Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:34, курсовая работа
В зависимости от того, какой из определяющих факторов вызывает изменение спроса, можно выделить следующие виды эластичности спроса:
прямая эластичность спроса по цене;
эластичность спроса по доходу;
перекрестная эластичность спроса.
Эластичность предложения также бывает нескольких видов:
прямая эластичность предложения по цене;
перекрестная эластичность предложения.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
1. Понятие эластичности
как экономической категории ……………………………… 5
2. Понятие эластичности спроса ………………………………. 6
2.1. Эластичность спроса по ценам …………………………………..…. 6
2.1.1. Вычисление эластичности спроса ………………………..…... 8
2.1.2. Значения эластичности спроса ……………………………….. 10
2.1.3. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса …. 11
2.1.4. Основные факторы эластичности спроса по цене …………... 14
2.2. Эластичность спроса по доходу ……………………………………. 18
2.3. Перекрестная эластичность спроса …………………….…………... 22
2.4. Взаимосвязь видов эластичность спроса …………………..……..... 23
3. Понятие эластичности предложения …………………...… 24
3.1. Эластичность предложения по ценам ……………………………… 24
3.1.1. Основные факторы, влияющие на эластичность
предложения …………………………………………………… 25
3.1.2. Эластичность предложения
при различных временных рыночных периодах ……………. 27
3.2. Перекрестная эластичность предложения …………………………. 31
Заключение ……………………………………………………………... 33
Список использованной литературы ………………………... 35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Сыктывкарский государственный университет
Факультет
параллельного образования и
экстерната
курсовая
работа
ПОКАЗАТЕЛИ
ЭЛАСТИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ
НА ЭКОНОМИКУ
Научный руководитель:
К.э.н. И.К.Проничев
Исполнитель:
Студентка
4300 группы Ю.В.Коломиец
Сыктывкар 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
1. Понятие эластичности
как экономической категории ……………………………… 5
2. Понятие эластичности спроса ………………………………. 6
2.1. Эластичность спроса по ценам …………………………………..…. 6
2.1.1. Вычисление эластичности спроса ………………………..…... 8
2.1.2. Значения эластичности спроса ……………………………….. 10
2.1.3. Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса …. 11
2.1.4. Основные факторы эластичности спроса по цене …………... 14
2.2. Эластичность спроса по доходу ……………………………………. 18
2.3.
Перекрестная эластичность
2.4. Взаимосвязь видов эластичность спроса …………………..……..... 23
3. Понятие эластичности предложения …………………...… 24
3.1. Эластичность предложения по ценам ……………………………… 24
3.1.1. Основные факторы, влияющие на эластичность
предложения …………………………………………………… 25
3.1.2. Эластичность предложения
при различных временных рыночных периодах ……………. 27
3.2. Перекрестная эластичность предложения …………………………. 31
Заключение ……………………………………………………………... 33
Список использованной литературы ………………………... 35
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент. Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.
Изучение же спроса на рынке и разработка соответствующего предложения товаров и услуг сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия, т.к. с помощью данных понятий описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Спрос и предложение зависят от многих изменяющихся факторов. Для того чтобы определить, в какой степени изменяются спрос или предложение в результате изменения этих определяющих факторов, в экономике используются понятия эластичности.
В математике понятие эластичности показывает, насколько изменится зависимая переменная при изменении независимой переменной. Аналогичное значение понятия эластичности имеется и в экономике.
Экономисты различают эластичность спроса и эластичность предложения.
В зависимости от того, какой из определяющих факторов вызывает изменение спроса, можно выделить следующие виды эластичности спроса:
Эластичность предложения также бывает нескольких видов:
Все эти понятия рассмотрены в данной курсовой работе, которая написана на основе следующей учебной литературы: Микроэкономика (Долан Э.Дж., Линдсей Д.), Экономикс: Принципы, проблемы и политика (Макконнелл К.Р., Брю С.Л.), Экономикс для начинающих (Стэнлейк Дж.Ф.), Курс экономической теории (под. общ. ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.).
Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание показателей эластичности, рассмотреть их виды, а также определить факторы, влияющие на их изменение.
Четкое уяснение этих понятий и факторов, определяющих их изменение, дает возможность разобраться, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, т.е. как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.
1. Понятие эластичности
как
экономической категории
Способность одной экономической переменной реагировать на изменения другой может быть продемонстрирована многими способами в зависимости от выбранных единиц измерения.
