …. 11
2.1.4. Основные факторы эластичности спроса по цене …………... 14
2.2. Эластичность спроса по доходу ……………………………………. 18
2.3. Перекрестная эластичность спроса …………………….…………... 22
2.4. Взаимосвязь видов эластичность спроса …………………..……..... 23
3. Понятие эластичности предложения …………………...… 24
3.1. Эластичность предложения по ценам ……………………………… 24
3.1.1. Основные факторы, влияющие на эластичность
предложения …………………………………………………… 25
3.1.2. Эластичность предложения
при различных временных рыночных периодах ……………. 27
3.2. Перекрестная эластичность предложения …………………………. 31
Заключение ……………………………………………………………... 33
Список использованной литературы ………………………... 35
Поскольку кривые спроса имеют отрицательный наклон, эта формула дает отрицательное значение эластичности. Причина этого в том, что величина спроса меняется в направлении, противоположном изменению цены. Когда цена уменьшается, разность (P2-P1) в знаменателе дроби принимает отрицательное значение, тогда как значение (Q2-Q1) в числителе – положительное [1, С.63-64].
Экономисты взяли за правило игнорировать отрицательный знак, отмечая лишь абсолютную величину эластичности. Делается это во избежание недоразумений, возможных в противном случае. Странно было бы утверждать, что эластичность, равная (-4), больше, чем эластичность, равная (-2). Вероятно, в таком случае путаницы можно избежать, сказав просто, что показатель, равный 4, свидетельствует о большей эластичности, чем показатель, равный 2. [2, С.14].
Другим
показателем эластичности спроса по цене
является общая выручка
продавца от продажи
товаров - TR (total revenue- англ.).
где P
- цена товара, а Q - количество проданного
товара по этой цене.
2.1.2.
Значения эластичности
спроса
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1 % [2, С.118].
Каждой
эластичности соответствует численное
значение диапазона изменений эластичности,
вычисленному с помощью формулы средней
точки. Совершенно неэластичной кривой
спроса приписывается численное значение,
равное 0, так как любое изменение в цене
не производит никакого изменения в величине
спроса. Термин «неэластичный спрос» применим
к численным значениям от 0 до 1 (естественно,
не включая концы интервала). Спрос с единичной
эластичностью, как подсказывает название,
определяется численным
значением, равным единице. Эластичный
спрос подходит для любого численного
значения, большего 1. Совершенно эластичный
спрос, представляемый горизонтальной
прямой спроса, численно не может быть
определен, так как по мере приближения
кривой спроса к
линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель
формулы эластичности стремится к нулю,
а само численное значение
эластичности стремится к бесконечности
[1, С.64-65].
2.1.3.
Изменяющиеся и постоянные
эластичные кривые спроса
Формула средней точки показывает эластичность спроса на определенном интервале цен и величины спроса. Определенная на некотором другом интервале, эластичность спроса для того же товара может остаться той же самой или измениться в зависимости от формулы спроса. Это проиллюстрировано на рис. 2.
Линейная кривая спроса. Часть (а) рис.2 показывает кривую спроса, которая является прямой линией. Как видно из рисунка, эластичность спроса вовсе не постоянна для всех интервалов цен и величин спроса кривой спроса. Например, эластичность спроса в интервале цен от 7 до 8 долларов равна 5,66; на интервале цен от 2 до 3 долларов она равна 0,33 (вычисления даны на рис.).
Приведенные вычисления иллюстрируют следующее общее правило: эластичность уменьшается по мере движения вниз по кривой спроса, рассматриваемой в данном случае формы. Это поддается простому объяснению. При линейной зависимости спроса уменьшение в цене на 1 доллар всегда вызывает аналогичный по абсолютной величине прирост величины спроса. В верхней части рассматриваемой зависимости изменение цены на 1 доллар составляет небольшое процентное изменение относительно высокой цены, тогда как изменение величины спроса на 1 единицу – существенное процентное изменение относительно низкой величины спроса по этой же цене. В нижней части кривой спроса ситуация становится обратной: изменение цены в 1 доллар составляет теперь значительное процентное изменение относительно низкой цены, а увеличение спроса на 1 единицу приводит к тому, что соответствующее процентное изменение величины спроса невелико. Так как для вычисления эластичности функциональную роль играют не изменения абсолютных значений величин спроса и цен, а их процентные изменения, линейная зависимость величин спроса менее эластична в своей нижней части, чем в верхней.
