Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:18, контрольная работа
В первой части данной контрольной работы будет рассмотрен вопрос государственного долга, его виды и воздействие на экономику. Во - второй части дается оценка эффективности бюджетно-налоговой политики государства. На современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней.
Введение
В
первой части данной контрольной
работы будет рассмотрен вопрос государственного
долга, его виды и воздействие
на экономику. Во - второй части дается
оценка эффективности бюджетно-
Цель
работы - проанализировать ситуацию в
области государственного долга
и дефицита бюджета в Российской Федерации
и выявить пути преодоления дефицита бюджета
и погашения государственного долга,
а так же дать оценку эффективности бюджетно-налоговой
политики государства.
Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права”. Долговые обязательства – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по объектам долговых отношений; во-вторых, по форме образования и обслуживания; в-третьих по срокам обязательств.
Основные формы долговых обязательств РФ (ст. 98 БК РФ) следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ; переоформление долговых обязательств третьих лиц в госдолг РФ; соглашения РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяют: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (до 30 лет) обязательства.
Для финансирования бюджетного
дефицита государство
В
общей постановке в проблеме госдолга
можно выделить следующие основные аспекты:
структура и динамика госдолга; механизм
управления, обслуживания и реструктуризации
долга; влияние государственного долга
на развитие экономики страны. Очевидно,
что государство может и должно брать
в долг на нормальных, естественных и
разумных основах и условиях. Нормальный
долг является реальным свидетельством
доверия к государству со стороны кредиторов
как физических, так и юридических лиц.
Практически в эффективной, нормально
развивающейся, стабильной экономике
госдолг не является ключевой проблемой
развития и жизнедеятельности общества.
Как правило, госдолг возрастает на этапах
активного экономического роста, имея
ввиду, что развивающаяся экономика, модернизируемое
производство требуют определенных вложений,
в том числе и государственных. Однако
госдолг растет и в стагнирующей экономике,
в которой спад в течении длительного
времени предопределяет все динамические
процессы развития макроэкономики. В этом
случае основным источником покрытия
затрат государства являются монетарные
каналы финансирования госдолга, что мы
имеем в настоящее время в переходной
экономике РФ. Сложность объекта требует
выработки определенного подхода к классификации
состава долга, при этом возможно использование
двух подходов: во-первых, использование
бюджетной классификации и, во-вторых,
использование укрупненных долговых статей,
близких по функциональному назначению.
Основополагающим для всех классификаций
долга является деление его на внутренний
и внешний долг. В соответствии с рекомендациями
МВФ в качестве внутреннего долга рассматриваются
обязательства органов управления, выраженные
как в национальной валюте, так и в иностранной,
держателями которых являются резиденты.
Внешним долгом считается государственная
задолжность перед нерезидентами. Данная
ключевая классификация на практике дополняется
еще рядом классификационных схем, к которым
относятся: классификация долга по типу
кредитора и по типу долгового обязательства.
Классификация долга по типу кредитора
имеет следующий вид: внутренний вид (органам
кредитно-денежного регулирования, коммерческим
банкам, другим членам государственного
сектора, прочим финансовым учреждениям);
внешний долг (международным организациям,
органам управления зарубежных
государств.
Классификация по типу долгового обязательства имеет следующий вид: долгосрочные облигации, краткосрочные облигации, векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям. В категорию “госдолг” включаются все признанные долги РФ.
Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолжности кредиторов, принятием задолжности другим органом. Госдолг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг- это состояние (запас), а не движение (поток). Величина госдолга зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолжности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины госдолга. Структурно госдолг складывается из двух частей: основной долг и задолжности федерального правительства. Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации государственного заимствования. Но более правильно было бы говорить о консолидированном госдолге РФ. Что касается реальных заимствований РФ, то можно их классифицировать следующим образом: рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ЦБ, нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшейся задолжности. Основным различием данных двух групп является, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем. Число видов (статей) госдолга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению, в основном это происходит за счет нерыночных инструментов - непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что госдолг - это не только долг непосредственно самого государства, но еще и заимствования внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.
Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру госдолга.
Рассмотрим более подробно виды государственного долга. Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как
внутреннюю,
так и иностранным кредиторам.
Это ведет к росту
долга - внутреннего и внешнего.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.
С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на
иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами следует понимать
те, которые
находятся в руках иностранцев-
В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:
- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж. Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом. Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, т.к. для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВВП. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита. Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций. Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них – усиление дифференциации населения. Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.
Информация о работе Основные модели государственного долга и его воздействие на экономику