Основные направления решения проблемы внешнего долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой проблемы в том, что весь мир живёт в долг. Все развитые и развивающиеся страны за редким исключением имеют большие займы, страны испытывают недостаток собственных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним займам. В прессе существует множество мнений о том, как стоит бороться с долгом, многие из них доказываются и практическими примерами. Спорят между собой не только политики, но и страны

Содержание

Введение3


Глава 1. Сущность внешнего долга и его роль в экономическом развитии страны4

1.1. Понятие и классификация внешнего долга4

1.2.Источники финансирования 5

1.2.1. Парижский клуб5

1.2.2. Лондонский клуб6

1.2.3. Международный валютный фонд6

1.2.4. Всемирный банк6

1.3. Влияние внешнего государственного долга на экономическое состояние страны, положительные и отрицательные стороны в формировании долга7

Заключение 1 главы9


Глава 2.Управление внешним долгом10

2.1. Методы управления внешним государственным долгом10

2.2 Разновидности базовых условий реструктуризации долга11

2.2.1. Торонтские условия12

2.2.2. Хьюстонские условия12

2.2.3. Тринидатские условия13

2.2.4. Лондонские условия 13

2.2.5. Неапольские условия13

2.2.6. Лионские условия14

2.2.7. Инициатива НИРС14

2.2.8. Стандартные классические условия Парижского клуба14

Заключение 2 главы14


Глава 3.Международный опыт решения проблемы внешнего государственного долга 15

3.1. Анализ современного состояния внешнего долга в Российской Федерации15

3.2. Анализ современного состояния внешнего долга в странах Западной Европы22

3.3. Анализ современного состояния внешнего долга в США24

3.4. Зарубежный опыт управления государственным долгом и инновационные механизмы26

Заключение 3 главы27


Заключение28





Список использованной литературы и ресурсов интернета53

Работа содержит 1 файл

курсовая полная с приложениями.docx

— 1.35 Мб (Скачать)

     Секьюритизацией долга называется процесс обмена долгов на ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках. Секъюритизация представляет собой механизм эмиссии дебитором новых обязательств в виде облигаций, которые обмениваются на старый долг или продаются на открытом рынке. Любой кредитор (должник) имеет возможность секъюритизировать свои активы (или долги), а успех операции будет зависеть от следующих факторов:

   1) готовности рынка взять дополнительный риск;

   2) состояния финансов должника с точки зрения обслуживания новых обязательств, источником погашения которых есть старые долги;

   3) политических мотивов.

Секьюритизация долга также является одним из наиболее популярных методов реструктуризации долга. Обмен «проблемных» долговых обязательств на новые становится все более актуальным в последние десятилетия. «План Бреди» является самым распространенным способом проведения подобных сделок: правительство страны, собирающейся реструктурировать долг, разрабатывает вместе с МВФ программу перестройки экономики, включающую и предоставление стране новых кредитных ресурсов. После начала воплощения этой программы в жизнь инвесторам предлагается обменять имеющиеся у них краткосрочные и среднесрочные долговые обязательства на ценные долгосрочные бумаги, номинированные в валюте одной из стран-участниц «большой семерки», при этом происходит частичное списание долга (от 20 до 50%).

   Дефолт  – отказ от платежей по долгу.

     2.2 Разновидности базовых  условий реструктуризации  долга 

     Реструктуризация  внешнего долга - популярная практика. В Парижском Клубе реструктуризируются  долги правительств и гарантированные  ими долги, а в Лондонском - задолженности  перед коммерческими банками. В  рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности, как правило, применяется в отношении беднейших стран.  В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются разные пути реструктуризации долга. В результате этих подходов утвердилось разделение на 4 категории стран-должников с условиями реструктуризации:  
1)Беднейшие страны с Торонтскими, Лондонскими, Неапольскими и Лионскими условиями 
2)Беднейшие страны со средним уровнем дохода с Хъюстонскими условиями 
3)Богатые страны со средним уровнем дохода со стандартными условиями Парижского клуба

4)Исключения: в отдельных случаях сумма  внешнего долга страны может  быть сокращена на особых условиях  из-за каких-либо соображений  (политических и иных). 