Рис. 2. Эластичность в различных точках кривой спроса [1, С.66]
Кривая спроса постоянной
эластичности. Если зависимость величины
спроса существенно нелинейна, то мы придем
к совершенно иным результатам. Рассмотрим
немаловажный особый случай, когда зависимость
величины спроса имеет кривизну, доставляющую
каждой ее части на любом произвольно
взятом интервале постоянную эластичность.
Кривая такой формы приведена на рис.2
часть (б). Эластичность равна 1,0 для каждого
произвольно взятого интервала (вычисления
приведены на рис.). Естественно, можно
построить кривые спроса с постоянной
эластичностью любого численного значения.
Экономико-математические исследования,
опирающиеся на данные рынка, часто пытаются
определить кривые спроса
с постоянной эластичностью на тот или
иной товар, так как именно такие кривые
наиболее точно
отражают среднюю чувствительность покупателей
к изменению цен [1, С.65-67].
2.1.4.
Основные факторы эластичности
спроса по цене
Тот
факт, что эластичность способна изменяться
при движении вдоль кривой спроса,
означает, что необходим осторожный и
взвешенный подход при утверждении о конкретной
эластичности спроса на тот или иной товар.
На практике подобные утверждения обычно
указывают на эластичность, исчисленную
посредством формулы средней точки или
иного альтернативного, метода на интервале
изменения цен, наблюдаемого на рынке
этого товара. Руководствуясь этими положениями,
попытаемся сделать некоторые обобщения
о том, что делает спрос на определенные
виды товаров относительно эластичным,
а на другие – относительно неэластичным.
Товары–субституты, товары–комплементы и эластичность
Важным моментом, определяющим эластичность спроса на товар, является доступность товара–субститута (взаимозаменяемого товара). Когда у товара имеется близкий товар–субститут, то спрос на этот товар имеет тенденцию быть относительно эластичным, поскольку люди легко могут перейти на товары–субституты при повышении цены на основной товар. Например, спрос на кукурузное масло относительно эластичен, поскольку его можно без особого ущерба заменить любым другим растительным маслом для приготовления пищи. С другой стороны, спрос на сигареты относительно неэластичный, поскольку для курильщиков нет приемлемой альтернативы сигарете, а значит хорошего товара–субститута.
В изложенном принципе заключено два следствия. Первое из них состоит в том, что спрос на товар становится тем более эластичным, чем уже и конкретнее этот товар определен. Другое следствие более парадоксально: спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности. Так, спрос на сигареты в целом менее эластичен, чем спрос на конкретный их сорт. Причина в том, что один сорт сигарет можно заменить на другой, при изменении цены одного из них. Или спрос на сухое печенье более эластичен, чем спрос на шоколадное печенье в целом, поскольку покупатели считают, что продукция ряда ведущих кондитерских фирм представляет собой близкие субституты.
Товары–комплементы
(взаимодополняемые
товары) также играют определенную роль
в понятии эластичности. Если какой–нибудь
товар является менее значительным комплементом
важного товара (то есть товара, который
составляет значительную долю бюджета
потребителей), спрос на него обычно относительно
неэластичен. Например, спрос на машинное
масло неэластичен, так как машинное масло
является товаром–комплементом более
важного товара–бензина. Цена на бензин
имеет существенно большее влияние на
то, сколько человек ездит на машине, чем
цена машинного масла, которое он
меняет от случая к случаю [1, С.67].
Временные рамки и эластичность
Одно из наиболее важных соображений, определяющих эластичность спроса по цене – это временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. По некоторым причинам на коротких промежутках времени спрос менее эластичен, чем за длинные периоды времени.
