Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:32, курсовая работа
Актуальность этой проблемы в том, что весь мир живёт в долг. Все развитые и развивающиеся страны за редким исключением имеют большие займы, страны испытывают недостаток собственных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним займам. В прессе существует множество мнений о том, как стоит бороться с долгом, многие из них доказываются и практическими примерами. Спорят между собой не только политики, но и страны
Введение3
Глава 1. Сущность внешнего долга и его роль в экономическом развитии страны4
1.1. Понятие и классификация внешнего долга4
1.2.Источники финансирования 5
1.2.1. Парижский клуб5
1.2.2. Лондонский клуб6
1.2.3. Международный валютный фонд6
1.2.4. Всемирный банк6
1.3. Влияние внешнего государственного долга на экономическое состояние страны, положительные и отрицательные стороны в формировании долга7
Заключение 1 главы9
Глава 2.Управление внешним долгом10
2.1. Методы управления внешним государственным долгом10
2.2 Разновидности базовых условий реструктуризации долга11
2.2.1. Торонтские условия12
2.2.2. Хьюстонские условия12
2.2.3. Тринидатские условия13
2.2.4. Лондонские условия 13
2.2.5. Неапольские условия13
2.2.6. Лионские условия14
2.2.7. Инициатива НИРС14
2.2.8. Стандартные классические условия Парижского клуба14
Заключение 2 главы14
Глава 3.Международный опыт решения проблемы внешнего государственного долга 15
3.1. Анализ современного состояния внешнего долга в Российской Федерации15
3.2. Анализ современного состояния внешнего долга в странах Западной Европы22
3.3. Анализ современного состояния внешнего долга в США24
3.4. Зарубежный опыт управления государственным долгом и инновационные механизмы26
Заключение 3 главы27
Заключение28
Список использованной литературы и ресурсов интернета53
Кафедра
Экономической теории
Основные
направления решения проблемы внешнего
долга
Курсовая
работа
Научный
руководитель:
Москва
2011
Оглавление
Введение3
Глава 1. Сущность внешнего долга и его
роль в экономическом развитии страны4
1.1.
Понятие и классификация
1.2.Источники финансирования 5
1.2.1. Парижский клуб5
1.2.2. Лондонский клуб6
1.2.3. Международный валютный фонд6
1.2.4. Всемирный банк6
1.3.
Влияние внешнего
Заключение 1 главы9
Глава 2.Управление внешним долгом10
2.1.
Методы управления внешним
2.2 Разновидности базовых условий реструктуризации долга11
2.2.1. Торонтские условия12
2.2.2. Хьюстонские условия12
2.2.3. Тринидатские условия13
2.2.4. Лондонские условия 13
2.2.5. Неапольские условия13
2.2.6. Лионские условия14
2.2.7. Инициатива НИРС14
2.2.8.
Стандартные классические
Заключение 2 главы14
Глава 3.Международный опыт решения
проблемы внешнего государственного долга
15
3.1. Анализ современного состояния внешнего долга в Российской Федерации15
3.2.
Анализ современного состояния
внешнего долга в странах
3.3. Анализ современного состояния внешнего долга в США24
3.4.
Зарубежный опыт управления
Заключение 3 главы27
Заключение28
Приложения 29
Список использованной литературы
и ресурсов интернета53
Введение
Сейчас
все чаще в газетах, в журналах,
на телевидении затрагивается
Актуальность этой проблемы в том, что весь мир живёт в долг. Все развитые и развивающиеся страны за редким исключением имеют большие займы, страны испытывают недостаток собственных ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним займам. В прессе существует множество мнений о том, как стоит бороться с долгом, многие из них доказываются и практическими примерами. Спорят между собой не только политики, но и страны. Например, США и Япония считают, что стимулировать рост экономики, даже через увеличение госдолга – нормальная практика, Германия и Великобритания – напротив, выступают за сокращение государственных долгов и дефицитов.
Поэтому целью данной работы является выяснить, какие существуют методы решения проблемы внешнего долга. Задача, которая была перед нами поставлена – это даль ответы на вопросы: что такое долг, что такое внешний долг, каким образом он появляется, как долг влияет на развитие страны, каким образом и на каких условиях осуществляется управление долгом, проанализировать ситуацию в мире, выяснить, как в настоящее время правительства стран решают данную проблему и, конечно же, выявить, проработать, проанализировать методы решения этой немаловажной проблемы, опираясь на международный опыт.
Таким образом, структура данной курсовой работы следующая: работа включает в себя 3 главы, первая и вторая посвящены теории, третья – практической стороне. В первой главе затрагивается понятие внешнего долга и влияние его на развитие страны. Во второй главе рассмотрены основные методы управления долгом. Третья глава посвящена анализу состояния долга в странах Западной Европы, в США и в России, а также инновационным, неординарным методам управления долгом.
