Налговая система Российской Федерации

Автор: v*************@mail.com, 28 Ноября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

В широком же смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами1. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:
Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Содержание

Налоговая система Российской Федерации
1. Понятие, сущность и роль налогов в экономике
2. Виды налогов
3. Элементы закона о налоге
3.1. Субъект налогообложения
3.2. Объект, предмет и масштаб налога. Налоговая база. Единица налогообложения. Источники налога
3.3. Пределы налоговой юрисдикции государства
3.4. Налоговый период
3.5. Методы учета базы налогообложения
3.6. Ставка налога
3.7. Метод налогообложения
3.8. Налоговые льготы
3.9. Порядок исчисления налога
4. Система налогов в Российской Федерации. Принцип построения налоговой систе-мы
4.1. Налог на добавленную стоимость
4.2. Налог на доходы физических лиц
4.3. Налог на прибыль организаций
4.4. Налог на имущество предприятий
4.5. Земельный налог
4.6. Налог на имущество физических лиц
5. Характеристика налоговых прав и обязанностей субъектов налоговых
правоотношений
5.1. Обязанности и права налогоплательщиков
5.2. Права и обязанности налоговых органов
5.3. Расходы на налоги, сборы и другие обязательные платежи
5.4. Уплата единого или минимального налога
6. Ответственность за налоговые правонарушения
6.1. Налоговая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности
6.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств
7. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Упрощен-ная система налогообложения
Заключение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!!!!!.doc

— 634.50 Кб (Скачать)
 

Федеральное Агентство по Образованию Российской Федерации

Байкальский Государственный Университет Экономики  и Права

Кафедра экономической теории 
 
 

Специальность 0604 «Финансы и Кредит» 
 
 

Доклад

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Налоговая система Российской Федерации» 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: Глебова М.В.

                  Группа: Ф-07-7

                  Руководитель: Трофимова Т.И.  
                   
                   
                   

Иркутск

2008 

План 

      
  1. Понятие, сущность и роль налогов в экономике

     Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

     Под налогом понимают обязательный взнос  в бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный  фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемых законодательными актами. В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором, и наоборот, хотя и существуют определенные различия.

     Помимо  финансовой роли, налоги имеют большое  социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

     С юридической точки зрения, налог  – установленная законом форма  отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

     В широком же смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами1. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

    • Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
    • Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
    • Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

     Во  всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

     Взимание  налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

     Налоги  – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка, она является основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

     Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. 

      2. Виды налогов

     В зависимости от выполняемых функций, налоги делятся на:

     Прямые (подоходно-имущественные) налоги, которые  взимаются в процессе приобретения и расходования материальных благ, косвенные (налоги на потребление) – в процессе их расходования. Примерами прямых налогов могут служить подоходный налог и налог на имущество, косвенных – НДС, акцизы и таможенные пошлины. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные (налог на прибыль) и реальные (налог на имущество). Различие состоит в том, что личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), а реальные – с предполагаемого.

     Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налоги.

     В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

     В зависимости от объема компетенции  органов власти различных уровней  правоотношения в отношении установления, налоги делятся на государственные и местные.

     Целевые налоги могут вводиться по ряду причин. Во-первых, с психологической точки зрения, налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы. Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному государственному органу. В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов. 

      3. Элементы закона о налоге

     Обязанности налогоплательщика устанавливаются  только совокупностью элементов  закона о налоге. Можно выделить существенные и факультативные элементы закона о налоге.

     Существенными элементами закона о налоге являются те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными. К ним относятся: налогоплательщик (субъект налога), объект налога, предмет налога, масштаб налога, метод учета налоговой базы, налоговый период, единица налогообложения, налоговая ставка и метод налогообложения, порядок исчисления налога, отчетный период, сроки уплаты налога, способы и порядок уплаты налога.

     Факультативными элементами закона о налоге могут считаться те, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства, однако существенно снижает гарантии надлежащего исполнения этого обязательства. К ним относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые правоотношения, налоговые льготы.

     В соответствии с законом «Об основах налоговой системы в РФ» перечисленные элементы должны быть установлены в каждом конкретном законе о налоге. Установить элемент закона о налоге - значит принять (утвердить, узаконить) что-либо в качестве одного из оснований возникновения налогового обязательства или способа его исполнения. Определить элемент закона о налоге - значит описать фактическую сторону элемента, выделить его из прочих сходных явлений  (предметов, обстоятельств) на основе каких-либо признаков, данных.

      3.1. Субъект налогообложения

     Субъект налогообложения - это лицо, на котором  лежит юридическая обязанность  уплатить налог за счет собственных средств.

     С понятием «субъект налогообложения» тесно связано понятие «носитель налога» - лицо, которое несет тяжесть налогообложения в итоге.

     Налог уплачивается за счет собственных средств  субъекта налогообложения. Однако от имени  налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем).

     Важную  роль в налоговом праве играют экономические связи налогоплательщика  с государством, строящиеся на основе принципа постоянного местопребывания (резидентства). Налогоплательщиков подразделяют на резидентов (имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве) и нерезидентов (не имеющих в нем постоянного местопребывания). У резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

     Для юридических лиц существенное влияние  на порядок и размеры налогообложения имеют организационно-правовая форма предприятия, форма собственности, численность работающих на предприятии, а также вид хозяйственной деятельности.

      3.2. Объект, предмет и масштаб налога. Налоговая база. Единица налогообложения. Источники налога

     Объект  налогообложения - это те юридические  факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

     Понятию «объект налогообложения» близок по значению термин «предмет налогообложения», который означает признаки физического характера (а не юридического), которые обосновывают взимание соответствующего налога.

     Масштаб налога представляет какую-либо физическую характеристику предмета налогообложения, какой-либо параметр измерения, выбранный из множества возможных для исчисления налога.

     Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

     Налоговая база в свою очередь служит для  того, чтобы количественно выразить предмет налогообложения.

     Источник  налога - это средства, за счет которых  может быть уплачен налог.

     Выделяют  всего два источника налога - доход (основной источник) и капитал налогоплательщика (резервный источник).

      3.3. Пределы налоговой юрисдикции  государства

     На  формирование налоговой базы особое влияние оказывают территориальный  фактор (пределы налоговой юрисдикции государства) и временной фактор (распределение налоговой базы между различными налоговыми периодами).

Информация о работе Налговая система Российской Федерации