           2.2.1. Торонтские условия

 
-приняты в 1988 году

-применяются  в отношении стран с уровнем  дохода на душу населения ниже  или равным установленному Всемирным  банком, который дает право на  получение кредитов от Международной  ассоциации развития

-Кредиторам  предложено несколько вариантов  условий, которые могут быть  использованы при реструктуризации  долга: 

      А) уменьшение суммы долга путем списания трети долга, а в отношении остальной части долга – пересмотра  условия погашения по рыночным процентным ставкам, при этом срок погашения составляет 14 лет, 8 из которых являются льготным периодом

      Б) долгосрочные долги, проценты по которым начисляются по рыночным процентным ставкам, а срок погашения составляет 25 лет, с льготным периодом в 14 лет

      В) уменьшение платежей по обслуживанию долга путем предоставления льготных ставок процента (3,5 % или половина рыночной ставки, из которых нужно выбрать большую по значению величину), срок погашения устанавливается в 14 лет, 8 из которых - льготные.

- условия  предназначены не для всех  стран-должников, а применяются  только в отношении тяжелых  обстоятельств по обслуживанию  долга, предоставляются странам  с низким средним доходом на  душу населения и  проблемами  платежного баланса. Некоторыми  странами, получившими отсрочку  по погашению долгов в соответствии  с данными условиями, являются  Республика Мали, Танзания, Мадагаскар, Нигер, и др.

-с 1988-1990 гг. было заключено 26 соглашений  о пересмотре долгов на общую  сумму в 5,8 млрд. долл. Применение данных условий привело к сокращению порядка 20 % выплат при погашении процентов за период прекращения выплат основной суммы долга 

         2.2.2. Хьюстонские условия 

-приняты в 1990 году

- касаются беднейших стран со средним уровнем дохода (т.е.  годовой доход на душу населения превышает установленный максимальный уровень, установленный Всемирным банком) и с значительной задолженностью  
-Условия:

      -срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, с льготным периодом в 8 лет

      -срок погашения кредитов, предоставленных в пределах программ официального развития, увеличился до 20 лет с льготным периодом в 10 лет

     -право  перевода долга (кредиторы могут  продавать или обменивать долговые  обязательства по погашению суммы  кредитов, предоставленных в рамках  программ содействия развитию, или  10 % непогашенной суммы кредитов (или обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 % млн. долл., если данная величина окажется больше, чем упомянутые 10 %)

-для  получения права на реструктуризацию  страна-должник должна соответствовать  минимум 2 из 3 ниже перечисленных  критериев:

      -годовой  доход на лицо не превышает  верхнюю границу, установленную  Всемирным банком для данной  группы стран

      -соотношение  суммы долга кредиторам Парижского  клуба к сумме долга коммерческим  кредиторам должно равняться  1,5

      -объем  задолженности должен характеризоваться  такими показателями, как: сумма  долга не меньше, чем 50 % ВВП; соотношение долга к стоимости экспорта не меньше 275 %, коэффициент запланированного обслуживания долга не меньше 30%.

-данными условиями воспользовались Польша, Конго, Египет, Гондурас, Сальвадор, Марокко, Нигерия.

- в 1990-1992 г. на основе Хъюстонских условий подписаны 15 соглашений о пересмотре долгов общей стоимостью 18,4 млрд $. 

            2.2.3. Тринидатские условия 

-приняты  в 1990 г.

-предложение  списывать 2/3 долга беднейших  стран и стран с наибольшими  суммами внешнего долга

-на  встрече председателей государств  «большой семерки» в Лондоне  условия были поддержаны в  полном объеме 

           2.2.4. Лондонские условия 

-усиленные  Торонтские условия

- приняты в 1990-1997 гг.

-вместо  списывания 2/3 долга беднейших стран и стран с наибольшими сумами внешнего долга предложено и решено:

      -аннулировать 25% долга и реструктуризировать  остаточную сумму на 23 года с  льготным периодом в 6 лет и  начислением процентов по рыночной  ставке

      -реструктурировать  долг с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода

      -реструктурировать  долг по рыночным ставкам процента  на 25 лет с 16 годами льготного  периода

      -реструктурировать  обязательства по обслуживанию  кредитов, предоставленных в качестве оказания официального содействия развитию, на 30 лет с льготным периодом в 20 лет.  
- в 1991 – 1993 гг. пересмотрены долги 10 стран (Мавритании, Сьерры-Леоне, Гвинеи, Мали и др.) с общей суммой пересмотренных долгов в 4 млрд $.
 

           2.2.5. Неапольские условия 

- с 1995 года

-направлены  на преодоление проблемы задолженности  стран с низким уровнем дохода 

-Предложено:

     -списание 67% по чистой приведенной стоимости или реструктурирование долга с целью сокращения его на 67% по ставкам ниже рыночных (при этом ВВП на душу населения должен быть менее 500 долл., или отношение долга к экспорту должно быть больше 350%)

    - списание 50% для стран других категорий  
    -капитализация 50% и их выплата в течение 33 лет с льготным периодом в 8 лет, остаток выплачивается на протяжении 23 лет с периодом льготы в 6 лет и с прогрессивной шкалой амортизации  
    -реструктуризация на 40 лет с 16-летним или 20-летним льготным периодом, процентная ставка при этом остается прежней

-в период  с 1995 по 1998 задолженность более, чем 30 стран была сокращена, при этом среди них были 20 африканских стран южнее Сахары. 7 стран получили сокращение долга на 67%.  

