Основные направления решения проблемы внешнего долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой проблемы в том, что весь мир живёт в долг. Все развитые и развивающиеся страны за редким исключением имеют большие займы, страны испытывают недостаток собственных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним займам. В прессе существует множество мнений о том, как стоит бороться с долгом, многие из них доказываются и практическими примерами. Спорят между собой не только политики, но и страны

Содержание

Введение3


Глава 1. Сущность внешнего долга и его роль в экономическом развитии страны4

1.1. Понятие и классификация внешнего долга4

1.2.Источники финансирования 5

1.2.1. Парижский клуб5

1.2.2. Лондонский клуб6

1.2.3. Международный валютный фонд6

1.2.4. Всемирный банк6

1.3. Влияние внешнего государственного долга на экономическое состояние страны, положительные и отрицательные стороны в формировании долга7

Заключение 1 главы9


Глава 2.Управление внешним долгом10

2.1. Методы управления внешним государственным долгом10

2.2 Разновидности базовых условий реструктуризации долга11

2.2.1. Торонтские условия12

2.2.2. Хьюстонские условия12

2.2.3. Тринидатские условия13

2.2.4. Лондонские условия 13

2.2.5. Неапольские условия13

2.2.6. Лионские условия14

2.2.7. Инициатива НИРС14

2.2.8. Стандартные классические условия Парижского клуба14

Заключение 2 главы14


Глава 3.Международный опыт решения проблемы внешнего государственного долга 15

3.1. Анализ современного состояния внешнего долга в Российской Федерации15

3.2. Анализ современного состояния внешнего долга в странах Западной Европы22

3.3. Анализ современного состояния внешнего долга в США24

3.4. Зарубежный опыт управления государственным долгом и инновационные механизмы26

Заключение 3 главы27


Заключение28





Список использованной литературы и ресурсов интернета53

Работа содержит 1 файл

курсовая полная с приложениями.docx

— 1.35 Мб (Скачать)

Более подробная информация о сходствах и различиях в функционировании Парижского и Лондонского клуба отображена в таблице №1 в приложениях. 

         1.2.3.Международный  валютный фонд 

Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно-финансовая организация, основанная в 1944 году в результате Бреттон - Вудских соглашений с главной целью - поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты с набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации в стране с дефицитом платежного баланса. Государства–члены МВФ представлены на рисунке №1 в приложениях. 
 

         1.2.4.Всемирный  банк 

     Международный банк реконструкции  и развития (Всемирный  Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон - Вудской конференции в 1944 г созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

     В процессе своего развития ВБ претерпевал  различные структурные изменения, поэтому на различных этапах его  существования под этим термином подразумевались различные организации: сначала был создан Международный банк реконструкции и развития (целью являлось восстановление экономики стран Западной Европы и Японии после Второй мировой войны) в 1944 году, позже - Международная ассоциация развития в 1960 году (часть функций банка реконструкции и развития она взяла на себя). Позже к этим двум организациям присоединялись на разных этапах Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Эти пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка. Фактически под Всемирным банком понимают Международный банк реконструкции и развития и Международная ассоциация развития.

     Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. Вот, что говорит Роберт Б. Зеллик, президент Всемирного банка, о целях деятельности  Банка:

«Цели деятельности Всемирного банка - способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоёв населения, сокращению масштабов  бедности, ускорению  экономического роста  без ущерба для  окружающей среды, а  также создавать  для людей новые  возможности и  вселять в них  надежду». 3

     Среди целей есть и пункт, о поддержании  экономического развития стран. Таким  образом, сегодня Банк предоставляет  займы 177 странам, входящим в эту  группу. Банк финансирует такие проекты, как строительство дорог, электростанций, предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны. Портфель займов, имеющийся в распоряжении Банка, составляет $250 млрд. В 1996-1998 годах  Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли, но $5,4 млрд., которые были направлены в бюджет, исчезли.

     Решения во Всемирном Банке и МВФ принимаются  голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены  этих организаций. Количество голосов  во Всемирном Банке и МВФ определяется уровнем финансового вклада страны. Соединенные Штаты имеют примерно 17% голосов, а семь крупнейших индустриальных стран ("Большая семерка") в  целом - 45%.  

1.3.Влияние  внешнего государственного  долга на экономическое  состояние страны, положительные и  отрицательные стороны  в формировании  долга 

     Привлечение займов и развитыми, и развивающимися странами – нормальная международная  практика. Но  для одних стран  долг не является безальтернативной  потребностью (для стран с достаточно устойчивой экономикой), а для других является непосильной ношей. Например, Польша в начале 90-х годов для  поддержания курса валюты страны и сокращения внутренней инфляции получила кредит МВФ в 1 млрд $ США, но она так и не воспользовалась им. Кредит был использован как своеобразный резерв. Но государства с переходной экономикой вынуждены брать деньги в долг для финансирования дефицита бюджета. Экономический эффект от данных средств, как правило, мал для страны – заемщика, а их объем превышает текущие платежные возможности, то, как следствие, государственный долг данных стран продолжает увеличиваться, и чем меньше сбалансирована экономика, тем в большие долги и проценты по обслуживанию долга «влезает» страна. Чем больше уровень внешнего долга, тем больше становятся платежи по обслуживанию долга, они могут достигать критических для экономической безопасности  страны размеров.

      Рассмотрим  ряд положительных и отрицательных  сторон внешних заимствований. Среди отрицательных можно назвать такие, как:

     - их обязательный возврат (если  государство откажется выплачивать  долг, то это будет расцениваться  как дефолт  и повлечет за  собой потерю кредитного рейтинга или даже исключение страны из системы международного рейтинга, который является важнейшим источником увеличения национального капитала).

