Налговая система Российской Федерации

Автор: v*************@mail.com, 28 Ноября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

В широком же смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами1. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:
Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Содержание

Налоговая система Российской Федерации
1. Понятие, сущность и роль налогов в экономике
2. Виды налогов
3. Элементы закона о налоге
3.1. Субъект налогообложения
3.2. Объект, предмет и масштаб налога. Налоговая база. Единица налогообложения. Источники налога
3.3. Пределы налоговой юрисдикции государства
3.4. Налоговый период
3.5. Методы учета базы налогообложения
3.6. Ставка налога
3.7. Метод налогообложения
3.8. Налоговые льготы
3.9. Порядок исчисления налога
4. Система налогов в Российской Федерации. Принцип построения налоговой систе-мы
4.1. Налог на добавленную стоимость
4.2. Налог на доходы физических лиц
4.3. Налог на прибыль организаций
4.4. Налог на имущество предприятий
4.5. Земельный налог
4.6. Налог на имущество физических лиц
5. Характеристика налоговых прав и обязанностей субъектов налоговых
правоотношений
5.1. Обязанности и права налогоплательщиков
5.2. Права и обязанности налоговых органов
5.3. Расходы на налоги, сборы и другие обязательные платежи
5.4. Уплата единого или минимального налога
6. Ответственность за налоговые правонарушения
6.1. Налоговая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности
6.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств
7. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Упрощен-ная система налогообложения
Заключение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!!!!!!!.doc

— 634.50 Кб (Скачать)

     В зависимости от характера связи «субъект налогообложения» – «объект налогообложения» налоги делятся на две группы: резидентские налоги (построенные по принципу резидентства) и территориальные налоги (построенные по принципу территориальности). Различие состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных - наоборот. На практике при налогообложении применяется сочетание обоих принципов.

      3.4. Налоговый период

     Многим  объектам налогообложения свойственна  протяженность во времени, повторяемость. В целях определения результата необходимо периодически подводить итог. Срок подведения итогов (окончательных или промежуточных) является одним из элементов закона о налоге. Налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

     Следует различать понятия "налоговый период" и "отчетный период" (т.е. срок представления в налоговый орган отчетности).

      3.5. Методы учета базы налогообложения

     Существуют  два основных метода учета:

     1. Кассовый метод, учитывающий момент  получения средств и производства  выплат.

     2. Накопительный метод, учитывающий момент возникновения имущественных прав и обязательств, вне зависимости от того, получены ли средства и произведены ли выплаты в действительности.

     В конкретных законах о налогах  используются различные методы учета.

      3.6. Ставка налога

     Ставка  налога - размер налога на единицу налогообложения.

     В зависимости от метода установления ставки делятся на твердые и процентные (квоты). Твердые ставки устанавливаются в абсолютных единицах, а процентные - в процентах от единицы налогообложения.

     По  своему содержанию ставки делятся на:

    • Маргинальные - указывают непосредственно в соответствующем законе о налоге.
    • Фактические - определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе.
    • Экономические – определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

     Сравнение экономических и фактических  ставок наиболее рельефно характеризует  последствия налогообложения.

      3.7. Метод налогообложения

     Метод налогообложения - это порядок изменения  ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

     Существует  четыре основанных метода налогообложения:

    • Равное,
    • Пропорциональное,
    • Прогрессивное,
    • Регрессивное.

     При равном налогообложении для каждого  налогоплательщика устанавливается  равная сумма налога.

     При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка налога не зависит от величины базы налогообложения. С ростом базы налог возрастает пропорционально.

     При прогрессивном налогообложении  с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Выделяют четыре вида прогрессии:

     1. Простая поразрядная прогрессия. Налоговая база разбивается на  отдельные разряды (ступени), для  каждого разряда налог определяется  в виде абсолютной суммы.

     2. Простая относительная прогрессия. В данном случае для общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы.

     3. Сложная прогрессия. Налоговая база разделена на налоговые разряды, но каждый разряд существует самостоятельно, облагается отдельно по своей ставке.

     4. Скрытые системы прогрессии. В  некоторых случаях фактическая  прогрессия достигается не путем установления прогрессивных ставок налога, а иными методами (например, установлением неодинаковых сумм вычетов из налоговой базы для доходов, входящих в разные разряды).

     В противоположность прогрессивному методу налогообложения, при использовании метода регрессии с ростом налоговой базы происходит сокращение размера ставки.

      3.8. Налоговые льготы

     Целью введения налоговых льгот является прямое или косвенное сокращение размера налогового обязательства  налогоплательщика. Налоговые льготы можно разделить на три группы: изъятия, ставки, налоговые кредиты.

     Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения  отдельных предметов (объектов) налогообложения.

     Ставки - это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.

     Под налоговым кредитом понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. В зависимости от формы предоставления льготы налоговые кредиты можно разделить на группы: снижение ставки налога, сокращение окладной суммы (валового налога), отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением (целевой налоговый кредит). 

      3.9. Порядок исчисления налога

     Обязанность исчислить налог может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган или третье лицо (т.н. сборщик налогов, фискальный агент).

     Исчисление  налога может осуществляться по-разному. Наиболее оперативная система (некумулятивная) предусматривает обложение налоговой базы по частям. Однако по окончании налогового периода все равно потребуется пересчет суммарного дохода, а также, возможно, доплата крупной суммы налога.

     Более широкое применение получил метод  исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивная система). В данном случае налог исчисляют с общей суммы дохода, с учетом суммы льгот, рассчитанных также нарастающим итогом.

     Существуют  три основных способа уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый способ уплаты налога.

     При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основе декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. В некоторых случаях налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно в установленный срок.

     При уплате налога у источника выплаты  налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного  и удержанного органом, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога представляется как автоматическое удержание, предшествующее получение дохода.

     При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который устанавливает перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливающий среднюю доходность объекта обложения. Для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки их взноса. 

      4. Система налогов в Российской  Федерации. Принцип 

построения налоговой  системы

     Для того чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами. Они сводятся к следующему:

    1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
    2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
    3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
    4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

     Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами» налоговой политики.

     Сегодня эти принципы расширены и дополнены  в соответствии с духом нового времени. Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

    1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.
    2. Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.
    3. Из местных налогов (а их всего 22) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

             

     К федеральным относятся следующие  налоги:

     а) налог на добавленную стоимость;

     б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

     в) налог на доходы банков;

     г) налог на доходы от страховой деятельности;

     д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

     е) налог на операции с ценными бумагами;

     ж) таможенная пошлина;

     з) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

     и) платежи за пользование природными ресурсами;

     л) подоходный налог с физических лиц;

     м)  налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

     н) гербовый сбор;

     о) государственная пошлина;

     п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

     р) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

     К региональным налогам относятся  следующие налоги:

     а) налог на имущество предприятий;

     б) лесной доход;

     в) плата за воду, забираемую промышленными  предприятиями из водохозяйственных систем.

     г) сбор на нужды образовательных  учреждений, взимаемый с юридических лиц.

     К местным относятся следующие  налоги:

     а) налог на имущество физических лиц;

     б) земельный налог;

     в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

     г) налог на строительство объектов производственного назначения в  курортной зоне;

     д) курортный сбор;

     е) сбор за право торговли;

     ж) целевые сборы с граждан и  предприятий, учреждений, организаций  независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

Информация о работе Налговая система Российской Федерации