Неоинституционализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Институционализм как направление экономической науки возник на рубеже XIX–XX вв. в США и сформировался к 1920–1930-м годам. Его формирование проходило под влиянием работ представителей немецкой исторической школы, социологии и других наук. Играя заметную роль в 1930, 1960 и 1970-х годах, это направление в своем развитии эволюционировало от старого (раннего, традиционного) институционализма к современному институционализму, который в свою очередь распадается на несколько направлений.

Содержание

1. Неоинституционализм - как новая экономическая теория
2. Концепции неоинституционализма
2.1. Рональд Гарри Коуз и его теория фирмы
2.1.1. Теорема Коуза и ее значение для экономики
2.1.2. Развитие идей Коуза в трудах современных экономистов
2.2. Дуглас Сесил Норт и его концепция институтов
2.3. Оливер Итон Уильямсон и его вклад в теорию трансакционных издержек
2.4. Джеймс Бьюкенен и его теория общественного выбора
2.5. Теория политического делового цикла
2.6. Неоинституциональная экономическая теория и модель рационального выбора

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

     В заключение заметим, что в целом Уильямсон и его последователи являются приверженцами общей логики экономической науки и это является одним из основных слабых звеньев его в целом фундаментальной теории. Фирма, контракт или рынок являются эффективным ответом на существование трансакционных затрат −  вот идеология их теории. Следует заметить, что Уильямсон признал эту установку во введении к своей работе "Экономические институты капитализма". Он признал, что будет анализировать экономическую организацию с точки зрения трансакционных затрат, а всесторонний анализ безусловно требует совместного использования разных "способов изучения одного и того же явления". Хотя без сомнения Уильямсон считал, что наибольший удельный вес в этом анализе все же может занимать минимизация трансакционных затрат. Более того, Уильямсон признал близость своего подхода неоклассической экономической теории с точки зрения основы метода - минимизации и рациональности.

     Его книгу "Экономические институты  капитализма" (1985 г.) можно считать  настоящей энциклопедией трансакционного подхода. Уильямсон не отрицает, что фирма имеет контрактное происхождение, но вводит в анализ новое измерение - тип "регулятивных структур" (governance structure). По его мнению, фирмы отличаются прежде всего особым механизмом регулирования контрактных отношений. Он выделяет три основных формы контракта.

     Классический  контракт применяется для разовых  и повторяющихся сделок со стандартными товарами. Такой контракт содержит четко оговоренные условия и  по истечении срока его действия отношения сторон прекращаются.

     Неоклассический контракт распространяется на сделки средней степени специфичности. Так как не все существенные обстоятельства могут быть заранее в нем отражены, решение части вопросов стороны  оставляют на будущее.

     Отношенческие контракты охватывают высокоспецифические трансакции, при которых критическое значение приобретает личность партнера (поскольку ему невозмож-но подыскать равноценной замены на рынке). Отношения становятся длительными, неформальные соображения получают перевес над формальными обязательствами.

     Каждому типу контракта, по мысли Уильямсона, соответствует особая регулятивная структура. Этим термином обозначаются организационные механизмы, использующиеся для оценки поведения участников, разрешения возможных споров, адаптации к неожиданным изменениям, применения санкций к нарушителям. Защиту классического контракта обеспечивает рынок, поскольку многочисленность потенциальных продавцов и покупате-лей ограничивает возможности нечестного поведения; споры же по таким контрактам решаются судами. Неоклассические контракты регулируются трехсторонней структурой, принимающей форму арбитража. Регулирование отношенческих контрактов осуществляется в ходе двусторонних неформальных переговоров, без обраще-ния к закону или авторитету третьего лица. Наконец, в случае отношенческих контрактов, предполагающих значительные инвестиции в высокоспецифические активы, создаются унитарные регулятивные структуры - фирмы, где принятие решений возлагается на одну из сторон.

     Главный тезис Уильямсона состоит в том, что фирма обеспечивает более надежную защиту специфических ресурсов от "вымогательства" и позволяет их владельцам быстрее приспосабливаться к непредвиденным измене-ниям. Однако этот выигрыш достигается ценой ослабления стимулов. По его выражению, если на рынке действуют стимулы "высокой мощности", то в фирме - стимулы "слабой мощности". Границы фирмы проходят поэтому там, где выгоды от лучшей адаптации и большей защищенности специфических активов уравновешиваются потерями от ослабления стимулов.

