Основные направления решения проблемы внешнего долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой проблемы в том, что весь мир живёт в долг. Все развитые и развивающиеся страны за редким исключением имеют большие займы, страны испытывают недостаток собственных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним займам. В прессе существует множество мнений о том, как стоит бороться с долгом, многие из них доказываются и практическими примерами. Спорят между собой не только политики, но и страны

Содержание

Введение3


Глава 1. Сущность внешнего долга и его роль в экономическом развитии страны4

1.1. Понятие и классификация внешнего долга4

1.2.Источники финансирования 5

1.2.1. Парижский клуб5

1.2.2. Лондонский клуб6

1.2.3. Международный валютный фонд6

1.2.4. Всемирный банк6

1.3. Влияние внешнего государственного долга на экономическое состояние страны, положительные и отрицательные стороны в формировании долга7

Заключение 1 главы9


Глава 2.Управление внешним долгом10

2.1. Методы управления внешним государственным долгом10

2.2 Разновидности базовых условий реструктуризации долга11

2.2.1. Торонтские условия12

2.2.2. Хьюстонские условия12

2.2.3. Тринидатские условия13

2.2.4. Лондонские условия 13

2.2.5. Неапольские условия13

2.2.6. Лионские условия14

2.2.7. Инициатива НИРС14

2.2.8. Стандартные классические условия Парижского клуба14

Заключение 2 главы14


Глава 3.Международный опыт решения проблемы внешнего государственного долга 15

3.1. Анализ современного состояния внешнего долга в Российской Федерации15

3.2. Анализ современного состояния внешнего долга в странах Западной Европы22

3.3. Анализ современного состояния внешнего долга в США24

3.4. Зарубежный опыт управления государственным долгом и инновационные механизмы26

Заключение 3 главы27


Заключение28





Список использованной литературы и ресурсов интернета53

Работа содержит 1 файл

курсовая полная с приложениями.docx

— 1.35 Мб (Скачать)

     Объем внешней задолженности российских компаний не является завышенным. На конец 2008 года корпоративный долг был равен 30% ВВП, что, во-первых, ниже долга многих развивающихся стран, а во-вторых, с учетом внешнего долга российского правительства, который составлял на тот период всего  2% ВВП, объем корпоративного долга не казался угрожающим для макроэкономической стабильности.

     Основной  причиной накопления внешнего долга российских компаний было ожидание ими дальнейшего роста внутреннего российского рынка, но, к сожалению, рост рынка стал более медленным, и внешний долг стал бременем для компаний. Компании хотят реструктурировать свои обязательства и рассрочить их на более длительный срок.

     Далее в таблице №4 и на рисунке №5 представлена структура внешнего долга России. 

     Таблица №4.Структура внешнего долга России, 2000–2008 годы7

     
    2000 2004 2008 2000 2004 2008
Млрд долларов %
Всего 160,0 213,5 480,5 100 100 100
Государство 128,6 105,5 32,8 80 49 7
Банки 9,0 32,3 166,3 6 15 35
Компании 22,4 75,7 281,4 14 35 59
 

     

       Рисунок №5.Изменение структуры внешнего долга России в 2009 году 

     Дополнительные  данные о состоянии внешнего долга  в России и его динамике представлены на рисунках №2, №3, №4, №5 и в таблицах №7, №8, №9, №10 в приложениях. 

     Основными задачами управления государственным  долгом являются:

  • максимально возможное сокращение затрат на его обслуживание и погашение с учетом конъюнктуры мирового рынка;
  • обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств по погашению и обслуживанию внутренних и внешних долгов;
  • минимизация долга для заемщика;
  • обеспечение приемлемого курса государственных долговых обязательств на внутреннем и внешнем рынках, недопущение их резких колебаний;
  • обеспечение надежной информации о государственном долге в соответствии с принятыми классификациями;
  • обоснованный прогноз изменения государственного долга и формирование политики в отношении его объема и структуры;
  • обеспечение денежных средств для обслуживания и погашения государственного долга;
  • законодательное определение верхних пределов дефицита бюджета и верхних пределов внутреннего и внешнего государственного долга;
  • текущее регулирование операций по заимствованию и погашению государственного долга, минимизация расходов по обслуживанию, рефинансирование, реструктуризация задолженности;
  • регулирование рынка государственных ценных бумаг
 

    3.2. Анализ современного  состояния внешнего  долга в странах  Западной Европы

     Как уже упоминалось в первой главе, одной из характеристик объема долга  является отношение долга к ВВП. Если коэффициент, получившийся в этом отношении, равен 50-70%, то долг считается  не вызывающим опасений. В наиболее развитых и ведущих странах Европы долг перевалил уже через эту  отметку. Особенно резко госдолги возросли в связи с борьбой с финансовым кризисом.

