Основные направления решения проблемы внешнего долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой проблемы в том, что весь мир живёт в долг. Все развитые и развивающиеся страны за редким исключением имеют большие займы, страны испытывают недостаток собственных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним займам. В прессе существует множество мнений о том, как стоит бороться с долгом, многие из них доказываются и практическими примерами. Спорят между собой не только политики, но и страны

Содержание

Введение3


Глава 1. Сущность внешнего долга и его роль в экономическом развитии страны4

1.1. Понятие и классификация внешнего долга4

1.2.Источники финансирования 5

1.2.1. Парижский клуб5

1.2.2. Лондонский клуб6

1.2.3. Международный валютный фонд6

1.2.4. Всемирный банк6

1.3. Влияние внешнего государственного долга на экономическое состояние страны, положительные и отрицательные стороны в формировании долга7

Заключение 1 главы9


Глава 2.Управление внешним долгом10

2.1. Методы управления внешним государственным долгом10

2.2 Разновидности базовых условий реструктуризации долга11

2.2.1. Торонтские условия12

2.2.2. Хьюстонские условия12

2.2.3. Тринидатские условия13

2.2.4. Лондонские условия 13

2.2.5. Неапольские условия13

2.2.6. Лионские условия14

2.2.7. Инициатива НИРС14

2.2.8. Стандартные классические условия Парижского клуба14

Заключение 2 главы14


Глава 3.Международный опыт решения проблемы внешнего государственного долга 15

3.1. Анализ современного состояния внешнего долга в Российской Федерации15

3.2. Анализ современного состояния внешнего долга в странах Западной Европы22

3.3. Анализ современного состояния внешнего долга в США24

3.4. Зарубежный опыт управления государственным долгом и инновационные механизмы26

Заключение 3 главы27


Заключение28





Список использованной литературы и ресурсов интернета53

Работа содержит 1 файл

курсовая полная с приложениями.docx

— 1.35 Мб (Скачать)

     Таблица №6. Динамика бюджета США в 2009 – 2011 годах. 

 
 

     Как ни странно, но из статистических данных по бюджету следует, что возможности  по обслуживанию долга остаются достаточно хорошими а, благодаря кризису, даже улучшились. В период 2003 — 2008 г.г. расходы  на уплату процентов составляли от 7% до 8,5% от расходной части бюджета (это примерно 253 млрд. $), а в 2009 году эти расходы уменьшились уже  до 3,6% (143 млрд. $), благодаря рефинансированию долга под более низкий процент. Поэтому теперь положение США  в плане обслуживания внешнего долга  улучшилось.

     Большая часть экономистов сходятся во мнении, что финансовая обстановка в США  не так плачевна, как кажется, и  что понижения рейтинга США в  скором времени ждать не приходится, а, следовательно, и прекращения  инвестирования экономики США. 

     3.4. Зарубежный опыт  управления государственным  долгом и инновационные  механизмы 

     Разные  государства по-разному борются  с внешним и с внутренним долгом. Некоторые при этом прибегают  порой к интересным, неординарным, но при этом не менее эффективным  способам.

     Например, отдельные страны по-разному относятся  в зависимости от обстоятельств  к соотношениям внешнего и внутреннего  долга.

     Так Новая Зеландия приняла в 1994 году политику, направленную на отказ от внешних заимствований, правительство  при этом становится крупнейшим заемщиком  на внутреннем финансовом рынке. К 2000 году Зеландия погасила весь внешний долг.  В других стран, наоборот, стремятся  переместить госзаимствования с внутреннего на международный финансовый рынок. Подобной позиции придерживается Бразилия. Из опыта стран следует, что деление госдолга на внутренний и внешний постепенно имеет все меньшее значение. Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют,  сближение базовых условий на рынках внутреннего долга с состоянием и динамикой мировых финансовых рынков. Таким образом, обеспечиваются условия общего подхода к управлению внутренним и внешним долгами, что ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений.

