Налоги и налоговые системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: теоретическое изучение и практическое обос-нование сущности, особенностей, структуры налогов, налоговой системы и налого-вой политики Украины.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1.Возникновение и историческое развитие налогов………………5
1.1.Системы налогообложения стран мира……………………9
2.Налоговая система Украины……………………………………..12
2.1.Основные принципы построения системы налогообложе-
ния………………………………………………………………..12
2.2.Оценка эффективности налоговой системы………………15
2.3.Налоговая политика государства, её направления………..17
3.Классификация налогов: их виды, характеристика…………..…21
3.1.Виды прямых и косвенных налогов, их характеристика....22
3.2.Местные налоги и сборы в Украине……………………….24
3.3.Общегосударственные налоги и сборы. Обязательные
платежи, установленные в Украине……………………………26
Выводы……………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Курсовая раб..doc

— 332.00 Кб (Скачать)

      Таможенные  сборы - это косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, то есть такие, которые пересекают границы страны. Они платятся всеми, кто осуществляет внешнеэкономические операции.

      Несмотря  на критику со стороны многих экономистов, косвенные налоги довольно широко используются во всем мире, поскольку при относительно простом механизме их взыскания они обеспечивают стабильные и существенные доходы государства и уклониться от их уплаты тяжело. Кроме того, психологически эти налоги воспринимаются плательщиками более легко, чем прямые, ведь они скрыты в цене товара, работы, услуги. Поэтому налогоплательщик  в момент его уплаты не всегда сознает, что платит налог государству. 

          3.2. Местные налоги и сборы в Украине. 

      В зависимости от уровня государственных  структур, которые устанавливают  налоги, они делятся на местные и общегосударственные. Согласно статье 15 Закона Украины от 18 февраля 1997 года №77/97- ВР «О внесении изменений в Закон Украины “О системе налогообложения”»,сегодня в Украине существует 2 вида местных налогов и 12 – местных сборов.

      К местным налогам относятся:

  1. налог с рекламы;
  2. коммунальный налог;

      К местным сборам относятся:

  1. сбор за парковку автомобилей;
  2. рыночный сбор;
  3. сбор за выдачу ордера за квартиру;
  4. курортный сбор;
  5. сбор за участие в бегах на ипподроме;
  6. сбор за выигрыш в бегах на ипподроме;
  7. сбор на право использования местной символики;
  8. сбор за право кино- и телесъёмок;
  9. сбор на проведение местного аукциона;

               10. сбор за выдачу разрешений на размещение объектов торговли;

      11. сбор за проезд через территорию приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу;

      12. сбор с владельцев собак.

      Особенности взыскания местных налогов и их влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятий определяют органы местного самоуправления. Они имеют такие права:

      1. устанавливать только те налоги и сборы, которые предусмотрены законодательными актами;

      2. устанавливать ставки, которые не превышают предельных размеров, предусмотренных законодательными актами;

      3.устанавливать дополнительные льготы для отдельных плательщиков налогов.

      Наиболее  значительными среди местных  налогов и сборов являются налог  с рекламы, коммунальный налог и рыночный сбор.

      Налог с рекламы – это налог на услуги по установлению и размещению рекламы. Объектом налогообложения является стоимость услуг за установление и размещение рекламы. Размер налога с рекламы составляет:

      - 0,1% стоимости услуг за размещение одноразовой рекламы;

      - 0,5 % - за размещение рекламы на продолжительное время.

      Коммунальный  налог – это обязательный местный налог, исчисляемый на основе необлагаемого минимума доходов граждан и среднесписочной численности работников. Объектом налогообложения является фонд оплаты труда, исходя из официально установленного необлагаемого минимума доходов граждан (17 грн.) умноженного на среднесписочную численность за отчётный месяц.

      Рыночный  сбор - это плата за торговые места на рынках и в павильонах, на крытых и открытых столах, площадках для торговли из автомашин, тележек, мотоциклов, ручных тележек, которую уплачивают юридические лица и граждане,  которые  реализуют сельскохозяйственную и промышленную продукцию и прочие товары. Рыночный сбор собирается за каждый день торговли и работниками рынка к  началу реализации продукции.

      Все субъекты хозяйствования принимают участие в формировании финансовых ресурсов местных органов власти, уплачивая местные налоги и сборы, что имеет большое значение для развития местной инфраструктуры, которая обеспечивает социальную и экономическую политику. Уплачивая местные налоги и сборы, субъекты хозяйствования обеспечивают наполнение бюджетов местных и сельских советов финансовыми ресурсами, что в свою очередь, оказывает позитивное влияние на деятельность предприятий.  

3.3. Общегосударственные налоги и сборы. Обязательные платежи установленные в Украине. 