Одна из причин подобного явления такова: полное и абсолютное приспособление к изменению цены какого–либо товара может потребовать изменений во всем виде и количестве товаров покупательской «корзины». Классический пример – цена на бензин. Когда в семидесятые годы цены на бензин резко подскочили, первоначально многие люди попытались сократить поездки, но количество потребляемого бензина упало лишь незначительно. Однако со временем автовладельцы приспособились к ситуации. Одни приобрели более экономичные машины, другие подыскали жилье поближе к работе или положились на услуги муниципального транспорта. Постепенно величина спроса на бензин упала значительно больше, чем это произошло сразу после повышения цен.
Другой причиной того, что эластичность на длинных временных интервалах выше, состоит в том, что увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей развивать производство товаров–субститутов, которые, как мы уже видели, являются определяющим фактором эластичности. Вернемся к тому времени, которое называют первым энергетическим кризисом Америки – в начало XIX века. Тогда произошел резкий подъем цен на китовый жир, продукты переработки которого использовались как масло для осветительных ламп. Сначала свечи были единственным, но далеко не удовлетворительным субститутом масляных ламп; когда цены начали расти, потребление масла сократилось, но незначительно. Высокая цена на масло из китового жира подтолкнула предпринимателей разработать лучший субститут - керосин. Когда керосин появился на рынке, величина спроса на осветительное масло из китового жира упала до нуля.
И
последняя причина большей эластичности
спроса на долгосрочных временных интервалах,
чем на коротких промежутках времени –
это медленная и постепенная адаптация
вкусов потребителей. Цыплята первоначально
стоили дороже, чем говядина, но затем
получили преимущество в цене, однако
это произошло достаточно давно. Употреблять
в пищу много говядины было привычкой,
стилем и даже в какой–то степени образом
жизни многих людей. И понадобились годы,
чтобы цыплята заявили о себе
как о здоровой, вкусной и модной пище
и, наконец, обыграли говядину как мясное
блюдо номер один на обеденных столах
семей [1, С.68].
Прочие факторы, влияющие на эластичность спроса по цене
Привычные товары для потребителя. У людей вырабатывается привычка, например, к определенным сортам алкогольных напитков или табака. В этом случае спрос будет неэластичным, потому что для таких людей эти товары не имеют заменителей.
Предметы роскоши и товары первой необходимости. Часто говорят, что спрос на товары первой необходимости неэластичен, потому что люди не могут без них обойтись. А спрос на предметы роскоши эластичен, потому что объем потребителей этих товаров в огромной степени зависит от их цен. Действительно, спрос на такие товары первой необходимости, как вода, продукты питания, одежда и жилье, неэластичен. Если цены на эти товары повысятся, люди все равно будут их покупать, даже если для этого придется пожертвовать другими товарами, которые им хочется приобрести.
Но потребности домохозяйств в таких товарах, как бензин, табак и алкогольные напитки, тоже очень неэластичен. Эти товары нельзя сравнивать с такими предметами первой необходимости, как продукты питания и одежда. Проблема заключается в том, какой смысл люди вкладывают в понятие «предметы первой необходимости». Какие именно товары они относят к этой категории, зависит от их жизненного уровня. Например, в большинстве развитых стран бытовые электроприборы (электрические утюги, стиральные машины, холодильники и прочее) считаются предметами первой необходимости.
В данном случае можно только сказать, что спрос будет неэластичным на такие товары, которые обычно считаются предметами первой необходимости [3, С.135].
Удельный
вес в доходе потребителя.
Чем большее место занимает продукт в
бюджете потребителя, при прочих равных
условиях, тем выше будет эластичность
спроса на него. 10%-ный рост цен на карандаши
или жевательную резинку составит всего
несколько центов и вызовет минимальную
реакцию в плане изменения количиства
спрашиваемой продукции. В тоже время
10%-ный рост цен на автомашины или жилые
дома будет составлять, скажем, 1,5 тыс.
или 15 тыс. долларов соответственно. Подобные
повышения цен составят существенную
долю годового дохода многих семей, так
что можно ожидать, что количество покупаемой
продукции значительно уменьшится [2, С.19].
Степень
срочности приобретения
товара. Если потребление данного товара
(услуги) не может быть отложено с точки
зрения данного покупателя, то спрос на
такой товар неэластичен. Например, повышение
цен на шампанское накануне Нового года
не приводит к снижению спроса на него.
Информация о работе Понятие эластичности и их влияние на экономику