     В некоторых странах, например, в Ирландии, Дании, Швеции, Португалии, Бельгии  используется метод, направленный на снижение затрат и риска в обслуживании долга. Этот подход  к управлению портфелем долговых обязательств схож с обычной практикой управления портфелем ценных бумаг. Но, если в последнем случае ставится задача повышения их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат. При этом для оценки эффективности управления долгом обычно используется теоретически сконструированная базовая модель долгового портфеля с подразделениями по видам валют, срокам погашения, структуре процентных ставок и относительно равномерным графиком долговых платежей.

     Так же отдельные страны совершенствуют систему обслуживания государственного долга путем ее коммерционализации. Создается особое агентство, которое управляет долгом при казначействе с лицензией от министерства финансов. Это агентство ведет операции как бы с позиций инвестиционного банка, и заработная плата сотрудников зависит только от результатов их деятельности. При этом некоторая часть государственного долгового портфеля может временно быть переданной в контролируемое определенным образом управление независимым менеджерам, что позволит министерству финансов сопоставлять способы деятельности и результаты своих сотрудников с операциями данных менеджеров. Этот подход по обслуживанию долга считается более продуктивным, чем традиционный с составлением, а затем и исполнением обычных программ внешних заимствований.

     Показательным является и опыт Мексики, которая  после краха в 1994 году смогла быстро восстановить свои позиции на международных  финансовых рынках путем ряда продуманных  действий. Государство стало выпускать  облигации. Причем предложение облигаций  было значительно ниже ожидаемого на них спроса, и цены были достаточно низкими. Мексике удалось погасить значительную часть долга досрочно. Особенно удачным считается выпуск облигаций пятилетнего займа на сумму в 6 млрд. дол., который был размещен под обеспечение валютных доходов крупной государственной нефтяной компании, с зачислением их на счет в Федеральном резервном банке Нью-Йорка.

     Интересно также предложение об обмене внешнего долга на инвестиции, которое проводилось  в России в 2001 году.  Предлагался  обмен внешнего долга на инвестиции: правительство страны-должника договаривается с правительством какой-либо страны, инвесторы этой страны могут выкупить часть долга. Приобретенные инвестором требования предъявляются уполномоченной структуре государства-должника (например, Минфину), и  должник оплачивает эти  требования в национальной валюте. Средства, которые получил инвестор,  могут быть использованы только на территории страны-должника и только на инвестиции каких-либо проектов. Таким  образом, получается, что стране должнику выгодно то, что платеж в валюте заменяется платежом в рублях и привлекаются инвестиции других стран, а инвестору  выгоден этот вариант тем, что  риски относительно низки.

     Так же существует обмен долгов на проведение природоохранной деятельности.  Этот механизм состоит в том, что страна-кредитор и страна-должник договариваются о сделке, часть долга кредитор списывает в обмен на то, что должник вложит соответствующую сумму в местной валюте в сохранение природы. Таким образом,  долги страны-должника с определенной скидкой покупает у кредитора международная неправительственная организация (например, WWF), и обменивает на обязательство должника финансировать отечественные экологические программы в местной валюте. 

     Обмен долгов на проведение природоохранной  деятельности может осуществляться в 3 формах:

  1. Долг страны покупается и ликвидируется в обмен на то, что страна будет продолжать природоохранные программы на определенной территории.
  2. Долг конвертируется  в местную валюту, которая затем используется для проведения природоохранных проектов в стране-должнике.
  3. Страна-кредитор и страна-должник договариваются о том, что должник выплачивает в установленные сроки долг в виде взноса в местной валюте в создаваемый совместно управляемый экофонд, средства которого используются на реализацию согласованных экологических проектов (например, Польский Экофонд).

      Сейчас  этот метод пользуется все большей  популярностью. Этим методом пользовались Бразилия, Польша, Болгария. 