     В июне 2010 года американский деловой  телеканал CNBC составил рейтинг стран - крупнейших должников8. Эксперты оценивали внешнюю суммарную задолженность по отношению к объему ВВП страны. Среди первых 20 стран оказалось 17 государств Европы.

     Первой  страной в рейтинге оказалась  представительница Европы – Ирландия с внешним долгом  частных и государственных структур на конец 2009 года в 2,32 триллиона долларов. Это более, чем в 13 раз превышает объем экономики островного государства.

     Второе  место было у Великобритании с суммарным долгом в 9,15 трлн. $ или в 426% от ВВП. 7 июня 2010 года  премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил с заявлением, что англичанам придется прожить несколько достаточно трудных лет в связи с политикой, направленной на сокращение долга путем сокращения социальных расходов. Помимо сокращения бюджетных расходов, кабинет министров раздумывает над тем, чтобы увеличить налоги. В частности, предполагается в 2011 году увеличить НДС с 17,5 до 20%. По официальным данным дефицит бюджета Англии сейчас стремительно сокращается.

     Третье  место – у Швейцарии. Ее задолженность оценивается экспертами в 1,21 трлн. $, что превышает ВВП почти в 4 раза.

     Четвертое место – у Нидерланд. Долг в 2,46 трлн. $ (377% от уровня ВВП).

     Пятое место – у Бельгии с долгом в 1,25 трлн. $ (329% от ВВП).

     Шестое  место – Дания. Она задолжала 628 млрд. $, что является относительно небольшой величиной, но из-за скромного размера экономики это составило 318 процентов от объема ВВП.

     Седьмое место - Швеция. Долг в 882 млрд. $ (26% от ВВП).

     Восьмое место - Австрия с долгом в 828 млрд. $, что составляет 256 % от ВВП.

     Девятое место – Франция. Долг 5,3 трлн. $ и 248% от уровня ВВП.

     Десятое место – Португалия. Долг в 724 млрд. $ или в 236 % от ВВП.

     Одиннадцатое  место - Гонконг (673 млрд. $ и 223% от ВВП).

     Двенадцатое место у представителя Северной Европы - Финляндии с долгом в 220% от ВВП или 402 млрд. $.

     Тринадцатое место также у страны Северной Европы – Норвегии с долгом в 202% от ВВП или 553 млрд. $.

     На  четырнадцатом месте находится  Испания. 2,55 трлн. $ долга, который составляет 181% от уровня ВВП этой страны.

     "Мотор"  Европейского союза - Германия - занимает пятнадцатое место. Согласно подсчетам CNBC, внешний совокупный долг на конец 2009 года 5,13 трлн. $ или 180% от уровня ВВП. 6 июня 2010 года правительство Германии, так же как и Великобритания, согласовало программу сокращения бюджетных расходов на 50 миллиардов евро до 2015 года.

     На  шестнадцатом месте находится  Греция - страна, из-за которой сейчас у Евросоюза возникли сложности. Долг в 582 млрд. $ (официально признается чуть более 300 млрд. $), что составляет 170% от ВВП.

     На  семнадцатом месте - Италия. Долг в 2,6 трлн. $ долларов США (147% от ВВП).

     Австралия занимает восемнадцатую позицию. 1 трлн. $ и 122% от ВВП.

     Девятнадцатое место в двадцатке занимает Венгрия с долгом в 225 млрд. $ (122% от ВВП).

     На  двадцатом месте по результатам  данного канала находятся США. У США гигантский долг. Он составляет 13,77 трлн. $, что составляет 97% от ВВП.

     Все эти данные приведены ниже в таблице №5. 

     Таблица №5. Внешние (общенациональные) долги наиболее крупных экономик мира на 2009-2010 года

     В этот список не попали более слабые экономики типа Исландии (700% внешнего долга к ВВП) или Люксембурга и Монако (4900% и 1850%).

