Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:32, курсовая работа
Актуальность этой проблемы в том, что весь мир живёт в долг. Все развитые и развивающиеся страны за редким исключением имеют большие займы, страны испытывают недостаток собственных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним займам. В прессе существует множество мнений о том, как стоит бороться с долгом, многие из них доказываются и практическими примерами. Спорят между собой не только политики, но и страны
Введение3
Глава 1. Сущность внешнего долга и его роль в экономическом развитии страны4
1.1. Понятие и классификация внешнего долга4
1.2.Источники финансирования 5
1.2.1. Парижский клуб5
1.2.2. Лондонский клуб6
1.2.3. Международный валютный фонд6
1.2.4. Всемирный банк6
1.3. Влияние внешнего государственного долга на экономическое состояние страны, положительные и отрицательные стороны в формировании долга7
Заключение 1 главы9
Глава 2.Управление внешним долгом10
2.1. Методы управления внешним государственным долгом10
2.2 Разновидности базовых условий реструктуризации долга11
2.2.1. Торонтские условия12
2.2.2. Хьюстонские условия12
2.2.3. Тринидатские условия13
2.2.4. Лондонские условия 13
2.2.5. Неапольские условия13
2.2.6. Лионские условия14
2.2.7. Инициатива НИРС14
2.2.8. Стандартные классические условия Парижского клуба14
Заключение 2 главы14
Глава 3.Международный опыт решения проблемы внешнего государственного долга 15
3.1. Анализ современного состояния внешнего долга в Российской Федерации15
3.2. Анализ современного состояния внешнего долга в странах Западной Европы22
3.3. Анализ современного состояния внешнего долга в США24
3.4. Зарубежный опыт управления государственным долгом и инновационные механизмы26
Заключение 3 главы27
Заключение28
Список использованной литературы и ресурсов интернета53
Но с приходом к власти другого президента РФ с 2000 года политика в области обслуживания внешних обязательств приобрела другой вектор развития: было решено без осуществления новых заимствований постепенно (до $10 млрд. в год) сокращать внешний долг. В 2000 году внешний долг России сравнялся с ВВП, Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и другими одними из самых проблемных стран третьего Мира. Уже в 2000 году часть задолженности СССР была списана, долг сократился до 148.7 млрд. $, но и в последующие года долг сокращался. Например, по отношению долга к ВВП, которое является одним из основных показателей финансовой устойчивости государства, долг составлял в 2000г. – 61,3%, 2002г. – 35,9%, 2004г. – 18,9%. Все эти данные более подробно приведены ниже на рисунке №1.
Рисунок
№1. Отношение государственного
внешнего долга к ВВП
После 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.
По состоянию на 1 апреля 2007 года государственный внешний долг Российской федерации составил 50,7 миллиардов долларов США и имел следующую структуру, приведенную в таблице №2.
Таблица №2. Структура государственного долга РФ на 1 января 2007 года
Государственный
внешний долг РФ, включая обязательства
бывшего СССР, принятые Российской
Федерацией, млрд. долл.
В том числе |
52,0 |
Задолженность странам – участницам Парижского клуба* | 3,1 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб | 3,3 |
Задолженность бывшим странам СЭВ | 1,9 |
Коммерческая задолженность | 0,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 5,5 |
Еврооблигационные займы | 31,9 |
ОВГВЗ** | 4,9 |
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте | 0,6 |
*21 августа 2006 Парижскому клубу досрочно было выплачено 23,7 млрд.долл.
** ОВГВЗ
– облигации внутреннего
Источник: www.minfin.ru
По данным на 1 января 2009 года внешний государственный долг России составил 32,8 млрд. долларов. Этот показатель являлся одним из самых низких по Европе. По относительным показателям, это 2,4 % от объема ВВП страны. По принятому трёхлетнему бюджету на период с 2008 по 2010 года, госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП, но из-за падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, в 2010-м году дефицит планировалось покрывать за счёт новых кредитов.
Динамика государственного внешнего долга России в последние годы представлена ниже в виде рисунка №2, а его структура на 1 января 2010 года представлена в таблице №3.
Рисунок №2. Динамика государственного внешнего долга России в млрд. $
Источник: www.cbonds.info/index/index_
Таблица №3. Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года по данным Министерства Финансов
Наименование | Сумма, млн. долларов США |
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба | 999,8 |
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба | 1 820,4 |
Задолженность бывшим странам СЭВ5 | 1 300,1 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 830,5 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 3 793,9 |
Задолженность по еврооблигационным займам | 26 239,6 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) | 1 775,3 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте | 881,4 |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) | 37 641,0 |
Источник: http://www1.minfin.ru/common/
По
данным ЦБ РФ на 1 января 2010 года внешний
государственный долг составил 37,6 млрд.
$, что является одним из самых низких показателей
в Европе. По относительным показателям,
российский внешний госдолг составляет
3 % от объема ВВП страны. Общий внешний долг
России (частный и федеральный сектор)
на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд. $. В
относительном выражении внешний долг
частного и федерального сектора составляет
38,2 % от объема российского ВВП.
Внешний долг России принято подразделять на 2 составляющие:
-Долг бывшего СССР и
-Новый долг России, который формировался после 1992 года.
