Мотивация и стимулирование труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Руководители всегда осознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПИРЯТИЯ

1.1. История создания, цели, задачи предприятия……………………...5

1.2. Структура управления предприятием……………………………....6

1.3. Основные виды деятельности…………………………………….…7

2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА…………………………………………..8

2.1. Сущность понятия мотивация…………………………………….…8

2.2. Содержательные теории мотивации………………………………..12

2.3. Процессуальные теории мотивации………………………………..18

2.4. Мотивация труда как процесс управления производством…….... 21

2.5. Стадии процесса мотивации………………………………………...23

2.6. Понятие и сущность стимулирования труда………………………26

2.7. Виды стимулирования………………………………………………26

2.8. Формы стимулирования……………………………………………..30

3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ООО ТД «БАСО»……………………………..32

3.1. Анализ организации условий труда на предприятии……………...32

3.2. Анализ мотивации и стимулирования труда на предприятии……28

3.3. Предложения по совершенствованию системы мотивации и стимулирования…………………………………………………………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

Курсовая Мотивация и стимулирование труда УдГУ.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

    “Теория X” воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.

    “Теория Y” соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

    Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

    Теории  Макгрегора были разработаны применительно  к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, то есть к необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем. 

    2.5. Стадии процесса мотивации 

    Рассмотренные выше стратегические теории управления человеческими ресурсами каждая фирма адаптирует под специфические  особенности своего функционирования. От успешности решения этого вопроса зависит, будут ли подчиненные стремиться работать хорошо или же просто отбывать присутственные часы.

    Согласно  “Теории Y” любой сотрудник, приходя на новое место работы, хотел бы проявить себя, и заинтересован в своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересованно в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. Однако в силу ряда факторов у работника может наступить разочарование в своей деятельности.

    Это, как правило, бывает вызвано следующими причинами:

    • чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя;
    • отсутствие психологической и организационной поддержки;

    недостаток  необходимой информации;

    • чрезмерная сухость и недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;
    • отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов своего труда;
    • неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;
  • некорректность оценки работника руководителем.

    Эти факторы вызывают у рядового работника чувство приниженности.

Подрываются чувство гордости, уверенности в  себе, в стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего  продвижения.

    При растерянности замечаются симптомы стрессового состояния, которое начинает испытывать новый работник. Работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится. Он задает себе вопрос о том связано ли это с ним самим, с начальником или с работой.

    Нервные усилия работника пока не сказываются  на производительности. Он легко контактирует с сослуживцами, а иногда даже пытается справиться с трудностями за счет более интенсивной работы, что в свою очередь может только усилить стресс.

    Разноречивые  указания руководителя, неопределенность ситуации вскоре вызывают раздражение работника, связанное с ощущением собственного бессилия. Поведение работника приобретает демонстративные черты. Он подчеркивает свое недовольство в сочетании с повышенной производительностью. Тут он преследует две цели - зарекомендовать себя с лучшей стороны, а так же подчеркнуть на своем фоне бездеятельность руководства.

    На  третьей стадии подчиненный перестает  сомневаться в том, кто виноват в возникших у него трудностях. Теперь он надеется на промах начальника, после которого можно аргументировано доказать правильность своей точки зрения.

    Это выражается в утаивании служебной  информации, необходимой для решения  задач данного подразделения. Подчиненный  начинает избегать начальника.

    Производительность  и качество труда остаются в норме.

    На  стадии разочарования восстановить подорванный интерес к работе гораздо труднее. Производительность труда снижается до минимально допустимой. Но на этой стадии работник еще не потерял последней надежды. Его поведение напоминает маленького ребенка, он полагает, что если будет “вести себя плохо”, начальник обратит на него внимание. В этот период страдают такие чувства работника, как уверенность в уважении со стороны подчиненных, сознание своего авторитета, привычка к хорошему отношению со стороны других сотрудников.

    Симптомом стадии потери готовности к сотрудничеству является подчеркивание работником границы своих обязанностей, сужение их до минимума. Некоторые начинают вызывающе пренебрегать работой, а то и вымещать дурное расположение духа на коллегах, находя удовлетворение в унижении других. Суть этой стадии - не борьба за сохранение интереса к работе, а попытка сохранить самоуважение.

    Окончательно  разочаровавшись в своей работе сотрудник перейдет на другое место, либо будет относиться к работе как к каторге.

    Один  такой работник может сыграть в группе роль катализатора, привести к выплеску скрытого чувства недовольства всего коллектива.

    Получение нового места работы, а так же изменение привычных условий  деятельности стимулирует работника, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в своей работе. 

      2.6. Понятие и сущность стимулирования труда 

    Стимулирование  труда есть способ управления поведением социальных систем различного иерархического уровня, является одним из методов мотивации трудового поведения объектов управления.

    Для эффективного стимулирования, рассматриваются  три ее функции: экономическая, социальная и психологическая. Которые наиболее полно охватывают прогрессивные социальные отношения, являясь воздействием на объект управления. Оно предполагает создание такой внешней ситуации, которая побуждает личность или коллектив к действиям, соответствующим стоящим целям. При этом личности сами выбирают именно эти действия, поскольку создают все необходимые и достаточные условия. Улучшение показателей труда влечет за собой повышение степени удовлетворения каких-либо потребностей объекта, а ухудшение показателей грозит снижением полноты их удовлетворения. 

