Неравенство, бедность и дискриминация. Проблемы монетизации льгот в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Начало рыночных реформ в России сопровождалось не только падением реального среднего уровня доходов населения, но и нарастающими масштабами неравенства в их распределении. В основе этого неравенства лежат различия в оплате труда, которые, по данным Госкомстата РФ, превышают дифференциацию доходов в два раза. Росту неравенства, в известной мере, противостоят социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение доходов, которые несколько выравнивают доходную обеспеченность людей. В свою очередь, различия в заработной плате порождаются межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….3

1.Неравенство и бедность………………………………………………………………….…..5

2.Дискриминация……………………………………………………………………………....20

3.Монетизация льгот в России…………………………………………………………….….24

Заключение……………………………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………………….……31

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом.теории.doc

— 339.50 Кб (Скачать)

   Однако  самые большие расходы ожидаются  в связи с внеплановым повышением пенсий (с 1 марта - на 240 руб.). По словам Алексея Кудрина, они составят около 100 млрд. руб. Минфин надеется изыскать эти средства за счет дополнительных нефтяных доходов, не попадающих в стабилизационный фонд.  

   На  этом фоне экспертное сообщество уже  заговорило о том, что неудачный  старт реформы по монетизации, рост тарифов, вброс денежных средств (компенсаций) в экономику приведут к заметному росту темпов инфляции. Так, ожидается, что она может превысить запланированный уровень по итогам года (10%) на 6%. По словам министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, только за первые 17 дней 2005 года темпы инфляции составили 1,9%. Напомним, что за весь январь 2004 года инфляция составила 1,8%. Ожидаемый рост тарифов ЖКХ подстегнет и общий рост цен, что может поддерживать социальную напряженность, даже при условии успешной реализации всех принятых правительством решений и достижения всех соглашений с регионами.  

   На  региональном уровне пока также пытаются как-то смягчить ситуацию. В основном принимаются решения временного характера: для льготников на месяц-два  продлевается срок бесплатного проезда, увеличиваются компенсации «своим» льготникам. Например, в Курганской области будет вскоре рассмотрен вопрос о том, обоснована ли, с точки зрения возможностей регионального бюджета, выплата повышенных компенсаций. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила о намерении выступить с законодательной инициативой по изменению закона о льготных выплатах.  

   Политическая  сторона социальной напряженности  также начала весьма существенно  трансформироваться. Если в первые дни протестов ответственность  перекладывалась на региональные власти, то сейчас названы виновники из числа политической оппозиции. 17 января Владимир Путин, выступая на совещании с членами правительства, заявил, что «правительство должно было бы быть готово к критике, как левых, так и правых партий, потому что именно те партии в тот период времени создавали олигархическую систему капитализма в России и позволяли растаскивать национальные богатства, принимали вот эти популярные, но абсолютно не исполнимые решения или способствовали их принятию. К чему это приводило и привело на практике - мы хорошо знаем, но, по общим цифрам, - более пятидесяти процентов населения Российской Федерации до последнего времени было отнесено действующим законодательством к категории льготных граждан. Это значит, что другая половина, даже меньшая половина, должна была это все оплачивать». Таким образом, по мнению президента, именно коммунисты и правые партии, которые сейчас являются самыми жесткими критиками закона о монетизации, а также пытаются возглавить социальный протест, оказываются виновниками возникшей напряженности.  

   После подобного выступления президента в информационном пространстве заметно  активизировалась критика левых, правых и «лимоновцев». Российский союз ветеранов  Афганистана, Российский союз молодежи, Союз инвалидов России, Российская организация сотрудников правоохранительных органов, Общероссийское движение поддержки флота, движение «Женский диалог», Конфедерация деловых женщин России, общественная организация «Пилигрим» и Движение женщин за здоровье нации приняли специальное заявление, в котором "призвали всех, чьи интересы затронуты реформой, не поддаваться на провокации и не участвовать в заказной политической режиссуре КПРФ".  

   Авторы  обращения заявляют, что именно коммунисты создали «систему льгот, в которой хорошо жилось лишь тем, кто их распределял», тем самым, давая понять, что именно они, а не правительство, теперь должны отвечать за их отмену. Есть все основания полагать, что такая линия будет активно продвигаться в массовом сознании.  

   Правительство пытается «малой кровью» решить проблему, возникшую вокруг монетизации льгот. При этом под ударом оказываются региональные бюджеты, что может привести к еще большему ухудшению социального положения малообеспеченных слоев населения, а значительная часть бывших льготников все равно будет вынуждена оплачивать свой проезд. Переложение же ответственности за массовые акции на КПРФ и «лимоновцев» и вовсе может способствовать росту их популярности: ведь сейчас именно они выходят на площади вместе с протестующими, которые добиваются от власти заметных уступок.  

   В общем, правительство не критикует сейчас только ленивый. Так, на «круглом столе» Вольного экономического общества многие ученые сошлись во мнении, что нынешняя политика властей губительна для  страны. С их точки зрения, задуманная правительством реформа льгот делает самых бедных еще беднее. А это для России недопустимо, поскольку и так, по мнению ученых, столь сильной дифференциации между бедными и богатыми, как в нашей стране, нет ни в одном государстве мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Анализ  изменений в уровне жизни населения  России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует  ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.

   Политика  распределения доходов населения должна быть направлена, прежде всего, на восстановление роли оплаты труда, как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности граждан. 

   В этих целях первоочередное значение приобретает  поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход заложен в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы. 