Государственный внешний долг Российской Федерации включает в себя следующие задолженности:
1)Задолженность Парижскому клубу
2)Задолженность Лондонскому клубу
3)Задолженность Международному Валютному Фонду
4)Задолженность коммерческим кредиторам
5)Задолженность Всемирному Банку
6)Задолженность
СССР странам – бывшим членам
СЭВ.
Задолженность Парижскому клубу
В 1991 долг Парижскому Клубу составлял 37.6 млрд. $. В период с 1992 по 1995 года происходили заключение и пересмотры соглашения о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов. В 1996 году была проведена реструктуризация долга, долг увеличился до 38 млрд. $. В сентябре 1997 был подписан "Меморандум о взаимопонимании... ", Россия стала страной участницей Клуба, правительство взяло на себя обязательства обслуживать долг по семи процентной ставке годовых, что составляло около 2,7 млрд. $ ежегодных выплат. В результате этого меморандума Россия была лишена возможности ведения самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или списании части долга. Это условие договора не позволяло выгодно для страны урегулировать проблему долга и, таким образом, обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам СССР до 2020 года.
В
мае 2005 года в результате переговоров
было заключено соглашение, по
которому, Россия могла погасить
досрочно долг, хотя никаких
скидок за более раннее
14
августа 2006 года был подписан
договор с Германией о
Экономия
на процентных платежах Парижскому клубу
представлена ниже в виде рисунка №3.
Рисунок
№3.Экономия на процентных
платежах Парижскому
клубу благодаря досрочному
погашению долга.
Задолженность Лондонскому клубу
В
составе Лондонского Клуба 430 банков
являются кредиторами России (Внешэкономбанка).
Предметом соглашения с клубом является
задолженность СССР по кредитам, не
гарантированным государством, которые
заключены в период до 31 декабря
1991 года. На тот момент долги составляли
32.3. млрд. $. Переговоры с клубом о
долгосрочной реструктуризации велись
Россией еще с 1992 года. В 1995 году
правительство России и члены
Банковского консультативного комитета
Лондонского клуба подписали
Меморандум, согласно которому проводилась
реструктуризация долга СССР клубу
на сумму $32,3 млрд., включая проценты
сроком на 25 лет семь из которых являлись
льготным периодом (в это время
выплачиваются только проценты по долгу).
В 1997 г. было подписано соглашение о реструктуризации
долга, 10, 4% задолженности списывалось,
а оставшаяся сумма разбивалась на две
части - основной долг - $24 млрд. и проценты
по нему - $8,3 млрд. Несмотря на то, что эмитентом
являлся Внешэкономбанк, обязательства
по долгу приравнивались к долговым обязательствам
государства. В 2001 году долг был переоформлен
в государственный долг РФ, 30% суммы
долга было списано, задолженность была
обменена на пакет новых еврооблигаций
Российской Федерации со сроками погашения
в 2010 и 2030 гг., суммы выпуска которых равнялись
18,3 млрд. $ (по основному долгу) и 2,8 млрд.
$ соответственно. В соответствии с условиями
обслуживания Россия ежемесячно осуществляет
платежи по облигациям.
Задолженность МВФ
31
января 2004 года Россия полностью
досрочно погасила долг МВФ
в размере 3,3млрд. $, таким образом,
сэкономив 204 млн. $ по процентным
платежам.
Задолженность коммерческим кредиторам
Коммерческая задолженность СССР образовалась в результате неоплаты за поставку товаров и оказанных услуг по контрактам внешнеторговых организаций, которые были заключены с иностранными фирмами до января 1992г. Этот долг оценивается в 4 млрд. $ (без учета просроченных процентов). Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из 3 тысяч кредиторов составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками, в т. ч. входящими в Лондонский клуб). По данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 1.04. 2007 год составила коммерческая 830,5 млн. $.
В
таблице №6 в приложениях представлен
график выплат по внешнему долгу в 2001-2010
годах.
В структуре госдолга России при снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних займов. Это означает, что государство выбрало стратегию, суть которой заключается в том, чтобы постепенно стирать разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Долг становится постепенно единым, и управление им переходит так же к одному органу. Как раз в 2004 году был создан Стабилизационный фонд, одной из задач которого являлась проблема урегулирования долгов, в частности Парижскому клубу. Стабилизационный фонд также должен быть инструментом сдерживания инфляции, регулирования обменного курса, политика фонда должна быть направлена на финансовую стабилизацию. В "Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2007 год" затронут такой пункт, касающийся долговой стратегии на 2007-2009 годы как: уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга РФ путем его замещения внутренними заимствованиями.
Динамика внутреннего и внешнего долга в последние годы на территории РФ представлена ниже на рисунке №4.
Структура внешнего долга в последнее десятилетие претерпевает большие изменения: доля государственного долга резко сократилась и сокращается, а банки и компании стали увеличивать свои внешние займы. То, что банкам стали выдавать за границей кредиты свидетельствует о том, что российский бизнес развивается, становится более привлекательным, чем в период с 1990 по 2000 гг., когда никакая из стран не предоставляла российским фирмам займов в связи с нестабильностью экономики. Долг российских компаний за период с 2004 по 2008 год вырос на 205 млрд. $, долг российских банков за этот же период возрос на 134 млрд. $6.
Информация о работе Основные направления решения проблемы внешнего долга