Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: теоретическое изучение и практическое обос-нование сущности, особенностей, структуры налогов, налоговой системы и налого-вой политики Украины.
Введение……………………………………………………………..3
1.Возникновение и историческое развитие налогов………………5
1.1.Системы налогообложения стран мира……………………9
2.Налоговая система Украины……………………………………..12
2.1.Основные принципы построения системы налогообложе-
ния………………………………………………………………..12
2.2.Оценка эффективности налоговой системы………………15
2.3.Налоговая политика государства, её направления………..17
3.Классификация налогов: их виды, характеристика…………..…21
3.1.Виды прямых и косвенных налогов, их характеристика....22
3.2.Местные налоги и сборы в Украине……………………….24
3.3.Общегосударственные налоги и сборы. Обязательные
платежи, установленные в Украине……………………………26
Выводы……………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………….34
Налоговая политика должна, прежде всего, оказывать содействие росту объемов накопления, создание условий, которые облегчают обновления капиталов предприятий. При проведении налоговой политики государство обязательно учитывает интересы каждого предприятия, каждого члена общества.
Одной из главных целей формирования системы налогообложения должно быть улучшение финансового состояния предприятий всех форм собственности и, в особенности, приоритетных направлений производства.
С одной стороны, налоги обязаны обеспечить стабильную финансовую базу государства, а с другой - оставить достаточно средств предприятиям и гражданам с целью сохранения максимальной заинтересованности в результатах их деятельности. Важным условием эффективной налоговой политики является стабильность и предсказуемость, благодаря чему у предприятий возникает возможность планировать хозяйственную деятельность и правильно оценивать эффективность принятых решений. Налоговую политику можно рассматривать в широком и узком планах.
В широком плане налоговая политика охватывает вопрос формирования доходов за счет постоянных и временных, т. е занимаемых источников. Поскольку государство не может устанавливать слишком высокий уровень налогообложения, так как этому противостоит общество, оно вынужденно использовать государственные займы для покрытия государственных расходов. Однозначно оценивать эту ситуацию нельзя. Все зависит от конкретной ситуации. Главное при этом то, что займы надо возвращать, а возвращать их можно лишь за счет дополнительных поступлений тех же самых налогов, собрания и других обязательных платежей.
Таким образом, государственные займы - это не что другое, как отсрочка на собранные в будущем налоги, сборы и обязательные платежи. Как и налоги, сборы и обязательные платежи, займы в отдельности или в комплексе влияют на социально-экономическое состояние в стране, на общественное богатство, личное благополучие граждан. В связи с этим в финансовой науке введены понятия "налоговые финансы" и "занимаемые финансы".
В узком плане налоговая
В постановлении Верховной Рады Украины «О налоговой политике в Украине и мерах относительно усовершенствования налогового законодательства» от 12 мая 1999года отмечено, что налоговая политика в Украине характеризуется бессистемностью, нестабильностью, необоснованно высоким и неравномерным давлением на субъектов хозяйственной деятельности, содействует созданию условий для расширения теневого сектора экономики, нарушением налогового законодательства. В условиях глобального экономического и финансового спада ситуация, сложившаяся в экономике Украины, расценена верховной Радой Украины как критическая. Без корректирования налоговой политики невозможно было преодолеть кризис и перейти к экономическому росту.
Начиная с 2000 года, в развитии национальной экономики начался период стабилизации. По сути, 2000 год стал переломным на пути развития экономики Украины. Впервые со времен независимости состоялось увеличение реальных объемов валового внутреннего продукта (на 5,9 процента к предшествующему году). Начиная с 2001 года, стабильно повышается внутренний спрос на товары и услуги. Значительно возрастает спрос конечного потребителя. Все этого говорит о повышении благосостояния населения.
В
немалой степени этому
Но
на сегодняшний день, в отличие
от стран Евросоюза, ни налоговая система
Украины, ни принятая налоговая политика
не являются инструментом повышения конкурентоспособности
государства на «мировой арене», не содействуют
повышению экономической активности субъектов
хозяйствования. Действующая система
формирования государственных доходов
отображает несовершенство переходной
экономики и имеет преимущественно фискальный
характер. Рыночное реформирование экономики
часто сопровождается попытками усовершенствовать
налоговую систему путем принятия отдельных
нормативных актов, которые в большинстве
случаев не адекватны состоянию экономики.
Раздел
3. Классификация налогов и их признаки.
Классификация налогов - это группировка налогов по определяющим признакам. Классификацию налогов можно провести по следующим признакам (предложенные критерии классификации не являются едиными и могут быть изменены и дополнены), которые сформулированы ниже.
1.В зависимости от плательщика:
2.По форме налогообложения:
3.В зависимости от компетентности органа государственной власти, регулирующего вид налога:
- общегосударственные;
- местные.
