Основные модели государственного долга и его воздействие на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

В первой части данной контрольной работы будет рассмотрен вопрос государственного долга, его виды и воздействие на экономику. Во - второй части дается оценка эффективности бюджетно-налоговой политики государства. На современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Фискальная  политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.

     Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

     В последнее время проводится много исследований, в которых делается попытка оценить эффективность отдельных сторон фискальной системы с помощью отыскания точек Лаффера для конкретных видов налоговых сборов. Вместе с тем концепция кривой Лаффера изначально создавалась применительно к понятию совокупного налогового бремени, т. е. всей массы налоговых отчислений. Далее придерживаемся именно такого понимания проблемы и, следовательно, будем отыскивать точки Лаффера для усредненного макроэкономического показателя налогового бремени. Под последним мы будем понимать долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны в объеме валового внутреннего продукта (ВВП). В основе нашего исследования лежит предположение, что объем производства Х, отражаемый величиной ВВП, зависит от уровня налогового бремени  

     q =T/X, 

     где T – сумма налоговых поступлений  в бюджет страны. висимость X(q) аппроксимируется нелинейной функцией, параметры которой подлежат количественной оценке. Идентификация функции X(q) позволит рассчитать точки Лаффера. При этом нами будут различаться точки Лаффера первого и второго рода. Дадим соответствующие определения.

     Точкой  Лаффера первого рода будем называть такую точку q*, при которой производственная кривая X=X(q) достигает локального максимума, т. е. когда выполнены условия:

dX(q*)/dq =0; d2X(q*)/dq 2<0.[11] 

     Точкой  Лаффера второго рода будем называть такую точку q**, при которой фискальная кривая T=T(q) достигает локального максимума, т. е. когда выполнены условия:  

     dT(q**)/dq =0; d2T(q**)/dq 2<0. 

     Экономически  точка Лаффера первого рода означает тот предел налогового бремени, при котором производственная система не переходит в режим рецессии. Точка Лаффера второго рода показывает величину налогового бремени, за пределами которой увеличение массы налоговых поступлений становится невозможным.

     Идентификация двух точек Лаффера и их сопоставление  с фактическим налоговым бременем позволяет оценить эффективность  налоговой системы страны и направления  ее оптимизации. Рссмотрим некоторые подходы, с помощью которых поставленная задача может быть решена.

     Эконометрические  методы оценки эффективности фискальной политики.

     В общем случае поставленную задачу можно  решить эконометрическими способами, в основе которых лежит постулат о том, что объем производства нелинейно зависит от величины налогового бремени. В этом случае объем ВВП достаточно аппроксимировать полиномиальной регрессией следующего вида:

     Для проведения соответствующих расчетов весь информационный массив должен быть представлен динамическими рядами двух “первичных” показателей – X и T. Зная эти величины, по формуле (2) можно рассчитать ретроспективный ряд для такого “вторичного” показателя, как q. В дальнейшем в результате вычислительных экспериментов отыскивается полином (1) соответствующей степени. Желательно, чтобы это была квадратичная или, в крайнем случае, кубическая функция, так как более высокий порядок полинома впоследствии осложнит отыскание точек Лаффера.

     Учитывая  специфику операций сглаживания  рядов, эконометрические модели имеют ряд очевидных особенностей. Во-первых, для получения значений параметров b i необходимо иметь достаточно длинные и “хорошие” в статистическом смысле динамические ряды. Во-вторых, параметры b i постоянны во времени, что в некоторых случаях приводит к неизменности значений точек Лаффера. Это не совсем правомерно, так как более логично было бы предположить, что точки Лаффера являются “плавающими” во времени величинами.

     Комментируя предлагаемый выше подход, который  базируется на примитивной полиномиальной аппроксимации процесса экономического роста налоговой функцией, следует сразу оговориться: в данном случае решается чисто техническая, инструментальная проблема без учета внутрисистемных экономических связей. Явного моделирования функциональных свойств системы не ведется, однако они косвенно улавливаются зависимостью. При этом, хотя сама функциональная зависимость нелинейна, регрессия, наоборот, линейна относительно входящих в нее параметров и, следовательно, никаких особых технических сложностей при ее идентификации не возникает. В этом состоит один из существенных плюсов предлагаемой модельной схемы.

     Государство признано вносить в экономику  стабилизирующее воздействие, обеспечивая  наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно  должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

     В современных условиях налоги выполняют  две основные функции: фискальную и  экономическую.

     Фискальная  функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия, для функционирования государства. ккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.

     Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление  большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства  социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция).

           Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога. (рис.1) 

 Совокупный  спрос(AD),Е

     

     

     

     

       
 

       Y Y ВНП

     Рис.1 Последствия изменения ставки пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели. 

     Здесь срабатывает эффект мультипликатора.

     Экономический смысл этого эффекта следующий.

     При снижении ставки налога увеличивается  уровень располагаемого дохода, что  приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики  по аналогии с механизмом инвестиционного  мультипликатора.

     При понижении ставок налога с t1 до t2 уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. В результате положение равновесия А1 в экономике смещается также вправо и равновесный ВВП увеличивается (с Y1 до Y2).

     Пусть значение МРС колеблется в пределах 0,8, а ставка налога на прибыль поэтапно снижается с 28 до 20%. Тогда значение функции спроса при ставке t1 = 28% и t2=20% составит соответственно: 

     АD1 = a + 0,8Y(1-0,28)+ I = a + 0,576Y + I

     и АD2 = a + 0,8Y (1-0,20)+ I = a + 0,640Y + I.

     Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального  налога, повышается угол наклона линии  совокупного спроса, что приводит к росту равновесного ВВП.

     Однако  это положение касается только пропорциональных налогов. Именно они играют роль автоматических стабилизаторов экономики.

     Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго – эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество, конечном счете, стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.

     Но  основным в системе налогообложения  является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так  как в результате этого неравенство в материальном положении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.

     Государство не ограничивает свое вмешательство  в экономику лишь варьированием  налоговых ставок. Целями государственной  политики могут быть обеспечение  выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны. 

  1. Задача

    Условие: вексель на сумму 16 млн. рублей передается банку за 4 месяца до истечения срока. Какая сумма будет уплачена держателю векселя, если учетная ставка равна 3% ?

   Решение: поскольку вексель учтен банком за четыре месяца до истечения срока, то банк выплатит векселедержателю не 16 млн. ден. ед., как обозначено на векселе, а 15,84 млн. ден. ед. Банк взимает учетный процент, равный 0,16 млн. ден. ед.: за год банк получил бы 0,48 млн. ден. ед. (16×3/100); за один месяц он взимает 0,4 (0,48÷12), а за четыре месяца – 0,16 млн. ден. ед. (0,04×4).

Таким образом, банк удерживает процент из суммы стоимости векселя за четыре месяца до истечения срока его оплаты. 

 

      Заключение 

      Существование государственного долга у того или  иного государства представляет собой некое бремя для этого  государства, осложняющие нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение  доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг. Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги Федерального правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков.

Информация о работе Основные модели государственного долга и его воздействие на экономику