Налоги и налоговые системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: теоретическое изучение и практическое обос-нование сущности, особенностей, структуры налогов, налоговой системы и налого-вой политики Украины.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1.Возникновение и историческое развитие налогов………………5
1.1.Системы налогообложения стран мира……………………9
2.Налоговая система Украины……………………………………..12
2.1.Основные принципы построения системы налогообложе-
ния………………………………………………………………..12
2.2.Оценка эффективности налоговой системы………………15
2.3.Налоговая политика государства, её направления………..17
3.Классификация налогов: их виды, характеристика…………..…21
3.1.Виды прямых и косвенных налогов, их характеристика....22
3.2.Местные налоги и сборы в Украине……………………….24
3.3.Общегосударственные налоги и сборы. Обязательные
платежи, установленные в Украине……………………………26
Выводы……………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Курсовая раб..doc

— 332.00 Кб (Скачать)

      Одна  группа определяет фундамент налоговых  отношений независимо от пространства и времени. Это, так называемые, классические принципы налогообложения. Система налогообложения может считаться рациональной при условии строгого выполнения этих принципов. Другие принципы определяют условия построения и функционирования в конкретной стране и в конкретных исторических условиях. Такие принципы носят название правовые или организационно-экономические. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма соответственно типу государства, политическому устройству и возможности экономического роста и социальных условий развития.

      Классические  принципы впервые сформулированы Адамом Смитом:

      1) принцип справедливости

        т.е. всеобщее обложение и равномерное  распределение между гражданами соразмерно их доходам;

      2) принцип определенности

      т.е. сумма, способ и время платежа  должны быть заранее известны плательщику;

      3) принцип удобности

      т.е. налог должен взиматься в удобное для плательщиков время и удобным способом;

      4) принцип экономии

      т.е. рационализация системы налогообложения, сокращение издержек взимания налога.

      Впоследствии в финансовой науке акценты стали делать на другие подходы, а именно: на важность уменьшения негативного влияния налогов на рыночное равновесие; необходимость минимизации налогового пресса; экономическую эффективность и распределение доходов.

      Развитие  рыночных отношений в Украине  предопределило выделение новых принципов построения системы налогообложения:

      1. Нейтральность, т.е. налоги не должны мешать эффективному распределению ресурсов;

      2. Гибкость, т.е. возможность быстрого реагирования налоговой системы на изменение условий хозяйствования;

      3. Административная простота, т.е. установление простых и недорогих в управлении налогов.

      Организационно  – экономические принципы построения налоговой системы формируются в конкретных условиях политического и социального развития  страны. Эта система показывает, насколько полно можно использовать принципы налогообложения, ибо одни из них используют частично, а другие совсем не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством. 

      Принципы  построения системы налогообложения  в Украине, налоги и сборы в бюджет, а также права, обязанности и ответственность  плательщиков изложены в Законе Украины от 18 февраля 1997 года № 77/97-ВР «О внесении изменений в Закон Украины «О системе налогообложения»:

      1.Стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности путем установления льгот при налогообложении.

      2.Стимулирование научно - технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок.

      3.Обязательность установления ответственности за нарушение налогового законодательства.

      4.Равнозначность и пропорциональность, то есть на равные прибыли платятся равные налоги и сборы, чем больше прибыли, тем больше и налоги на них.

      5.Равенство, недопущение налоговой дискриминации, обеспечение одинакового подхода ко всем, кто платит налоги.

      6.Социальная справедливость: обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем послабления на них налогового давления при установлении налогов.

      7.Стабильность, то есть обеспечение неизменности налогов на протяжении бюджетного года.

      8.Экономическая обоснованность, которая означает установление налогов и сборов на основании показателей развития экономики и финансовых возможностей страны.

      9.Равномерность уплаты - установление сроков уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования затрат.

      10. Компетенция - установление и отмена налогов и сборов (обязательных платежей), а также льгот их плательщикам осуществляются соответственно  законодательству о налогообложении исключительно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами.

      11. Единый подход - обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением налогоплательщика, объекта налогообложения, источника уплаты налога, налогового периода, ставок налога, сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот.

      12.Доступность - обеспечение понимания норм налогового законодательства  налогоплательщиками.

      Принципы  налогообложения выполняют одно из важнейших заданий – они  являются своего рода критериями оценки эффективности налоговой системы государства.

      Таким образом, особое место в создании системы налогообложения экономики рыночного типа занимают принципы построения, которые должны соответствовать особенностям развития государства. Каждое государство выбирает свой путь развития в соответствии со своими общенациональными законами хозяйствования, поэтому и принципы построения налоговых систем различны. Для промышленно развитых стран эти принципы более близки к классическому варианту. Для нашего государства, в котором проходит становление рыночных отношений хозяйствования, выполнение классических принципов построения налоговой системы очень усложнено в связи с существованием различного рода преград.   

      2.2.Оценка эффективности налоговой системы.  

      В современных условиях существует множество подходов к определению эффективности налоговой системы государства. Прежде всего, оценка эффективности должна базироваться на проведении анализа полноты выполнения функций налога. Система налогообложения не будет эффективной, если она выполняет только одну функцию – фискальную.

      Рассматривая  проблему эффективности налоговой  системы Украины, следует исходить из того, на сколько она соответствует складывающимся в государстве социально-экономическим условиям. С точки зрения значимости налоговой системы, а также последовательной оценки реформы можно выделить 3 уровня описания налоговой системы:

      1. Концептуальный;

      2. Стратегический;

      3. Тактический.

      Оценка  на концептуальном уровне основывается на отношениях собственности, формируемых в процессе рыночных преобразований. Налоговые отношения при этом призваны наиболее разумно создать отношения между государством и налогоплательщиками и на этой основе сформировать целостную систему налогов.

      Оценка  налоговой системы на стратегическом уровне показывает, насколько налоговая система исходит из концепции формирования и отражает целесообразность внесения тех или иных тактических изменений в существующую налоговую систему для получения максимального эффекта.

      Оценка  на тактическом уровне сводится к  оценке мер или мероприятий, с помощью которых производится управление налоговой деятельностью в тот или иной конкретный момент или период.

      При оценке налоговой системы Украины  в современных условиях следует  исходить из 4-х взаимосвязанных и относительно противоречивых аспектов:

      1. Финансового;

      2. Экономического;

      3. Социального;

      4. Организационного.

      В финансовом аспекте налоговую систему  Украины по набору налогов можно оценить как соответствующую мировым стандартам. Однако практика, методика применяемых налогов показывает, что механический перенос перечня международного стандарта налогов мало учитывает особенности сложившейся экономической ситуации в Украине. Вследствие этого, существующая налоговая система не приносит должного эффекта.

      В экономическом аспекте оценка налоговой  системы базируется на главной проблеме налогов, которая сводиться к их минимизации. Суть минимизации налогов заключается в том, что с одной стороны налоговая система должна исходить из величины государственных расходов, а с другой – должна зависеть от структуры экономики государства и объёмов производства.

      Оценивания  налоговую систему Украины в  социальном аспекте следует исходить из того, насколько она смогла создать определённые социальные условия жизни для большинства населения государства, не выходя за определенные пределы. В этом аспекте оценить налоговую систему Украины с положительной стороны достаточно сложно.

      С позиций организационного аспекта  налоговую систему Украины в  определенной мере можно оценивать положительно: создана единая налоговая система, не зависимая от Министерства финансов; сформирована материальная база налоговой системы, создана единая система налогообложения, существенно повысился квалифицированный уровень кадров и т.д.

      Об  эффективности системы налогообложения  свидетельствует полнота выполнения основных принципов построения системы налогообложения. В ходе реализации налоговой политики в Украине чаще всего нарушается принцип стабильности. Это говорит о том, что в настоящее время налоговая система Украины недостаточно эффективна, но существуют определенные положительные сдвиги. 

      2.3.Налоговая политика государства, её направления. 

      Выражая интересы общества в разных сферах жизнедеятельности, государство вырабатывает и внедряет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и т.п. При этом, как средства взаимодействия  объекта и субъекта государственного регулирования социально - экономических процессов используются финансово-кредитные и ценовые механизмы.

      Налоговая политика государства является составной  частью экономической политики, которая базируется на совокупности юридических актов, устанавливающих виды налогов, сборов и обязательных платежей, а также порядок их взыскания и регулирования.

      Каждая  конкретная налоговая система является отображением налоговой политики, которая проводится государством. История развития системы налогообложения свидетельствует о том, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов разных уровней, а и инструментом регулирования тех или других социально-экономических процессов - перераспределения доходов между членами общества, стимулирования отдельных видов хозяйственной деятельности и ограничения развития других и т.п. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности по уплате налогов и ответственность за нарушение норм налогового законодательства, которые выступают неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.

      Стратегия проведения налоговой политики в Украине должна опираться на мощную теоретическую базу, максимально учитывать отличие переходного состояния экономики государства. Если налоги экономически не обоснованы, то они замедляют и развитие предприятий, и стимулы к работе, а также служат причиной несправедливого перераспределения доходов между социальными группами.

      Налоговая политика представляет собой систему  мероприятий, которые ведутся Правительством страны, по решению определенных краткосрочных и долгосрочных задач.

      К долгосрочным задачам относят достижения экономического роста, максимального уровня занятости население страны, роста уровня его благополучия. Краткосрочными целями относительно налоговой политики могут быть наполнение государственного бюджета, достижение его сбалансированности, стимулирование инвестиционной деятельности и т.п.

      Налоговая политика представляет собой деятельность государства в сфере установления и взыскания налогов, собрания обязательных платежей. Важнейшим направлением деятельности Правительства является создание благоприятных условий для развития экономики, обеспечение стабилизации финансового состояния государства, недопущение дефицита бюджета, регулирование инфляционных процессов, обеспечение сбалансированности бюджета, а также оживление деловой активности и поддержка материальной сферы предприятий.

Информация о работе Налоги и налоговые системы