4. В зависимости от канала поступления:
- государственные (полностью поступают в Государственный бюджет);
- местные (полностью поступают в местный бюджет);
- пропорциональные (распределяются в соответствии с установленной пропорцией между государственным и местным бюджетом);
- внебюджетные (поступают в определенные фонды целевого назначения).
5. В зависимости от характера использования:
- общего назначения (не указывается цель взимания налога);
- целевые (в основном сборы и платежи, например отчисления в фонд социального страхования - на выплату пособий, материальной помощи и т.д.).
6. В зависимости от периодичности взимания:
- разовые - взимаются 1 раз в течение налогового периода при совершении определенных действий (уплата налога при получении наследства, таможенный сбор);
- систематические - взимаются через определенный промежуток времени в течение всей деятельности налогоплательщика (НДС, налог на прибыль).
7. В зависимости от способа учета налогового платежа:
- налоги, финансируемые потребителем (НДС, акцизный сбор);
- налоги, включенные в себестоимость (начисления на заработную плату);
- налоги, уплачиваемые за счёт балансовый прибыли (до уплаты налога на прибыль, рекламу, имущество);
- финансовые налоги – уплачиваемые из чистой прибыли (сбор за право торговли, использование местной символики).
В
Украине система налогообложения деятельности
предприятий имеет очень сложную структуру.
В ней присутствуют различные налоги,
отчисления, акцизы, сборы. Налоги вводятся
и тут же отменяются, не проработав и года.
Несомненно, это приводит к нестабильности
в экономике в целом, усугубляя её кризисное
состояние. Поэтому сегодня на первый
план встают вопросы реформирования налогового
законодательства.
3.1.Виды прямых и косвенных налогов. Их
характеристика.
По форме налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные. Критерием такого деления стала теоретическая возможность перекладывания обязанности уплаты налога на другое лицо - на потребителя продукции. Критерий перекладывания налога на потребителя для признания этого налога прямым или косвенным есть неточным, поскольку при определенных условиях прямые налоги также могут быть переведены на потребителя продукции через механизм ценообразования.
Прямые налоги устанавливаются относительно плательщиков. Их размер зависит от размера объекта налогообложения. Конечным плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход, владеет имуществом.
К прямым налогам относят все прибыльные и имущественные налоги (например, налог на доходы физических лиц, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, плата (налог) за землю, налог на промысел, налог на прибыль предприятий). Они устанавливаются на доход или имущество налогоплательщика и оказывают содействие такому распределению налогового бремени, при котором больше налогов платит тот, кто имеет более высокие доходы и больше имущества. Такой принцип налогообложения большинство экономистов считает справедливым. В развитых странах мира таких, как США, Япония, Великобритания, ФРГ, прямые налоги составляют около 40-90 процентов в общей сумме налоговых поступлений. прямое налогообложение требует отрабатывание механизма предупреждения уклонений от налогообложения, а также сложного механизма взыскания налогов, поскольку возникают проблемы в учете объекта налогообложения.
За степенью учета финансового состояния налогоплательщика прямые налоги делятся на личные и реальные.
Механизм исчисления и уплаты личных налогов учитывает платежеспособность и семейное состояние физического лица, поскольку оно платит налог в зависимости от величины полученного дохода (прибыли). Примером личного налога является налог на доходы физических лиц.
Реальными налогами облагается имущество физических и юридических лиц независимо от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. Примером реального налога является налог (плата) на землю, плательщики которого должны платить его независимо от того, получили ли они доходы и, если получили, то в каких размерах.
Косвенные налоги устанавливаются в ценах товаров и услуг, их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов. Следует подчеркнуть: только прямо, так как косвенные налоги включаются в цену, то их платит в абсолютном размере больше тот, кто больше потребляет, а больше потребляет тот, кто имеет большие доходы. Поэтому косвенные налоги еще называют налогами на потребление.
К косвенным налогам в Украине относят такие налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенная пошлина.
Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, который платится в Государственный бюджет на каждом этапе производства продукции, товаров, выполнения работ, предоставления услуг, при импорте товаров во время таможенного оформления. Налогоплательщиками являются юридические и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности и граждане, которые осуществляют или планируют осуществлять хозяйственную деятельность и регистрируются по-своему добровольному решению как плательщик этого налога или подлежат обязательной регистрации как плательщик этого налога.
Акцизный сбор - косвенный налог на высокорентабельные и монопольные товары (продукцию), например, табачные изделия, алкогольные напитки, автомобили, нефтепродукты и т.п. Плательщиками являются субъекты предпринимательской деятельности - производители подакцизных товаров, а также субъекты предпринимательской деятельности и граждане, которые импортируют подакцизные товары (продукцию); юридические или физические лица, которые покупают подакцизные товары у налоговых агентов. В большинстве стран Запада все косвенные налоги на товары и услуги внутреннего рынка обеспечивают около 25% всех налоговых поступлений в бюджет.