Неравенство, бедность и дискриминация. Проблемы монетизации льгот в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2011 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Начало рыночных реформ в России сопровождалось не только падением реального среднего уровня доходов населения, но и нарастающими масштабами неравенства в их распределении. В основе этого неравенства лежат различия в оплате труда, которые, по данным Госкомстата РФ, превышают дифференциацию доходов в два раза. Росту неравенства, в известной мере, противостоят социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение доходов, которые несколько выравнивают доходную обеспеченность людей. В свою очередь, различия в заработной плате порождаются межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….3

1.Неравенство и бедность………………………………………………………………….…..5

2.Дискриминация……………………………………………………………………………....20

3.Монетизация льгот в России…………………………………………………………….….24

Заключение……………………………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………………….……31

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом.теории.doc

— 339.50 Кб (Скачать)

   Дискриминацию при приеме на работу правильнее назвать  скрытой, так как при отборе соискателей  работодатель формально в качестве причины отказа указывает деловые  качества, но в действительности отбор  идет по половому или возрастному принципу. Таким образом, ст.3 Трудового кодекса РФ хотя и провозглашает запрещение дискриминации в сфере труда, но механизм реализации этого принципа отсутствует. Насколько серьезна эта проблема, мы видим из материала, предоставленного  Клубом деловых и профессионально активных женщин Санкт-Петербурга, который осуществляют проект «Защита прав женщин на рынке труда». При официальном признании равенства мужчин и женщин, в России усиливаются дискриминационные тенденции в отношении женщин. Женщины постепенно вытесняются из престижных областей деятельности, понижается их статус и роль в обществе. 

    Рис. 2.1

    Рис. 2.2

    Рис. 2.3 

   Приведенные данные свидетельствуют о том, какой  потенциал теряет наше общество. По данным Госкомстата России, средняя  продолжительность поиска работы у женщин составляет 9,1 месяца. Уже на первых этапах поиска работы женщины сталкиваются с дискриминацией по полу.  

   Стало нормой при публикации объявлений в  средствах массовой информации о  приеме на работу работодателями и  кадровыми агентствами указывать пол, возраст, семейное положение, внешние и физические данные и т. д. Незнание законных прав и способов защиты ведет к принятию женщинами дискриминации как нормы. Среди объявлений о вакансиях, которые печатаются от имени агентств по подбору персонала, открыто дискриминационных объявлений значительно меньше. Отсутствие этого фактора может быть хорошим индикатором высокого профессионального уровня агентства, указывая на то, что качество работы специалистов позволяет точно выполнить заказ по подбору персонала без нарушения законодательства. 

   Иногда  говорят, что наличие дискриминационных  объявлений в СМИ - это мелочь, не стоящая внимания. Но эта «мелочь» ежедневно воспроизводит миллионными тиражами устаревшие стереотипы, которые наносят вред одновременно и тем, кто ищет работу, и тем, кто ищет нужный персонал. К тому же «мелочь» является открытым нарушением Конституции РФ, статьи 3 Трудового кодекса (запрещение дискриминации в сфере труда), а также международных документов, подписанных Российской Федерацией. Такая открытая дискриминация должна быть ликвидирована. Даже беглый анализ газет, специализирующихся на публикации объявлений на рынке труда («Вакансия», «Профессия», «Работа для вас», «Подбор персонала» и др.), свидетельствует, мягко говоря, об их некорректности, а точнее, практически в каждом объявлении присутствует дискриминация по признаку пола и возрасту. Работодатель при предоставлении рабочих мест, в качестве первых требований указывает пол и возраст, оставляя профессиональные качества на третьем месте. Судя по этим объявлениям, нашей стране не нужны женщины старше 35 лет. Зачастую работодатель не стесняется указывать, что на одну и ту же должность требуются мужчины и женщины и им предоставляется разная зарплата. Думаю, читатель легко догадается, кому меньше. Что подтверждают и статистические данные - женщины в нашей стране имеют зарплату на 30-50% меньше, чем мужчины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Монетизация льгот в России 

   Многие  считают, что монетизация льгот  это их отмена. Но это не совсем так. Монетизация льгот это изменение механизма финансирования льготников. Отменяется преимущество пользоваться чем-то бесплатно. Но взамен этих прав льготнику выплачиваются деньги непосредственно - наличными, а он уже самостоятельно расплачивается ими за необходимые ему услуги. А если услугами не пользуется, например, не ездит в транспорте, не ездит в санатории, лечится травками и физкультурой, а не дорогими лекарствами,  то деньги тратит на что-то другое, более нужное. 

   Монетизация льгот в России началась с 2005 года. В мае 2004 года Государственной думой был принят  Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ  (ред. от 09.02.2009) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это официальное название закона. Однако чаще употребляют другое название - неофициальное -  Федеральный закон «О монетизации льгот». Согласно этому закону планировалось вывести льготы из категории безналичных расчетов,  ввести дополнительные денежные выплаты определенным категориям граждан. 