     - сокращение национального производства  в стране должника и уменьшение чистого экспорта (дефициты госбюджета влекут за собой и дефициты платежного баланса, ставка процента растет в силу высокого спроса правительства на заемный капитал, что, как следствие, не способствует частным инвестиционным расходам и увеличивает спрос иностранных государств на ценные бумаги страны, финансовые инвестиции для них становятся более привлекательными; выплата процентов иностранцам и погашение долгов ведет к сокращению будущего национального производства, рост спроса  на ценные бумаги вызывает рост стоимости валюты страны, из-за чего сокращается экспорт и увеличивается импорт, а уменьшение экспорта, в свою очередь, ведет к сдерживанию развития экономики страны)

     -бремя  выплаты процентов и отвлечение  средств из экономики страны (за  любой долг надо платить проценты, следовательно, часть национального  дохода страны уйдет на оплату  процентов по долгу в другую страну)

     Далее мы обобщили наиболее значимые положительные  и отрицательные стороны внешних  заимствований в виде таблицы. 

     Таблица №1. Положительные и отрицательные стороны внешних заимствований

Положительные стороны внешних  займов Отрицательные стороны внешних  займов
-не  приводят к инфляции

-возможность  получения крупных сумм у международных  организаций

-надо  обязательно возвращать

-отказ  от выполнения обязательств по долгу ведет к потере кредитного рейтинга

-сокращение  национального производства в  стране должника и уменьшение чистого экспорта

-потеря  финансово-экономической независимости

-бремя  выплаты процентов и отвлечение  средств из экономики страны

-невозможность  выплаты долга за счет эмиссии  денег

-истощение  золотовалютных запасов страны

- повышение  налогов, что подрывает действие  экономических стимулов

-ухудшение  материального благополучия населения

Заключение 1 главы 

     Таким образом, в данной главе мы затронули  основные понятия внешнего государственного долга, определили разновидности долгов, узнали о существовании источников финансирования и их функциях, выяснили положительные и отрицательные  стороны в образовании внешнего государственного долга.

 

Глава 2.Управление внешним  долгом

     2.1. Методы управления  внешним государственным  долгом

   Возникновение внешнего государственного долга вызывает в свою очередь возникновение  соответствующей совокупности мер  и мероприятий государства, направленных на погашение займов и выплат доходов  по ним, что называется управлением  или регулированием долга. Могут  быть использованы методы рефинансирования, реструктуризации и дефолта.

     Рефинансированием называется процесс погашения старых государственных займов за счёт привлечения новых заимствований. Обязательным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны, ее экономическая и политическая стабильность. Этот метод используют для пролонгации своих долгов такие страны как: Россия, Мексика, США, Франция, Украина, Италия, Англия и др. Недостатком данного метода является то, что, если политика проведения рефинансирования будет неправильной, то есть, полученные средства не будут идти на расширение производства, а будут проедаться, использоваться не с максимальной эффективностью, то налоги станут поступать в меньшем количестве в казну государства, государство будет и дальше пытаться брать деньги в долг. Таким образом, оно будет непродуманно наращивать долговые обязательства4.

     Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». Обычно при данном методе увеличивается срок выплаты основного долга (по краткосрочным долгам происходит перенос платежей на более поздние сроки), предоставляется льготный период, во время которого уплачиваются только проценты, иногда происходит частичное списание долга.

     Есть 5 схем реструктуризации: конверсия, списание долга, выкуп долга, секьюритизация долга, консолидация.

     Конверсией государственных займов называется преобразование первоначальных условий получения долга (сроков и процентов, и других условий погашения) в новые, более выгодные и менее обременительные для экономического состояния заемщика. Существует несколько видов конверсии:

-добровольная (владелец облигации может согласиться с новыми условиями или погасить облигацию)

-принудительная (владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа)

-факультативная (кредитор может либо согласиться,  либо отказаться от новых условий  займа).

Распространенными видами конверсии являются обмен  долга на акции, на товары, на проведение природоохранных мероприятий, конверсия  долга в долговые обязательства  третьих стран.

     Списание  долга  применяется достаточно редко. Основанием для списания кредитором полностью или частично долговых обязательств может стать низкая вероятность выплаты долга заемщиком. Такое возникает, как правило, в случае, когда иностранные обязательства превышают платежеспособность страны: заемщик вынужден отвлекать часть ВВП, необходимого для национального хозяйственного развития, на погашение внешней задолженности, которая, в сущности, становится своеобразным дополнительным налогом на граждан данной страны. Таким образом, государство не может развиваться, доходы граждан снижаются.

     Выкуп долга - предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Долги некоторых стран относятся кредиторами к числу сомнительных, кредитор старается продать этот долг на открытом рынке с большим дисконтом, в таком случае, заемщику выгодно выкупить этот долг с дисконтом (как правило, это происходит за счет золотовалютных резервов). Таким образом, получается, что для заемщика часть долга списывается. У данного метода существует  два обстоятельства, затрудняющие такое урегулирование проблемы. Это, во-первых, эффект «обратного отбора», когда высочайшие преимущества получают наиболее плохие заемщики, долги которых торгуются с высочайшими скидками и, во-вторых, принцип очередности, который затрагивается при данном методе (т.е. преимуществом на погашение пользуются более давние долги, у которых более большая скидка). Несмотря на эти два нюанса, этот метод реструктуризации в последние десятилетия становится самым популярным.

     Консолидацией называется процесс изменения сроков действия выпущенных краткосрочных и среднесрочных займов или их объединение (унификация) в один долгосрочный заем.

Информация о работе Основные направления решения проблемы внешнего долга