      Согласно  статье 15 Закона Украины от 18 февраля 1997 года №77/97- ВР «О внесении  изменений  в Закон Украины “О системе налогообложения”», к общегосударственным относят такие налоги и сборы (обязательные платежи): 

      1.налог на добавленную стоимость;

      2.акцизный сбор;

      3.налог на прибыль предприятий;

      4.налог на доходы физических лиц;

      5.таможенная пошлина;

      6. государственная пошлина;

      7. налог на недвижимость;

      8. плата за землю;

      9. рентные платежи;

      10. налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

      11. налог на промысел;

      12. сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

      13. сбор за специальное использование природных ресурсов;

      14. сбор за загрязнение окружающей среды;

      15. сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;

      16. сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

      17. сбор в Государственный инновационный фонд;

      18. плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;

      19. фиксированный сельскохозяйственный налог;

      20. сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

      21. единый сбор, который устанавливается в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

      22. сбор за использование радиочастотного ресурса Украины;

      23. сбор в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный);

      24. сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию;

      25. сбор за проведение гастрольных мероприятий;

      26. судебный сбор;

      27. сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности;

      Наибольший  фискальный потенциал имеют: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость.

      От  22 до 25 процентов налоговых поступлений бюджета Украины формируется за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Схематично порядок начисления этого налога с 1 января 2004 года можно представить, например, так: 

    Общий налогооблагаемый доход (заработная плата, авторское вознаграждение стоимость подарков и т.д.)  
Х

Ставка  налога

    15% (2004-2006гг. - 13%)

      = Сумма налога

                                                        Или:

    Процент на депозит (вклад), который гражданин открыл в банке.  
  Х
Ставка налога 5%       
=
Сумма налога     
 

      Налог на добавленную стоимость (НДС) составляет сегодня почти 30 процентов всех налоговых поступлений в бюджет нашей страны. Платят его как предприятия, так и граждане. Схематично порядок начисления этого налога можно представить, например, так:

Стоимость проданной                     книги   Х Ставка налога                                20% =

    Сумма налога

      Налог на прибыль предприятий (ННП) составляет около 25 процентов от всех налоговых поступлений в бюджет, это часть прибыли каждого предприятия, которое оно отдает государству на потребности общества. Схематично порядок начисления этого налога можно представить, например, так:

    Прибыль предприятия    Х Ставка налога

    25 %

   =    Сумма налога     

      Так, например, в сводный бюджет Донецкой области в 1 квартале 2007 г. поступило 3.1 млрд. грн. налогов и сборов, в том числе: ННП – 0.8 млрд. грн., НДС – 0.9 млрд. грн., НДФЛ – 0.8 млрд. грн., прочие налоги и сборы – 0.6 млрд. грн. Удельный вес «основных фискальных налогов» представлен ниже на рис.3.1

    Рис.3.1 - Структура налоговых поступлений в сводный бюджет Донецкой области в 1 квартале 2007 г.

      Следует также отметить, что за последние несколько лет удельный вес НДФЛ в сводном бюджете как в целом по Украине, так и на уровне регионов, значительно вырос с 17% в 1998г. до 25% в 2006г. Этому способствовало введение в действие  с 01.01.2004г. Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц». Взамен прогрессивной ставки налога (чем выше доход, тем выше ставка налога) введена единая ставка налога, размер которой зависит от вида дохода. Так, например, до 2004 г. из заработной платы удерживался налог по ставке от 10 до 40%, в зависимости от суммы заработной платы. С 2004 по 2006г. ставка налога составляла 13%, а в настоящее время 15%. Не смотря на уменьшение ставки налога с 40% до 15%, поступления налога в бюджет возросли, в первую очередь, за счет «вывода части заработной платы из тени». 

      На  этом фоне рост поступлений налога на доходы физических лиц и тенденции по увеличению его роли в формировании бюджета нашей стране следует рассматривать как положительный фактор, особенно в сравнении с налоговыми системами ведущих стран мира, где роль данного налога достаточно высока. В Швейцарии удельный вес НДФЛ составляет в среднем 35% от суммы всех доходов государства, в США – 36%, в Германии и Великобритании – 30%.

      При увеличении удельного веса в доходах  сводного бюджета поступлений НДФЛ (22% - 25% от суммы всех доходов бюджета), достаточного «весомыми» остаются поступления НДС (около 30%) и ННП (около 25%), что в свою очередь является отрицательной стороной действующей системы налогообложения. Для сравнения, в Швейцарии удельный вес ННП составляет в среднем 7-10% от суммы всех доходов государства, а НДС – 12-15%  , в США – 8% и 7% соответственно, в Германии  - около 9% и 19% соответственно, в Великобритании – до 10% и 20% соответственно.

       Значительный  удельный вес поступлений налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (основные плательщики – юридические лица) в общей сумме государственных доходов указывает фискальную направленность действующей налоговой системы и принятой налоговой политики. Их регулирующая функция  не ориентирована на стабильный экономический рост. Такая политика не способствует усилению позиций государства относительно налоговой конкуренции среди стран мира. Это особенно заметно, если рассматривать действующую в Украине налоговую систему в сравнении с налоговыми системами бывших социалистических государств – новых членов Евросоюза. В процессе проведения налоговых реформ, в этих странах удалось снизить нагрузку на капитал. В 2003 году в Литве, Эстонии, Словении капитал облагался налогами за меньшими эффективными средними ставками, чем трудовая деятельность. Не смотря на это, Украина не спешит «отказываться» от фискальной направленности принятой налоговой политики. Одна из причин – ежегодное увеличение  сборов НДС и ННП, динамика сбора которых представлена на рис.3.2 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налоги и налоговые системы