1. Сущность внешнего долга и его роль в экономическом развитии страны
В научной литературе государственный долг определяется как сложившаяся к данной дате сумма дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо этого бюджета. Вот формулировка понятия государственного внешнего долга, в большей степени соответствующая принятым в международной практике определениям внешнего долга, взятая из трактовки федерального закона от 26 декабря 1994г. №76 «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, и их юридическим лицам и международным организациям» (на данный момент трактовка утратила свою силу в связи с введением Бюджетного кодекса РФ): «Государственными внешними заимствованиями РФ являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками».1
Для финансирования бюджетного дефицита государство может прибегнуть к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, а внутренний - в валюте данного государства. Наличие внутреннего государственного долга не является исключением, это скорее правило. Почти все экономически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. Он рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой, но лишь до определенных пределов. «Перешедши» определенную грань и продолжая дальше увеличивать государственный внешний долг, государство становится зависимым от стран-кредиторов. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике правительства.
Внешняя задолженность включает в себя различные виды долга, которые классифицируются по таким факторам как:
-тип заемщика - государственный долг; долг, гарантированный государством; частный (негосударственная часть внешнего долга);
-срок
погашения:
краткосрочные (до 1 года);
среднесрочные (до 5 лет);
долгосрочные (до 30 лет) обязательства.
2
-тип кредитора - официальный долг (обязательства перед международными организациями и двусторонние обязательства перед другими государствами); частные долговые обязательства (долг коммерческим банкам, облигации и прочий долг).
Внешний государственный долг - это двусторонние кредиты от правительств других стран, центральных банков, государственных экспортно-импортных банков, международных и региональных экономических и финансово-кредитных организаций и институтов.
Внешний гарантированный Правительством долг представляет собой долг субъектов хозяйствования, платежи по которому гарантируются государством.
Внешний негарантированный долг - это долг субъектов хозяйствования, платежи по которому не гарантируются государством (получение фирмами банковских кредитов, размещение корпоративных облигаций на финансовом рынке и др.).
В экономике в качестве внешнего долга принято рассматривать только внешний государственный долг и внешний гарантированный государством долг.
Для
характеристики размера государственного
долга используются, так называемые, параметры
внешнего долга, которые включают в себя
отношение долговых платежей к экспорту
товаров и услуг. По классификации Международного
банка реконструкции и развития выделяют:
-низкий уровень внешней задолженности
(отношение меньше 18%);
-умеренный (18-30%).
Также
по рекомендациям Всемирного банка
для анализа уровня внешней задолженности
используются и другие показатели.
Например: отношение валового внешнего
долга (ВВД включает в себя и государственный
внешний долг, и негосударственный)
к валовому внутреннему продукту
(или валовому национальному доходу);
отношение краткосрочного долга
к общей сумме внешнего долга;
отношение платежей процентов к
валовому национальному доходу; отношение
международных резервов к общей
сумме внешнего долга и др.
1.2.Источники
финансирования
Основными кредиторами внешнего долга являются:
1.2.1.
Парижский клуб
Парижский
клуб — неформальное объединение индустриально
развитых стран-кредиторов, инициатором
создания которого выступила Франция.
Объединение было создано в 1956 году. У
него нет штаб-квартиры, секретариата,
устава, этот клуб не имеет юридического
статуса. Особенностью структурной организации
Парижского клуба является то, что председателем
собрания суверенных кредиторов является
высокопоставленное должностное лицо
Казначейства Франции. Несмотря на отсутствие
устава и письменного оформления принципов
и методов деятельности клуба, выделяют
несколько принципов, играющих основную
роль в деятельности клуба, такие как:
консенсус, солидарность между странами-кредиторами,
сопоставимость условий (условия для страны-должника
не могут быть менее благоприятными, чем
те, которые предусмотрены многосторонним
соглашение с Парижским клубом), действия
исходя из конкретной ситуации. Главной
задачей, которую решает Парижский клуб,
является реструктуризация задолженности
развивающихся стран. Постоянными участниками
являются Австралия, Австрия, Бельгия,
Великобритания, Германия, Дания, Испания,
Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия,
Португалия, Россия, США, Швейцария, Швеция,
Франция, Финляндия и Япония. Членство
в Парижском клубе предполагает обязательный
и постоянный обмен между кредиторами
информацией о задолженности и ходе ее
погашения должником.
1.2.2.
Лондонский клуб
Лондонский клуб — это неформальное объединение банков-кредиторов, задачей которого является урегулирование вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Годом создания Лондонского клуба считается 1976 год. По своей деятельности Лондонский клуб и Парижский клуб сходны, основное отличие лишь в том, что Парижский клуб объединяет государства-кредиторы в лице представителей центральных банков стран и министров финансов, а Лондонский клуб объединяет негосударственные, коммерческие банки. В состав Лондонского клуба входят более 1000 банков различных стран. Как и у Парижского клуба, у Лондонского нет устава, а состав членов изменяется в меру необходимости. Свои заседания Лондонский клуб осуществляет, как правило, по просьбе должника, которому или угрожает дефолт или который предчувствует скорое накопление большого непосильного долга. Должник обращается в банк, от которого ожидает сочувственного отношения к своему запросу (обычно это банк с максимальной суммой предоставленных кредитов), далее составляется перечень всех кредиторов. Также банки назначают координационный комитет, которому предоставляют полномочие действовать от лица всех кредиторов и на который, как правило, приходится максимальная сумма предоставленных кредитов.
Информация о работе Основные направления решения проблемы внешнего долга