   В этой связи, целесообразно рассмотреть  вопрос о введении обязательного  страхования работодателей на случай неспособности ими своевременно оплатить труд наемных работников. Активная государственная социальная политика позволит остановить процесс обнищания основной массы населения такой великой державы, как Россия, и создать предпосылки для преодоления социального кризиса в стране.  

   Доходы  и покупательная способность  населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

   Низкий  уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России.

   Очевидно, что для оживления экономики  необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики. 

   Проблемы  гендерной дискриминации при  трудоустройстве и увольнении, право  женщин на справедливую и равную оплату труда за равноценный труд по сравнению с мужчинами, создание благоприятных условий труда с учетом репродуктивной функции женщин, а также экономических и социальных гарантий для успешного сочетания профессиональных и семейных обязанностей остаются неизменно актуальными во всем мире. 

   Хотя  законодательство, регулирующее трудовые отношения, постепенно совершенствуется в сторону большего соответствия международным стандартам, для реального  соблюдения в социально-трудовой сфере  принципа равных возможностей женщин и мужчин одного положительного взгляда законодателей на эту проблему, а также отлаженного государственного механизма по решению связанных с этим вопросов недостаточно. Не менее важно сформировать в обществе мнение, что защита своих прав судебным путем или при помощи иных мер является еще одним значительным правом, которым может воспользоваться каждый человек. Важно не только знать свои права, регламентированные законодательством, пользоваться ими, но и, при необходимости, защищать их. Таким образом, индивиды, а не только государство, смогут косвенно участвовать в совершенствовании национальной правовой системы, регламентирующей обеспечение и защиту прав и свобод, в том числе и права не подвергаться дискриминации по признаку пола. 

   По  поводу монетизации льгот. 

   На  Дальнем Востоке значительная часть  проблем монетизации льгот решена, Пуликовский вопреки ожиданиям  льготные проездные не пользуются большим  спросом у льготников. Подавляющее  большинство граждан этой категории  предпочитают деньги. Эта информация была озвучена сегодня на селекторном совещании оперативного штаба по проблемам монетизации льгот при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Константине Пуликовском. 

   В Республике Саха(Якутия) приобрести социальный проездной билет решает каждый 11 льготник, в Магаданской области 15% этой категории граждан отдают предпочтение проездному билету, а в Еврейской автономной области 19% региональных и 6% федеральных льготников выбирают проездные билеты, остальные предпочитают деньги.

   Отныне  заседания рабочей группы будут  проводиться один раз в месяц. Ранее штаб работал еженедельно. По словам К.Пуликовского, на Дальнем  Востоке значительная часть проблем  монетизации льгот решена. Острой социальной ситуации нет ни в одном субъекте округа.

    

   Во  всех регионах Дальнего Востока разработаны  планы постепенного перехода к полной монетизации льгот до 1 января 2006 года. Ежемесячные денежные выплаты  льготные категории граждан получают без задержек. Повсеместно решены вопросы с проездом льготников на транспорте. Ситуация с лекарственным обеспечением стабилизируется. Дефицита лекарств нет. В наличии почти все наименования фармацевтических препаратов в пунктах отпуска льготных лекарственных средств. Улучшается и материально-техническая база этих пунктов, появляются компьютеры. Например, в Приморском крае при содействии уполномоченной компании «РОСТА» было приобретено 17 компьютеров, и открыто 8 новых пунктов отпуска льготных препаратов. А в Сахалинской области обеспечено 75 компьютерных рабочих мест. Рецептов на отсроченном обслуживании становится меньше.  

   Между тем в регионах еще есть ряд  нерешенных проблем. Например, это бесплатный проезд жителей Севера раз в два  года к месту отдыха. Проезд взрослых, сопровождающих детей-инвалидов. Не до конца урегулированы вопросы проезда инвалидов к месту протезирования. В России есть два центра, где жители Дальнего Востока могут получить протезно-ортопедическую помощь в Хабаровске и Санкт-Петербурге. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Законодательные акты, определяющие порядок предоставления мер социальной поддержки.// Газета Комсомольская правда.
 
  1. Законодательные акты, определяющие нормативы потребления  коммунальных услуг и тарифы на жилищно-коммунальные услуги// Газета Комсомольская правда.
 
  1. Постановления о соблюдении Российской Федерацией Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
 
  1. Айзинова  И.М. Малообеспеченность: старые проблемы и новые тенденции // Пробл. прогнозирования. - 1995. С.103-114.
 
  1. Архангельская Н. Кто беден в России // Эксперт. - 2004. - С.88-94.
 
  1. Балацкий  Е.В. Дифференциация бедности населения  по территориальным образованиям / Е.В.Балацкий, К.М.Саакасянц // Мониторинг обществ. мнения: экон. и социал. перемены - 2006. - С.33-42.
 
  1. Бедность  в Российской Федерации и роль социальной политики в ее сокращении // Общество и экономика. - 2007. - С.45-62.
 
  1. Белоусова С. Анализ уровня бедности // Экономист. - 2006. - С.64-71.
 
  1. Блинов  А. Проблема бедности в России и Украине / А.Блинов, А.Сидорова // Экономист. - 2006. - N 6. - С.62-67.
 
  1. Бобков  В. Не переступить порог бедности // Экономика и жизнь. - 1999. - Нояб. - С.6.
 
  1. Богомолова  Т.Ю. Бедность в современной России: масштабы и территориальная дифференциация / Т.Ю.Богомолов, В.С.Тапилина // ЭКО. - 2004- С.41-57.
 
  1. Воронина  О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. М., 1998 г.
 
  1. Гайдар  Е. Богатые и бедные // Независимая  газета. - 2004. - С.11.

Информация о работе Неравенство, бедность и дискриминация. Проблемы монетизации льгот в России