     2.7. Виды стимулирования 

    Важнейшим видом стимулирования является материальное, призванное  играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов.

    Вторым  немаловажным видом стимулирования является духовное, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда.

    Согласно  одной из расширенной трактовки  моральные стимулы отождествляются  со всей совокупностью нравственных этических мотивов поведения  человека. Однако к области морального стимулирования относится только часть этических категорий, а именно те, которые отражают оценку человека и его поведения окружающими и им самим.

    Материально-денежное стимулирование – это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности.

    Применение  материально-денежных стимулов позволяет  регулировать поведение объектов управления на основе использования различных  денежных выплат и санкций.

    Доплатам  свойственны черты поощрительных форм материального стимулирования, она  является формой вознаграждения за дополнительные результаты труда, за эффект полученный на конкретном участке. Доплаты же получают лишь те, кто участвует в достижении дополнительных результатов труда, дополнительного экономического эффекта.

    Увеличение  размера доплат зависит главным  образом от роста индивидуальной эффективности труда конкретного  работника и его вклада в коллективные результаты. При снижении показателей  работы доплаты могут быть не только уменьшены в размере, но и полностью отменены. Доплаты рассматриваются как самостоятельный элемент заработной платы и занимают промежуточное положение между тарифной ставкой и премиальными выплатами.

    Необходимо  отметить, что одна группа доплат по своей экономической сущности более близка к тарифной части, другая - к премиальной. Доплаты первой группы установлены в законодательном порядке, они распространяются на всех работников и их размер не зависит от результатов работы, они являются мерой оплаты основных факторов трудового вклада. В этом случае доплаты призваны стимулировать труд в сверхурочное время, в праздничные дни, в ночное время, и за условия труда.

    Второй  группе доплат в большей степени свойственны черты поощрительных форм материальным денежным стимулированием, так как эти доплаты, как и премия, являются формой вознаграждения за дополнительные результаты труда.

    К таким доплатам относятся надбавки к тарифным ставкам за совмещение профессий, увеличение объема выполняемых  работ, профессиональное мастерство и  высокие достижения в труде. Среди этих прогрессивных форм стимулирования наиболее распространенная – надбавка работника за совмещение профессий и должностей.

    Надбавка  к заработной плате – денежные выплаты сверх зарплаты, которые стимулируют работника к повышению квалификации, профессионального мастерства и длительному выполнению совмещения трудовых обязанностей.

    В целом же следует отметить, что  система доплат к тарифным ставкам  позволяет учесть и поощрить ряд  дополнительных количественных и качественных характеристик труда, не охваченных тарифной системой. Эта система создает стимулы относительно длительного действия. Но для ее эффективного функционирования необходимо на предприятии иметь четкую систему аттестации работников всех категорий с выделением определенных признаков или даже критериев для установления того или иного вида доплат и с широким участием в этой работе трудового коллектива.

    Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

    Важнейшим направлением материально-денежного  стимулирования является премирование. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального поощрения. Она представляет одну из важнейших составных частей заработной платы.

    Цель  премирования – улучшить, прежде всего, конечные результаты деятельности, выраженные в определенных показателях.

    Главная характеристика премии как экономической  категории – это форма распределения по результату труда, является личным трудовым доходом.

    Эффективность применяемой системы премирования работник видит в величине денежной суммы, полученной в виде премии. Устанавливаться  размер премии может в процентах  к окладу, к экономическому эффекту  или же в твердой ставке. То есть в относительном и абсолютном выражении.

    Социальное  стимулирование - это поощрение материально не денежными стимулами и социальными отношениями в коллективе.

    Материально не денежные блага могут быть использованы в качестве стимулов потому, что получение любого из них можно связать с результатами трудовой деятельности и социальной активности работников. Они, как и любые другие, имеют престижную, помимо содержательной ценности и обладают свойством выделять поощряемого из среды. Оно привлекает внимание всех и является предметом оценок и обсуждения работников.

    Моральное стимулирование  осуществляется при помощи моральных стимулов – это такие стимулы, действие которых основано на потребности человека в общественном признании.

    Моральные стимулы представляют собой такие средства привлечения людей к труду, которые основаны на отношении к труду как высшей ценности, на признание трудовых заслуг как главных. Они не сводятся только к поощрениям и наградам, применение их предусматривает создание такой атмосферы, такого общественного мнения, морально-психологического климата, при которых в трудовом коллективе хорошо знают, кто и как работает, и каждому воздается по заслугам. Такой подход требует обеспечения уверенности в том, что добросовестный труд и примерное поведение всегда получает признание и положительную оценку, принесут уважение и благодарность. И наоборот, плохая работа, бездеятельность, безответственность должны неотвратимым образом сказываться не только на уменьшении материального вознаграждения, но и на служебном положении и моральном авторитете работника.

Информация о работе Мотивация и стимулирование труда