           2.2.6. Лионские условия 

-с1997 г.

-предусматривают  сокращение долговых обязательств  на 80% и доведение соотношений  внешнего  долга к экспорту  до уровня в 200—250 % и отношения платежей к экспорту до 20-25 %

-Впервые  программа была применена к  Уганде (соотношение долга к экспорту  в результате в 1998 г. снизилось до 202 %), к Боливии (соотношение долга к экспорту в результате в 1998 г. снизилось до 205 %). 

           2.2.7. Инициатива НИРС 

     Проект  под названием "ИНИЦИАТИВА HIPC" (Highly Indebted Poor Countries Initiative) предусматривает целенаправленные усилия Всемирного банка и МВФ не просто по уменьшению долга самых бедных развивающихся стран, но и с проведением в этих странах специальных реформ по финансовому оздоровлению.  

           2.2.8. Стандартные классические  условия Парижского клуба 

-условия  реорганизации внешнего долга  для стран со средним уровнем  дохода 

-реструктуризация до 10 % долга (в некоторых случаях только основной суммы долга) со сроком погашения 10 лет с льготным периодом в 5 лет и на основе рыночных процентной ставки.

Заключение 2 главы 

     Таким образом, в данной главе мы рассмотрели  основные из методы решения проблемы и борьбы с внешним государственным долгом, и условия, при которых они могут осуществляться. В следующей главе мы рассмотрим все эти методы и условия на практике.

 

Глава 3.Международный опыт решения проблемы внешнего государственного долга 

     3.1. Анализ современного  состояния внешнего  долга в Российской  Федерации

       

     После распада СССР Россия переняла на себя бремя выплаты долговых обязательств СССР. Основная часть этого долга  являлась результатом проведения курса  Горбачёва, направленного на «социалистическое  ускорение экономического развития страны» за счет кредитов западных стран, которые охотно выделяли займы  стране потому, как СССР считался в  мире ответственным плательщиком по долгам. Но в результате проведенных  реформ не был достигнут желаемый эффект, а бремя выплаты долгов оставалось. Под конец существования СССР были заключены два соглашения, согласно содержанию которых, тогда еще союзные республики брали на себя совместную ответственность по долгам Союза, т.е. каждая республика в отдельности и все вместе совершают выплаты по долгам СССР. Каждая республика должна была выплачивать свою часть долга, но если кто-то отказывался платить, то его часть долга должны были бы погашать все остальные республики. Но после распада в связи с тем, что выплачивать свою часть долга могла только Россия, делить активы бывшего СССР было очень проблематично, было решено, что  Россия становится правопреемницей СССР по зарубежным активам Союза, но и в то же время берет на себя обязательства по погашению всего долга СССР. На начало 1992 года этот долг составлял 57 млрд. $, в 1993 стал выше 110  млрд. $. Причинами роста задолженности были по большей части дефицитность государственного бюджета и ухудшение ценовых условий внешней торговли вместе с сокращением экспорта. Дальше долг только продолжал расти. На 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял по данным Министерства Финансов уже 123.5 млрд. $, из которых $91,4 млрд. - долги Советского Союза, но и в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования с тем, чтобы попытаться предотвратить  дефолт по внутреннему долгу, также была проведена конвертация части внутреннего долга во внешний, и долг в итоге возрос до 156,6 млрд. $, а в 1999 - до 167 млрд. $.  Запад предоставлял стране кредиты для демократических преобразований, для перехода к рыночным отношениям не скупясь, но они либо проедались, либо  разворовывались, проводимые реформы не улучшали положения России, Запад перестал выделять деньги и стал опасаться того, что Россияне вернет взятых в долг денег. Если до дефолта еще можно было рассчитывать на рефинансирование платежей за счет неналоговых внутренних и внешних источников, то после событий 98 года рассчитывать на данный путь развития ситуации было невозможно. Источником погашения долга теперь являлись только налоговые доходы федерального бюджета. В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга были равны примерно половине бюджетных расходов. Дополнительная информация о размерах задолженности бывшего СССР, заимствованиях России с 1992 года представлена в приложениях в таблицах №2, №3, №4, №5.

Информация о работе Основные направления решения проблемы внешнего долга