Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 09:48, курсовая работа
Начало рыночных реформ в России сопровождалось не только падением реального среднего уровня доходов населения, но и нарастающими масштабами неравенства в их распределении. В основе этого неравенства лежат различия в оплате труда, которые, по данным Госкомстата РФ, превышают дифференциацию доходов в два раза. Росту неравенства, в известной мере, противостоят социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение доходов, которые несколько выравнивают доходную обеспеченность людей. В свою очередь, различия в заработной плате порождаются межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда.
Введение……………………………………………………………………………………..….3
1.Неравенство и бедность………………………………………………………………….…..5
2.Дискриминация……………………………………………………………………………....20
3.Монетизация льгот в России…………………………………………………………….….24
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………….……31
Изучение
бедности в России началось во второй
половине XIX в. Обширная статистика бедности
и нищеты была собрана многочисленными
попечительскими комиссиями и земской
статистикой, изучавшими с различными
целями быт низов (В. Орлов, В. Яковенко,
А. Петровский и др.). Этот ценный эмпирический
материал лег в основу теоретических обобщений
своего времени. «Накопленный материал
не пропал даром, с опорой на него в 90-е
годы выходят интересные публикации С.
Сперанского, Д. Дриля, Д. Линева, Л. Оболенского,
С. Свирского и других. На рубеже двух веков
складывается уже четко социологически
ориентированное обобщение накопленных
материалов, отмечаются просчеты и достижения
предыдущих исследований, анализируется
отечественный и зарубежный профилактический
опыт».
В советское
время большинство экономистов
и политиков относили к бедным
те семьи, чьи доходы существенно
отставали от среднего уровня материальной
обеспеченности, достигнутого в стране,
причем малообеспеченность понималась
как категория относительная2. Критерием
обеспеченности (понятие «бедность» в
отечественной экономике не использовалось,
заменяясь понятием «малообеспеченность»)
считался установленный государством
в абсолютном размере уровень среднедушевого
совокупного дохода. По мнению Л.С. Ржаницыной,
малообеспеченные - это члены общества,
живущие по его законам, но не имеющие
признаваемого им минимально необходимого
стандарта потребления. Подобная точка
зрения, высказанная в начале 90-х годов,
практически не изменилась и в конце 90-х
годов. Так, в учебнике по социальной статистике
можно прочитать: К малообеспеченному
относится население, не имеющее признаваемого
минимума потребления.
В 90-е
годы число исследований бедности в
России резко возросло. Ими занимались
Л.А. Гордон, Н.М. Римашевская, М.А. Можина,
В.С. Сычева, Л. Хахулина, Л.Г. Зубов, Л.С.Ржаницына
и другие социологи и экономисты.
Тем не
менее общего понимания бедности
как социального явления и
методологии ее измерения среди отечественных
ученых пока нет. Поэтому количественные
оценки бедных в России даются в диапазоне
от 20-25% до 80-85% всего населения страны.
Бедность понимается и как определенный
уровень дохода, и как не только низкие
денежные доходы, но и отсутствие других
экономических ресурсов, и как невозможность
поддержания воспринимаемых как «нормальные»
стандартов образа жизни. Причем при каждом
из этих подходов бедность, как правило,
характеризуется через абсолютные величины
- число лиц, имеющих доход ниже какого-то
фиксированного минимума, имущество или
возможности социального участия менее
какого-то стандарта и т. п.
Уровень
жизни является одной из важнейших
социальных категорий. Он характеризует
материальное состояние определенного
слоя или группы населения. Если уровень
жизни того или иного слоя невысок, то
считается, что этот слой общества принадлежит
к бедным. Таким образом, уровень жизни
выступает общим индикатором, а показатели
бедности - частными.
Под
уровнем жизни
понимается обеспеченность населения
необходимыми материальными благами и
услугами, достигнутый уровень их потребления
и степень удовлетворения разумных (рациональных)
потребностей. Так же понимается и благосостояние.
Уровень
жизни или материального
Стоимость
жизни представляет собой денежную
оценку благ и услуг, фактически потребляемых
в среднем домохозяйстве в
течение известного промежутка времени
и соответствующих определенному уровню
удовлетворения потребностей.
Исследования
уровня жизни могут охватывать группы
населения различного объема. Они
могут проводиться
Можно
выделить четыре уровня жизни населения:
Важнейшими
составляющими уровня жизни выступают
доходы населения (группы населения, отдельного
домохозяйства, индивида) и его социальное
обеспечение, потребление им материальных
благ и услуг, условия жизни, свободное
время.