   По  замыслу денежные компенсации должны были покрыть расходы льготников. Поскольку по данным экспертов в  стране наблюдался экономический рост, то реформа должна была пройти успешно. Однако суммы выплат оказались гораздо меньше необходимых гражданам.  

   На  федеральном уровне монетизировали льготы инвалидов, военнослужащих, участников ВОВ и некоторых других. Монетизация льгот затронула такие сферы, как проезд на городском транспорте и пригородных электричках, лекарства и санаторно-курортное лечение.  

   На  региональном уровне монетизация льгот  ветеранам труда, пенсионерам осталась на усмотрение субъекта федерации. Здесь выплыла проблема. Льготы  для пенсионеров исключительная инициатива регионов. Поэтому в бюджете не предусмотрены выплаты пенсионерам. 

   Многие  льготы уже заменены денежными выплатами. Однако наступивший экономический  кризис нарушил ход реформы. Так, планируемая монетизация льгот ЖКХ, в 2009 году приостановлена во многих регионах. Не во всех регионах еще отменен льготный проезд. 

   Не  смотря на хорошую идею, воплощение монетизации льгот оказалось  не на высоте. На монетизацию льгот  были выделены огромные суммы. Но сама система льгот была очень выгодна многим чиновникам.  Поэтому часть госаппарата не заинтересована в ее эффективном проведении. Выгода монетизации льгот для населения затерялась в возникших проблемах и проявившихся минусах. 

   На  протяжении всей прошедшей недели правительство РФ пыталось разрешить ситуацию с массовыми акциями протеста пенсионеров, недовольных монетизацией льгот. Теперь эта реформа обойдется федеральному бюджету гораздо дороже, чем планировалось: встает проблема обеспечения принимаемых решений «живыми» деньгами, риска неконтролируемого роста инфляции. Тем временем, активность протестующих пока сохраняется на достаточно высоком уровне.  

   Социальное  давление поставило правительство  и президента перед необходимостью реагировать на выдвигаемые требования. Тактика Кремля и кабинета министров сводится к двум основным направлениям: во-первых, отстаивать неприкосновенность закона о монетизации, решая проблему путем частных уступок, которых, впрочем, становится все больше. Во-вторых, делать ставку на политическое взаимодействие с региональными властями, от решений которых сейчас в большей степени зависит снижение уровня напряженности. Однако, несмотря на все попытки не отказаться от монетизации, очевидно, что правительство вынуждено пойти на серьезные уступки, де-факто означающие частичный возврат льгот отдельным категориям населения. 

   Итак, правительство, как и «Единая  Россия», заняло жесткую позицию  в отношении недопустимости коррекции  закона о монетизации льгот. Публично его в этом поддержал и президент России на традиционном совещании с правительством 17 января. Как заявил Владимир Путин, «мотивы принятия подобных решений (закона о монетизации) Госдумой и правительством - понятны. Вопрос в том, каким образом они реализуются на практике». Для восстановления «социальной справедливости» президент предложил предоставить региональным льготникам месячные проездные документы на сумму, не превышающую сумму полученных льготных выплат. Кроме того, Владимир Путин рекомендовал правительству повысить пенсии не на 100 руб. и не с 1 апреля, а на 200 руб. и с 1 марта. Позднее правительство приняло решение о повышении пенсий на 240 руб. с 1 марта.  

   Защищая закон о монетизации льгот, правительство  также фактически вынуждено брать  на себя ответственность за последствия принятия этого закона, минимизируя ответственность президента России. Выступая на заседании Госдумы РФ, министр финансов РФ Алексей Кудрин признал, что правительство «частично подставило» президента. Вместе с тем он заверил, что проблемы будут решены в течение недели-двух. «Я осознаю личную ответственность и понимаю, что это конкретно мой неуспех», - заявил в свою очередь Михаил Зурабов, говоря о проблемах, связанных с обеспечением доступности транспортных услуг на муниципальном и региональном уровнях. «Честно говоря, правительство понадеялось на то, что эта проблема будет решена регионами самостоятельно», - отметил министр. Однако, по его словам, «при ближайшем рассмотрении выяснилось, что регионы самостоятельно решить ее не могут».  

   Постепенное признание ответственности правительства (либо отдельных его членов) за неудачный «старт» монетизации произошло и со стороны «Единой России», которая инициировала принятие специального заявления. Представляющий правительство депутат от «Единой России», глава комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев заявил: «Если сначала мы критиковали исключительно регионы, то теперь говорим об отсутствии достаточной координации в действиях исполнительной власти в целом».  

   Для Кремля и правительства основной проблемой является тот факт, что большинство льготников «переданы» регионам, а пенсионеры, не затронутые законом о монетизации льгот, и вовсе лишаются и самих льгот, и компенсаций. На ближайшее время для кабинета министров главной проблемой станет достижение договоренности с регионами и принятие последними условий федерального центра. Так, Алексей Кудрин и Михаил Зурабов представили регионам проект соглашения «О правилах обеспечения доступности транспортных услуг». Соглашения от имени центра с губернаторами будут подписывать Минфин и Минтранс. Суть этого соглашения состоит в том, что регионы должны предоставить всем льготникам (и федеральным, и региональным) льготный единый проездной билет по цене, не превышающей размер установленной в регионе компенсации. Если регион согласится на это, то федеральный центр компенсирует ему 30% стоимости каждого проездного, проданного федеральным льготникам. То есть если льготный проездной продается за 150 руб., Минфин добавит по 45 руб. за каждого федерального льготника.  

   Это все  означает, что часть проблем окажется так и не решенной. Во-первых, предстоит большая работа по «уламыванию» регионов подписать это соглашение, которое в действительности оказывается крайней затратным для их бюджетов. Регионы будут обязаны компенсировать льготы на проезд не только «своим» льготникам, но также и федеральным (на 70%). Если же регион откажется подписывать соглашение, то он будет вынужден перевозить по льготной цене как «своих» льготников, так и федеральных, не получая вообще никакой компенсации.  

   Во-вторых, пенсионеры, которые вышли на улицы  и которые лишены часто и льгот, и компенсаций, получат право  покупки лишь льготного единого  проездного билета по цене минимальной  компенсации. Это вызвало резкие возражения со стороны губернаторов, на что Михаил Зурабов заявил: «Пусть льготники платят хоть сколько-нибудь - надо же с чего-то начинать наводить порядок в этой сфере». Это означает, что пенсионеры в своем большинстве льготы обратно не получат и все равно будут вынуждены платить за проезд, хоть и меньше, чем ожидалось. Планируемое же повышение пенсий может в ближайшее время оказаться «съеденным» растущими тарифами на услуги ЖКХ.  

   В-третьих, не снимается проблема диссонанса между  регионами: все льготы и цены на проездные  будут утверждаться региональными властями только для льготников "своего" региона. Это означает, что льготник из другого региона будет вынужден оплачивать свой проезд полностью. Тем не менее, наиболее острая ситуация между Москвой и Московской областью была, хотя и с большим трудом, снята. Так, правительство особенно настойчиво просило Москву разрешить областным льготникам бесплатно пользоваться московским метро, на что первоначально был дан отрицательный ответ. Только после переговоров министра финансов России Алексея Кудрина с правительством Москвы, соглашение было достигнуто - при условии частичной компенсации затрат столицы.  

   На  этом фоне встает и другая проблема - отношений между региональными  властями и транспортниками. Как  известно, именно местные власти, по согласованию с транспортниками, принимают решения о повышении цен на транспортные услуги. Теперь губернаторам придется доказывать федеральному центру, что это повышение обосновано, и дотации регион получит только в том случае, если сумеет доказать убыточность работы транспортников. Более того, встанет проблема учета числа купленных единых проездных билетов региональными и федеральными льготниками. Причем федеральный центр будет выплачивать дотации только за тех федеральных льготников, которые де-факто купили единый проездной. В этих условиях региональные власти будут крайне заинтересованы в разработке и внедрении системы учета продаж единых проездных, что может стать новым препятствием для самих льготников, а соответственно, и поводом для протестов. 

   Таким образом, регионы оказываются в весьма тяжелом положении: они будут вынуждены прислушиваться к рекомендациям федерального центра, которые не обладают юридической силой. А весь процесс разрешения социальной напряженности приобретает политический характер, связанный с отношениями между центром и регионами.  

   Тем временем, сам кабинет министров ищет средства для выполнения принимаемых на себя новых обязательств. Уже сейчас очевидно, что в правительстве нет единого  мнения о размерах выделения средств  из бюджета. Более того, есть и существенные разногласия. Министр транспорта Игорь Левитин просит у министра финансов выделения 5 млрд. руб. для выплаты дотаций регионам за федеральных транспортников. Алексей Кудрин, в свою очередь, склоняется к значительно меньшей сумме - 3,5 млрд. руб. Игорь Левитин также просит 15 млрд. руб. для доплаты транспортникам: по 100 руб. за каждого льготника. Эти концептуальные разногласия заставили вице-премьера правительства Александра Жукова резко выступить против доплаты «транспортникам», которую он назвал отступлением от закона о монетизации. Однако Александр Жуков не сумел убедить в своей правоте министров, вынужденных идти на уступки губернаторам. Впрочем, Жуков в воскресенье также скорректировал «ортодоксальную» позицию: по его мнению, если регионы не могут монетизировать льготы, надо сохранить их в прежнем, натуральном виде. 

Информация о работе Неравенство, бедность и дискриминация. Проблемы монетизации льгот в России