     Следует отметить, что О.  Уильямсон внес выдающийся вклад в  раздел  институционализма - экономика организаций

   2.4.   Джеймс Бьюкенен и его теория   общественного   выбора

       В 1960-х годах американский ученый Джеймс Бьюкенен (род. в 1919 г.) выдвинул теорию общественного выбора (ТОВ) в ставших классическими работах: «Расчет согласия», «Границы свободы», «Конституция экономической политики». ТОВ изучает политический механизм формирования макроэкономических решений или политику как разновидность экономической деятельности. Основными направлениями исследований ТОВ являются: конституционная экономика, модель политической конкуренции, общественный выбор в условиях представительной демократии, теория бюрократии, теория политической ренты, теория фиаско государства.

       Бьюкенен в теории общественного выбора исходит из того, что люди и в политической сфере следуют личному интересу, и, кроме того, политика подобна рынку. В роли основных субъектов политических рынков выступают избиратели, политики и чиновники. В демократической системе избиратели будут отдавать свои голоса тем политикам, чьи предвыборные программы в наибольшей степени соответствуют их интересам. Поэтому и политики, для достижения своих целей (вхождение во властные структуры, карьера), должны ориентироваться на избирателей. Таким образом, политики принимают определенные программы, за которые высказались избиратели, конкретизируют и контролируют ход выполнения этих программ чиновники.

       В рамках теории общественного выбора все мероприятия государственной экономической политики понимаются как эндогенные для экономико-политической системы, поскольку их определение осуществляется под влиянием запросов субъектов политического рынка, которые одновременно являются экономическими субъектами.

       Экономическое поведение бюрократии было рассмотренно У. Нисканеном. Он считает, что результаты деятельности бюрократов часто носят «неосязаемый» характер (постановления, докладные записки и др.) и поэтому трудно осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время предполагается, что благосостояние чиновников зависит от размера бюджета агентства: это открывает возможности для увеличения их вознаграждения, повышения должностного статуса, репутации и т.д. В результате оказывается, что чиновникам удается существенно завышать бюджеты агентств по сравнению с уровнем, действительно необходимым для выполнения функций агентства. Данные аргументы играют существенную роль в обосновании тезиса о сравнительной неэффективности предоставления общественных благ государственными органами, который разделяет подавляющее большинство сторонников теории общественного выбора.

       Сторонники  теории  общественного  выбора  рассматривают  политический рынок  по аналогии  с  товарным.  Государство  − это  арена  конкуренции  за влияние на принятие решений для экономики, за доступ к ресурсам, за место  в иерархии. Крупный  недостаток  этого  рынка − ограниченность  контроля  за бюрократией,   невозможность   предусмотреть   и    проконтролировать    все последствия принимаемых решений.

       Государство − особая  сфера  рынка.  У  его  участников  особые  права собственности: избирательные у электората,  принятие  законов  у  депутатов, исполнение законов у чиновников. Демократия использует  разделение  труда  и разделение властей.  Но  так  как  принятие  решений  возможно  и  в  пользу интересов  узких  групп,  нецелесообразно   вмешательство   государства   в экономику.

   2.5.   Теория политического делового цикла

     Рассматривает деятельность политических субъектов  в качестве источника циклических  колебаний в экономике. Модель У. Нордхауза предполагает, что в целях победы на выборах правящая партия по мере приближения срока выборов стремится проводить «популярный» курс стимулирования экономического роста, в том числе за счет активной кредитно-денежной и бюджетной политики. После выборов победившая партия вынуждена проводить «непопулярный» курс борьбы с инфляционными последствиями политики, проводившейся в период предвыборной кампании. Таким образом, в экономике возникает циклический процесс: непосредственно перед выборами наблюдается ускорение экономического роста и увеличение инфляции, а в период после выборов темп инфляции падает, снижаются и темпы экономического роста.

     Другая модель политического делового цикла предложена Д. Гиббсом. Гиббсу считает, что характер экономической политики зависит от того, какая партия находится у власти. «Левые» партии, традиционно ориентирующиеся на поддержку наемных работников, проводят политику, направленную на увеличение занятости (даже за счет роста инфляции). «Правые» партии — на поддержку крупного бизнеса, большее внимание уделяют недопущению инфляции (даже за счет роста безработицы). Таким образом, согласно простейшей модели циклические колебания в экономике генерируются сменой «правых» и «левых» правительств, причем последствия проводимой соответствующими правительствами политики сохраняются на протяжении всего срока их полномочий.

   2.6. Неоинституциональная экономическая теория и модель рационального выбора.