Заключение 3 главы 

     В данной главе мы рассмотрели состояние  внешнего долга и частного, и государственного секторов стран с самыми развитыми  экономиками в мире, узнали, каким  образом этот долг мог образоваться на примере двух стран, таких как  Росси и США, проследили динамику долга и политику, проводимую государством, отразили некоторые инновационные  механизмы по борьбе с долгом.

 

Заключение

     Итак, на основе данной курсовой работы можно сделать следующие выводы: государства пытаются решать проблему внешней задолженности, для этого создаются специальные фонды, организации, банки, создаются новые и изменяются старые условия предоставления займов. Существует множество способов решения долгового вопроса, основными из которых являются: рефинансирование, реструктуризация, дефолт. Каждый из этих методов по-разному влияет на положение страны на международной арене, и каждое государство решает само к какому из них прибегнуть. Некоторые страны изобретают свои, инновационные механизмы, которые в наши дни начинают пользоваться все большим спросом. Так же мы рассмотрели и проанализировали состояние долга в странах Западной Европы, в Соединенных Штатах Америки и в России и выяснили, что у многих из них имеется немаленький долг, но каждая страна по-своему относится к данному вопросу.

 

Приложения

Таблица №1.  Общие и  отличительные характеристики Лондонского и  Парижского клубов

 
Функциональный признак
Лондонский  клуб Парижский клуб
Цель  деятельности Решение финансовых проблем развивающихся  стран относительно обслуживания и  погашение внешнего долга
Статус  и организационная  структура Неформальные  организации без официального мандата  с непостоянным составом участников
Процедурная организация деятельности Основные  подходы к оценке финансового  поведения дебиторов и условий  кредитования идентичные
Периодичность созывов заседаний Жестко  не регламентируется; заседания проводятся в случае текущей потребности
Начало  деятельности 1976 г. 1956 г.
Сфера деятельности Реструктуризация  задолженности коммерческим структурам Реструктуризация  задолженности официальным (государственным) кредиторам
Начало  программы реструктуризации Определяется  дебитором (дата, указанная в информационном сообщении должника об отказе от уплаты долгов) Определяется  кредитором (дата, после которой  страны-кредиторы отказываются предоставлять  должнику новые кредиты)
Представительство интересов кредиторов Интересы кредиторов представляет Банковский консультативный  комитет (БКК) из числа наиболее заинтересованных банков Интересы кредиторов представляют самые влиятельные   банки, независимо от их доли в долговом финансировании
Возможность пересмотра процентных платежей и основной суммы долга Условия «старых» долгов не пересматриваются. Клуб согласовывает  пакет мероприятий по реструктуризации задолженности, и банки становятся владельцами новых евробондов Договоренности  прошлых периодов могут быть пересмотрены
Необходимость поддержания дебиторов  МВФ и другими  финансовыми учреждениями Не является обязательной Реструктуризация  задолженности объединяется с требованием  подписания соглашения на выделение  траншей МВФ и альтернативное кредитование из других источников

Источник: http://fin-result.ru/mirovoj-dolg13.html

Рисунок №1. Государства–члены МВФ

Источник: wikipedia.org/wiki/Международный_валютный_фонд  
Таблица№2. Внешняя задолженность бывшего СССР

Внешний долг бывшего  СССР (млрд. долларов США) 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991
25,30 33,50 48,50 51,50 55,40 74,80 105,00
 

 

Таблица №3.Государственный внешний долг стран (1998 г.)

    Страна Государственный внешний долг
    млрд.долл. % от ВВП % от экспорта
    Индонезия 145,0 91,4 293,1
    Бразилия 385,6 75,2 803,0
    Россия 158,0 68,5 160,7
    Таиланд 75,6 611 106,8
    Аргентина 121,7 43,0 522,0
    Венесуэла 38,1 37,5 182,3
    Мексика 107,2 22,4 78,5
    Источник: МВФ, оценки Альфа-банка
 

 

Таблица №4. Динамика государственного внешнего долга России.

Информация о работе Основные направления решения проблемы внешнего долга