Государственный долг: содержание и основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Цель курсовой работы – исследование понятия и сущности внешнего и внутреннего государственного долга России, долговых обязательств государства, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга.

Работа содержит 1 файл

Обиденко2222222.docx

— 114.97 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе  любой страны. Это объясняется  тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.

     Причиной  возникновения государственного долга  является проводимая политика, которая  не обеспечивает сбалансированность доходов  и расходов государства. Так же источниками образования государственного долга могут служить войны, стихийные бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальная политика государства.

     Стоит отметить, что единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Политика в области государственных заимствований, управления суверенными долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

     С экономической точки зрения государственный  долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов страны, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

     С материальной точки зрения государственный  долг представляет собой общую сумму задолженности страны по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

     Цель  курсовой работы – исследование понятия  и сущности внешнего и внутреннего  государственного долга России, долговых обязательств государства, анализ динамики  и структуры внешнего и внутреннего долга.

     Исходя  из целей курсовой работы основными задачами исследования являются:

  • раскрытие экономической сущности госдолга;
  • определение причин и последствий возникновения госдолга;
  • изучение долговых обязательств государства;
  • раскрытие взаимосвязи внешнего и внутреннего долга государства;
  • анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга РФ.

      При написании курсовой работы использовались Бюджетный кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты, учебные пособия теории финансов известных экономистов, таких, как Ковалев В.В, Макарова Л.А, Трошин Н.А и ряд других, а так же а также статьи из журналов «Вопросы экономики» «Бизнес и банки», «Финансы».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

      

    1. Понятие и сущность государственного долга
 

     Государственный долг - это общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки.

     На  практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ1.

     Следующая формулировка в большей степени  соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: "Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг РФ"2.         

     При определении всего (внутреннего  и внешнего) госдолга используется следующая терминология. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

     В зависимости от срока погашения  и объема обязательств выделяют капитальный  и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил 3.

     Государственный долг так же подразделяется по времени обязательств на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

     По  уровню управления государственный  долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.

     Под государственным долгом субъекта РФ  понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

     Структурно  госдолг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что госдолг - это не только  долг непосредственно самого государства, но еще и заимствования внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.

     Обслуживание  госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.

     Таким образом, различают государственный  долг зависимости от срока погашения и объема обязательств, по времени обязательств, по уровню управления государственным долгом.

 
 

     1.2   Причины и последствия государственного долга  

     Для подробного рассмотрения государственного долга необходимо рассмотреть причины его появления. С позиции долгосрочной исторической перспективы ответ может быть двояким: причинами были войны и спады.

     Рассмотрим  эти причины. Во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих.

       Существует три варианта финансирования  этих расходов: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Финансирование за счёт налогов может привести к их росту до такого уровня, который подорвёт стимулы к труду, а это не выгодно во время войны. Печатание и расходование дополнительной массы денег создаст сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть расходов должна финансироваться за счёт продажи облигаций населению. Таким образом, значительная доля расходуемого дохода останется и высвободятся ресурсы из гражданского производства, которые затем могут использоваться в военных отраслях.

     Второй  причиной возникновения государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызывать дефициты.

     Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к  увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

     В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту.

     Многие  экономисты считают, что основная тяжесть  долга состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. Таким образом, выплаты процентов по государственному долгу, вероятно, увеличивают неравенство в доходах; выплаты процентов по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определённой части реального продукта за рубеж; заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы рефинансировать долг или заплатить проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное инвестиционное финансирование.

     При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, то есть удлинению сроков погашения или конверсии – уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

     Для государственного бюджета в трехзвенном  кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу.

     В любом случае степень и последствия  взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.

     Существует  ошибочное мнение, что рост государственного долга влияет на функционирование экономики, в какой-то момент может привести к банкротству нации, но этого не происходит по трём причинам. Во-первых, нужно отметить, что нет никаких причин, которые заставляли бы сокращаться государственный долг не говоря уже о необходимости его полной ликвидации.

     На  практике, как только подходит ежемесячный  срок платежа по каким-то частям этого долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, т.е. продаёт новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций 4.

     Во-вторых, правительство по конституции имеет  право облагать население налогами и собирать их. Если это приемлемо для избирателей, увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. Терпящие финансовое бедствие частные хозяйства и корпорации не могут получить доходы за счёт сбора налогов; правительство может. Частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться; правительство не может.

Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы