Налговая система Российской Федерации

Автор: v*************@mail.com, 28 Ноября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

В широком же смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами1. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:
Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Содержание

Налоговая система Российской Федерации
1. Понятие, сущность и роль налогов в экономике
2. Виды налогов
3. Элементы закона о налоге
3.1. Субъект налогообложения
3.2. Объект, предмет и масштаб налога. Налоговая база. Единица налогообложения. Источники налога
3.3. Пределы налоговой юрисдикции государства
3.4. Налоговый период
3.5. Методы учета базы налогообложения
3.6. Ставка налога
3.7. Метод налогообложения
3.8. Налоговые льготы
3.9. Порядок исчисления налога
4. Система налогов в Российской Федерации. Принцип построения налоговой систе-мы
4.1. Налог на добавленную стоимость
4.2. Налог на доходы физических лиц
4.3. Налог на прибыль организаций
4.4. Налог на имущество предприятий
4.5. Земельный налог
4.6. Налог на имущество физических лиц
5. Характеристика налоговых прав и обязанностей субъектов налоговых
правоотношений
5.1. Обязанности и права налогоплательщиков
5.2. Права и обязанности налоговых органов
5.3. Расходы на налоги, сборы и другие обязательные платежи
5.4. Уплата единого или минимального налога
6. Ответственность за налоговые правонарушения
6.1. Налоговая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности
6.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств
7. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Упрощен-ная система налогообложения
Заключение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!!!!!.doc

— 634.50 Кб (Скачать)

     в) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях в случаях в случаях непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением или уплатой налогов;

     г) налагать на руководителей банков, кредитных учреждений, а также финансовых органов административные штрафы в случае невыполнения указаний налоговых органов;

     д) изымать у налогоплательщиков документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания;

     е) получать без оплаты от всех юридических  лиц данные, необходимые для исчисления налоговых платежей плательщиков;

     ж) другие права, предусмотренные законодательными актами.

      5.2. Права и обязанности налоговых  органов

     Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять  коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, предусмотренные Законом Российской Федерации «О Государственной налоговой службе Российской Федерации».

     Ущерб (включая упущенную выгоду), причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке. Кроме того, налоговые органы и их сотрудники могут привлекаться к другим видам ответственности, предусмотренным законодательными актами Российской Федерации.

     Налоговые органы ежемесячно представляют финансовым органам сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

     Налоговые органы совместно с финансовыми органами осуществляют контроль за исполнением доходной части бюджета.

      5.3. Расходы на налоги, сборы и  другие обязательные платежи

      К ним относятся:

     Расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ;

     Суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым материалам, работам и услугам;

     Суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

     Суммы таможенных платежей, уплаченных при  ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ;

     Консульские, аэродромные сборы, сборы за право  въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

     Суммы налогов и сборов, уплаченных в  соответствии с законодательством РФ.

      При исчислении объекта налогообложения  доходы, уменьшенные на величину расходов, расходы на налоги, подлежащие уплате в бюджет или государственные внебюджетные фонды, включаются в затраты в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они фактически оплачены. При этом объекте налогообложения подобные расходы вычитаются из суммы дохода, подлежащего включению в налогооблагаемую базу. К таким налогам относятся все налоги, плательщиками которых являются налогоплательщики при упрощенном режиме, налогообложения, за исключением, естественно, самого единого налога.

      При включении расходов в виде пособий  по временной нетрудоспособности в  затраты включается только та часть пособий, которая выплачена налогоплательщиком из собственных средств.

      При переходе на упрощенный режим налогообложения  важным является, по какой системе  налогообложения ранее работал  налогоплательщик. Специфика есть и  у юридических лиц, и у индивидуальных предпринимателей.

      У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые переходят  на упрощенный режим налогообложения с общей системы налогообложения, возникает множество вопросов по порядку учета налога на добавленную стоимость.

      Налогоплательщики упрощенного режима налогообложения не являются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Согласно пункту 4.1 «Налог на добавленную стоимость», плательщики упрощенной системы налогообложения не выписывают своим покупателям счета - фактуры и осуществляют расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм налога на добавленную стоимость. Если налогоплательщик упрощенного режима налогообложения выписал покупателю счет - фактуру с выделенной суммой НДС.

      5.4. Уплата единого или минимального  налога

     Уплата  авансовых платежей по единому налогу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по итогам отчетных периодов производится не позднее 25 числа первого месяца, следующего за отчетным периодом. При этом уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата производится по месту нахождения юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя:

    • За первый квартал – не позднее 25 апреля;
    • За полугодие – не позднее 25 июля;
    • За девять месяцев – не позднее 25 октября.