      Модель  рационального выбора с её акцентом на индивидуальных агентов, максимизирующих целевую функцию при определённых ограничениях, играет центральную роль в НИЭТ. Однако НИЭТ отказалась от  старой дихотомии неоклассической теории, предполагавшей максимизацию полезности домашними хозяйствами и максимизацию прибыли фирмами. Такие упрощения неклассической теории, как персонификация фирмы и допущения о том, что фирма максимизирует свою прибыль, имели смысл в контексте неограниченного рыночного обмена, полной информации и полностью определённых прав частной собственности. В такой обстановке эгоистическая  максимизация полезности агентами внутри фирмы ограничена соображениями, ибо конкуренция уничтожает неэффективные фирмы и вынуждает уцелевшие фирмы действовать соответственно кривым минимальных издержек и максимизировать прибыль.

      Далее, при полной информации и нулевых трансакционных издержках полностью исчезает все формы уклонения  от исполнения контрактных обязательств – «отлынивания».

     По  мнению Эггертсона, теоретические инструменты  неоклассической теории, особенно допущение  о рациональном выборе, всегда было предметом многочисленных споров. Критики заявляли, что индивиды склонны иметь неустойчивые предпочтения, что, делая выбор они не соблюдают принципа транзитивности. Новые институционалисты, отвергли постулат оптимизации и заменили его концепцией нахождения удовлетворительного результата Г. Саймона или иными поведенческими аксиомами. По Саймону, рациональность человека ограниченна и индивиды используют стратегию нахождения удовлетворительного результата, т.е. ищут способ достичь некоего уровня,адекватного их устремлениям. Одно из следствий теории Саймона заключается, в том что характер поведения рационального индивида невозможно вывести из объективной информации об окружающей среде, требуется знания его умственной деятельности.

     В соответствии с классификацией, предложенной Т.Эггертссоном,  один  из наиболее известных экономистов второй половины XX века, занимающийся проблемами экономической организации, — Оливер Уильямсон  —  оказывается  представителем  новой  институциональной экономической  теории, обусловлено прежде всего его интерпретацией рациональности, на. основе которой принять гипотезу о максимизации экономическим агентом ожидаемой полезности не представляется возможным. Последовательная реализация принципа ограниченной циональности требует замещения принципа максимизации принципом удовлетворительности, для того чтобы избежать проблем! «бесконечного регресса» в постановке оптимизационной задачи учетом издержек обдумывания.

  1. Классификация неоинституциональной теории по направлениям

     Различают следующие направления неоинституциональной теории: 

       1.Организационно-контрактная перспектива (на первый план выдвигаются издержки). Этой концепции придерживается О. Уильямсон.

       2.Формирование и изучение институциональной среды. Это фундаментальные политические, социальные и юридические правила, в рамках которых протекают процессы производства и обмена. Сюда относятся такие основополагающие права, как:

      а) конституционное право; 

      б) избирательное право; 

      в) имущественное право;

      г) контрактное право и др;

       3.Теория общественного выбора. Сюда относятся правила, регулирующие отношения в публичной сфере (Дж. Бъюкенен, Г. Таллок, М. Олсон и др.).

       4.Теория прав собственности. Она изучает правила, регулирующие отношения в частной сфере (Р. Коуз, А. Алчиан, Г. Демсец, Р. Познер и др.).  

       5.Теория организационных структур. Эта теория означает, что организационные структуры создаются экономическими агентами на контрактной основе;

       6.Теория агентных отношений. В основе ее лежит взаимодействие "принципал − агент". Эта теория распадается на две части:

а) теория механизмов стимулирования; она исследует, какие организационные схемы могут обеспечить оптимальное распределение риска между принципалом и агентом;

б)     "позитивная" теория агентских отношений.

       7.Теория обращается к проблеме " отделения собственности и контроля". Эта концепция сформулирована: А. Берли, Г. Минзом еще в ЗО-е годы. Среди ведущих представителей этой концепции: У. Меклинг, М. Дженсен, Ю. Фама.

       8.Трансакционный  подход (Р. Коуз). С точки зрения этого подхода, экономическая организация служит цели сокращения трансакционных издержек. В отличие от теории агентных отношений акцент ставится не на стадии заключения контрактов, а на стадии исполнения контрактов. В одном из ответвлений трансакционного подхода главной объясняющей категорией выступают издержки измерения количества и качества товаров и услуг, представляемых в сделке. Здесь необходимо особо выделить труды. С. Чена, Й. Барцеля, Д. Норта;

Информация о работе Неоинституционализм