Повышение
уровня жизни населения представляет
собой основное содержание социального
прогресса общества, если его рассматривать
как целенаправленный процесс, регулируемый
законодательством и
Чаще
всего социальный прогресс, понимаемый
таким образом, условно подразделяют
на две ступени. На первой ступени
решается задача-минимум: подтянуть
основные слои населения, находящиеся
в зоне абсолютной бедности (при этом бедности
вынужденной, а не добровольной), до уровня
относительной бедности, или приличествующего
уровня жизни. На второй стадии решается
задача-максимум: ликвидация абсолютной
бедности. Обе задачи относятся к трудноразрешимым,
и пока ни одному государству справиться
с ними не удалось. Их правильнее рассматривать
как задачи-перспективы, очерчивающие
стратегическое развитие общества.
Правительство
в развитых странах заинтересовано в том,
чтобы подтянуть бедных до какого-то приемлемого
уровня. Им считается уровень приличествующей
жизни. Он ниже среднего, но достаточно
высок, чтобы не позволить личности деградировать,
опуститься на социальное дно.
Современной
отечественной статистикой разработано
несколько систем статистических показателей
уровня жизни населения. Наиболее полной
и отвечающей современным требованиям
является система «Основные показатели
уровня жизни населения в условиях рыночной
экономики», подготовленная Центром экономической
конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве
экономики РФ. В ней представлено 7 разделов,
охватывающих 39 показателей.
I. Обобщающие показатели.
1. Критерий уровня
жизни.
2. Индекс стоимости
жизни.
3. Валовой национальный
продукт (фонд потребления, фонд личного
потребления) в расчете на душу населения.
II. Доходы населения.
1. Реальные общие
доходы населения.
2. Реальные располагаемые
доходы населения.
3. Совокупные
доходы населения.
4. Личные доходы
населения.
5. Личные располагаемые
доходы населения.
6. Денежные доходы
населения.
7. Средний доход
и средняя заработная плата
работников.
8. Средний размер
реальной заработной платы.
9. Средний размер
пенсии, пособия, стипендии.
III. Потребление
и расходы населения.
1. Общий объем
потребления населением
2. Денежные расходы
населения.
3. Потребительские
расходы населения.
4. Потребление
населением основных продуктов
питания.
5. Покупательная
способность средней
6. Покупательная
способность средней пенсии.
IV. Денежные сбережения
населения.
V. Накопленное имущество
и жилище.
1. Стоимость
накопленного домашнего (
2. Наличие и
характеристика предметов
3. Жилищные условия
населения.
VI. Социальная дифференциация
населения.
1. Распределение
населения по размеру
2. Потребление
основных продуктов питания,
3. Структура
потребительских расходов
4. Динамика стоимости
фактической и нормативной потребительской
корзин различных слоев населения.
5. Индекс концентрации
доходов (коэффициент Джини).
6. Децильные
коэффициенты дифференциации
7. Соотношение
средних значений дохода и
потребления в границах верхней
и нижней децилей.
8. Доля квинтельных
(децильных) групп населения (
VII. Малообеспеченные
слои населения.
1. Прожиточный
минимум (порог бедности).
2. Минимальный
потребительский бюджет.
3. Минимальный
размер заработной платы.
4. Минимальный
размер пенсии.
5. Покупательная
способность минимальной
6. Покупательная
способность минимальной
7. Коэффициент
(уровень) бедности.
8. Дефицит дохода.
9. Зоны бедности.
10. Социальный
портрет бедности.
Минимальный
доход (прожиточный минимум) - уровень
дохода, обеспечивающий приобретение
минимального набора благ и услуг, необходимых
для сохранения здоровья и поддержания
жизнедеятельности человека. Прожиточный
минимум выражается в стоимости реальных
товаров. В него включаются расходы на
продукты питания из расчета минимальных
размеров их потребления, расходы на непродовольственные
товары и услуги, а также налоги и обязательные
платежи, при этом учитывается структура
расходов на них у 10% наименее обеспеченных
семей.
Прожиточный
минимум - стоимостная оценка суммарного
потребления человека или семьи, определяемая
на основе минимальной потребительской
корзины. Такие <корзины> отражают структуру
потребления и расходы малоимущих слоев
населения с учетом так называемых минимальных
норм. Прожиточный минимум зависит от
уровня социально-экономического развития
страны. Бюджет прожиточного минимума
строится на основе модели потребления,
в которой 68% приходится на стоимость продовольственной
корзины.
Таким
образом, прожиточный минимум и
потребительская корзина
Информация о работе Неравенство, бедность и дискриминация. Проблемы монетизации льгот в России