     В этот же срок представляется налоговая декларация по налогу. Срок представления налоговой декларации по итогам отчетных периодов одинаковый для юридических и индивидуальных предпринимателей.

    • Уплата в Федеральное казначейство производится по следующим нормативам отчислений:
    • В бюджет Пенсионного фонда РФ – 60%
    • В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 2%
    • В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 18%
    • В бюджет Фонда социального страхования РФ – 20%

     Если  по итогам отчетных периодов налогоплательщик платил единый налог, а по итогам налогового периода минимальный налог, то есть возможность:

    • На основании части первой НК РФ подать заявление в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика о возврате излишне уплаченной суммы единого налога;
    • Зачесть в счет предстоящих авансовых платежей по единому налогу;
    • По согласованию с органами федерального казначейства зачесть в счет предстоящих платежей минимально налога.
 

      6. Ответственность за налоговые  правонарушения

      Налоговое правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие, которым  не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность.

      Можно выделить следующие группы налоговых  правонарушений в зависимости от направленности противоправных деяний:

    • правонарушения против системы налогов;
    • правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;
    • правонарушение против исполнения доходной части бюджета источника;
    • правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
    • правонарушения против контрольных функций налоговых органов;
    • правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;
    • правонарушения против обязанностей по уплате налогов.

      Вопрос  о конкретных видах и размерах ответственности участников налоговых отношений решается целым рядом нормативных актов. Прежде всего, это Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в РФ», Закон Российской Федерации от 21 мая 1992 года «О Государственной налоговой службе РФ», Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Таможенный кодекс РФ, Закон РФ от 24 июня 1993 года «О налоговой полиции».

      6.1. Налоговая ответственность –  самостоятельный вид

юридической ответственности

     Правовое  регулирование2 ответственности в сфере налогообложения является составной частью налогового законодательства и представляет собой совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по обеспечению доходной части бюджета.

      Как известно, метод налогового права  носит комплексный характер. Основным правовым методом налогового регулирования являются государственно-властные предписания со стороны органов власти в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектов налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях. Вместе с тем по объектам налоговых отношений, которые охватывают собственность (имущество и доходы) юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, учитывая равенство всех форм собственности и одинаковую степень защиты каждой из них.

      О налоговой ответственности, как  новом виде юридической ответственности, есть основания говорить и с позиции правовой природы правоотношения, являющегося объектом налогового нарушения. Характер этого правонарушения3 при ответственности за налоговое правонарушение регулируется нормами налогового права.

     Выделению налоговой ответственности в  отдельный вид юридической ответственности способствует установление Налоговым кодексом Российской Федерации процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

      В Налоговом кодексе имеет место  попытка установления самостоятельной  налоговой ответственности, т.е. нового правового режима. В настоящее время только создаются определенные научные подхода для выстраивания системы институтов, как налогового права, так и налогового законодательства. С точки зрения правовой теории ответственности следует отметить, что в Налоговом кодексе приведен достаточно полный перечень принципов налоговой ответственности. Между тем принципы – не просто правовые декларации, это база для дальнейшего правотворчества, они определяют пределы и характер применения налогового законодательства в спорных ситуациях, когда возможно неоднозначное толкование правовых предписаний. Для уяснения правовой природы налогового правонарушения в Налоговом кодексе также раскрываются такие элементы состава нарушения, как субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения4.

      Основополагающий  принцип юридической ответственности – «без вины и нет ответственности». Применимость этого принципа к ответственности за налоговые правонарушения не должна подвергаться сомнению. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» указал, что налоговое правонарушение есть «предусмотренное законом виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежит доказыванию, как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика».

      Таким образом, налоговую ответственность  можно определить как реализацию налоговых санкций5 за допущенные в налоговых правоотношениях нарушения.

      6.2. Юридическая ответственность за  невыполнение налоговых обязательств

      Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства состоит в уплате налога: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

      Следовательно, в сферу налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.

      Невыполнение  налогового обязательства состоит  в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения налогового законодательства. В недополучении бюджетом причитающихся ему сумм выражен ущерб, причиненный правонарушением.

      Ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» устанавливает ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства в виде финансовых санкций и предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

      Однако  вызывает сомнение утверждение, что  за налоговые правонарушения может  наступать дисциплинарная ответственность. Ответственность дисциплинарную и  материальную лицо понесет перед предприятием, понесшим ущерб в результате уплаты штрафов и пени. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми, но налоговым правом не регулируются. За нарушения налогово-правовых норм наступает ответственность трех видов – административная, уголовная и налоговая.

Информация о работе Налговая система Российской Федерации