     На  фоне всей этой статистики данные России выглядят достаточно позитивно, ведь общенациональный долг в 2009 году составлял порядка 40% от ВВП. Даже, если в 2011 – 2012 годах госдолг, как планировалось, увеличится, то он не должен существенно изменить порядок  этих цифр.

      В настоящее время руководители самых  крупных стран Европы во главе  с Германией выступают за сокращение государственных долгов и дефицитов, потому как во время кризиса у  правительств некоторых стран было опасение, что, в случае, если кризис затронет системообразующие элементы, например американский госдолг или долги ведущих стран еврозоны, то последствия для всех стран мира могут быть непредсказуемыми. Но Америка и Япония занимают противоположную позицию, считая, что стимулировать рост экономики, даже через увеличение госдолга, куда важнее. (В истории Америки уже был подобный опыт, когда долг после Второй Мировой войны, который составлял 120% ВВП удалось за 24 года сократить до 40% ВВП благодаря как раз резкому росту экономики).

      В приложениях представлены на рисунке №6 «Список стран по внешнему долгу» и таблица №11 «Список стран по внешнему долгу». 

     3.3. Анализ современного  состояния внешнего  государственного  долга в США 

     История США так же как и история России является достаточно насыщенной. Она в себе содержит и войны, и перемирия, и времена революций, следовательно, и экономика реагировала на все эти явления соответственно. У Америки на данном этапе развития достаточно большой национальный долг, который, как раз, и является наследием войн, экономических спадов, неразумной политики правительства.

     Впервые США столкнулись с большим  долгом в 1790 году после Революционных  войн. Тогда долг был равен 75 млн. $. Но в 1830 годах долг был погашен.

     Второй  раз в истории США прибегнули к достаточно большому долгу в 27 млрд. $ в связи с огромными расходами во время Первой Мировой войны, но в последующие года долг сокращался в связи с профицитом бюджета. Президент Гувер попытался сбалансировать бюджет, сократив, таким образом, государственные расходы и ускорив темпы спада экономики. В то время началась Великая депрессия в США, с которой впоследствии боролся достаточно успешно в социальном плане Рузвельт, но  в результате всех его действий дефицит бюджета увеличился до 43 млрд. $. Далее была и Вторая Мировая война, во время которой долг увеличился до 258.7 млрд. $.

     В 1980 году из-за неправильной политики Рейгана  долг возрос. Рейган провел неправильную политику в сфере налогов. Сократив налоги, и при этом не уменьшив государственные расходы, а даже наоборот – увеличив, он добился того, что в 1990 году долг составлял 3 трлн. 233 млрд. $.

     С 1992 по 2000 годы экономика переживала рост. Но после 2000 года начался спад экономики, вызванный, в частности, и террористическими атаками  на Штаты, а следовательно, и ростом расходов на оборону и безопасность и на военные действия в Афганистане и Ираке. По оценкам фонда «Наследие», расходы США  в 2000-2003 годах были рекордными. В 2002 году государственный долг США был равен 6 трлн. 228 млрд. $.  В 2008 году внешний долг США (частного и федерального сектора) был равен13,8 трлн. $, из него федеральный долг зарубежным инвесторам составлял около 2.6 трлн. $, на настоящий момент отношение федерального долга к ВВП страны постепенно приближается к отметке в 100 %.9 На 2011 год долг Америки составляет больше 14 трлн. $. 10 Динамика изменения национального долга Америки представлена в таблице №12 в приложениях.

     Основными иностранными кредиторами США, начиная  еще с эпохи Холодной войны, являются страны Восточной Азии: Япония, Таиланд, не так давно и Китай. Ресурсы, которые не расходуются на внутреннем рынке и не тратятся в производственных целях, они вкладывают в американские ценные бумаги. В 1960 годах доля американских бумаг у иностранцев составляла 17.78 %, сейчас – больше 36 %. На рисунке №7 в приложениях представлены страны-кредиторы Америки.

     Долг  США и внешний, и внутренний продолжает увеличиваться с каждым днем.  В нижеприведенной таблице №6 можно увидеть динамику бюджета США в 2009 – 2011 годах.

Информация о работе Основные направления решения проблемы внешнего долга