Чтобы
предотвратить вероятную
Использование процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой широко распространено в экономике. Термин эластичность, пришедший в экономику из физики, используется для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений [1, С.60-61].
2.
Понятие эластичности
спроса
2.1.
Эластичность спроса
по ценам
Эластичность
спроса по ценам – это отношение процентного
изменения в величине спроса на товар
к данному процентному изменению его цены.
На рис. 1 приведено пять кривых
спроса, показывающих различные
степени эластичности спроса по цене.
Рис. 1.
Эластичность по цене
[1, С.62]
В части (а) рис.1 величина спроса «живо» реагирует на изменение цены. В этом случае уменьшение цены от 5 до 3 долларов вызывает возрастание величины спроса от 3 до 6 единиц. Поскольку процентное изменение величины спроса больше, чем аналогичное изменение цены, падение цены вызывает рост доходов от продажи этого товара. Доход – это цена, умноженная на проданное количество единиц товара. На диаграмме спроса и предложения доход может быть показан как площадь прямоугольника под кривой спроса, причем высота прямоугольника – это цена товара, а ширина – величина спроса. В этом случае сравнение площадей заштрихованных прямоугольников (представляющих доход до понижения цены: 5 долларов за единицу, умноженные на 3 единицы = 15 долларов и последующий доход: 3 доллара за единицу, умноженные на 6 единиц = 18 долларов) показывает, что доход увеличился после уменьшения цены. Когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена (так что уменьшение цены вызывает увеличение общих доходов), говорят, что спрос эластичный.
Часть (б) рис.1 иллюстрирует случай, когда величина спроса не реагирует на изменения цены. Здесь уменьшение в цене на 2 доллара (с 5 до 3 долларов за единицу) вызывает увеличение спроса только на одну единицу – с 3 до 4 единиц. На этот раз процентное изменение величины спроса меньше, чем аналогичное изменении цены. В результате уменьшение цены вызывает падение общего дохода. В таком случае говорят, что спрос неэластичен.
Часть (в) рис.1 иллюстрирует случай, когда изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса, так что общий доход остается неизменным. Когда процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара, тогда это спрос с единичной эластичностью.
Части (г) и (д) рис.1 иллюстрируют два крайних случая.
Часть (г) показывает кривую спроса как строго вертикальную линию. Здесь вне зависимости от цены величина спроса всегда равна пяти единицам – ни больше, ни меньше. В таком случае спрос совершенно неэластичен.
Часть (д) показывает кривую спроса, которая строго горизонтальна. В этом случае выше цены в 5 долларов не может быть реализована ни одна единица товара, но как только цена падает до 5 долларов, нет предела тому, как много товара может быть продано. В таком случае спрос совершенно эластичен.
Законы
спроса, которые описывают взаимосвязь
между ценой и величиной спроса,
не охватывают совершенно эластичный
и совершенно неэластичный спрос. Тем
не менее, совершенно эластичные и неэластичные
кривые спроса, как идеальные случаи,
иногда дают полезные точки отсчета для
построения теоретических моделей, хотя
они, конечно,
не описывают кривых рыночного спроса
реальной действительности [1, С.61-63].
2.1.1.
Вычисление эластичности
спроса
Рассуждая об эластичности спроса, иногда достаточно сказать, что спрос эластичен или неэластичен, не стремясь к максимальной конкретности. В других случаях полезно придать этому процессу количественные характеристики.
Первый шаг в превращении общего определения эластичности в строгие цифровые формулы – это разработка способа измерений процентных отношений. Обычный способ вычисления процентного отношения состоит в использовании исходного значения переменной в знаменателе, а изменение ее значения в числителе дроби.
Десятилетия назад экономисты решили ввести меру эластичности, которая отличалась бы универсальностью – как шест, одинаково высокий при его измерении сверху вниз и снизу вверх. Известный математик и экономист Р.Аллен предложил использовать среднюю точку интервала, по которому происходит изменение, в качестве знаменателя дроби. Формула средней точки Аллена не единственно возможная, но она прижилась с годами и по–прежнему остается популярной. Для нахождения средней точки интервала достаточно взять сумму первоначального и конечного значений и разделить на два. Обозначая Q1 – как значение величины спроса до его изменения, а Q2 - после изменения, запишем процентное изменение величины спроса, используя формулу средней точки:
Процентное
изменение величины
спроса =
Аналогичный подход может быть использован для определения процентного изменения цены. Процентное изменение в цене, подсчитанное с использованием формулы средней точки = .
Информация о работе Понятие эластичности и их влияние на экономику