Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа
Руководители всегда осознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПИРЯТИЯ
1.1. История создания, цели, задачи предприятия……………………...5
1.2. Структура управления предприятием……………………………....6
1.3. Основные виды деятельности…………………………………….…7
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА…………………………………………..8
2.1. Сущность понятия мотивация…………………………………….…8
2.2. Содержательные теории мотивации………………………………..12
2.3. Процессуальные теории мотивации………………………………..18
2.4. Мотивация труда как процесс управления производством…….... 21
2.5. Стадии процесса мотивации………………………………………...23
2.6. Понятие и сущность стимулирования труда………………………26
2.7. Виды стимулирования………………………………………………26
2.8. Формы стимулирования……………………………………………..30
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ООО ТД «БАСО»……………………………..32
3.1. Анализ организации условий труда на предприятии……………...32
3.2. Анализ мотивации и стимулирования труда на предприятии……28
3.3. Предложения по совершенствованию системы мотивации и стимулирования…………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..42
Таким образом, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами. Мотивация на основании потребности в причастности по Мак- Клелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании и дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.
Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.
Двухфакторная теория Герцберга. Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы:
«Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».
Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией»
Гигиенические факторы |
Мотивации |
Политика фирмы и администрации | Успех |
Условия работы | Продвижение по службе |
Заработок | Признание и одобрение результатов работы |
Продолжение табл. 1 | |
Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными | Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного наблюдения за работой | Возможность творческого и делового роста |
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации — с самим характером и сущностью работы.
Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворение работой.
Однако, если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
Критика
теории Герцберга. Хотя эта теория эффективно
использовалась в ряде организаций, в
её адрес раздавались и критические замечания.
В основном они были связаны с методами
исследований. Действительно, когда людей
просят описать ситуации, когда им бывало
хорошо или плохо после выполнения работы,
то они инстинктивно связывают благоприятные
ситуации с ролью своей личности и объектов,
которые они контролируют, а неблагоприятные
— с ролью других людей и вещей, которые
объективно не зависят от опрашиваемых.
Таким образом, результаты, которые получил
Герцберг, были, по крайней мере, частично,
результатом того, как он задавал вопросы.
Кроме того, Герцберг предполагал наличие
сильной корреляции между удовлетворением
от работы и производительностью труда.
Как показывают другие исследования, такая
корреляция существует далеко не всегда.
Таким образом, несмотря на высокую степень
удовлетворения работой, производительность
может оказаться низкой. В силу того, что
социальные потребности играют очень
важную роль, введение таких мотивирующих
факторов, как усиление
ответственности за порученное дело, может
не оказать мотивирующего воздействия
и не привести к росту производительности.
Это будет именно так, особенно в том случае,
если другие работники воспримут возрастание
производительности труда данного работника
как нарушение негласно установленных
норм выработки. Все эти критические замечания
ясно показывают, что мотивацию надо воспринимать
как вероятностный процесс. То, что мотивирует
данного человека в конкретной ситуации,
может не оказать никакого воздействия
на него в другое время или на другого
человека в аналогичной ситуации. Таким
образом, хотя Герцберг и сделал важный
вклад в понимание мотивации, его теория
не учитывает многих переменных
величин, определяющих ситуации, связанные
с ней. Впоследствии исследователям стало
понятно, что для того, чтобы объяснить
механизм мотивации, необходимо рассмотреть
многочисленные поведенческие аспекты
и параметры окружающей среды. Реализация
этого подхода привела к созданию процессуальных
теорий мотивации.
2.3. Процессуальные теории
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими.
Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.
Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является необходимым единственным условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидания можно рассматривать как оценку данной вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда — результаты; результаты — вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Ожидания в отношении затрат труда — результатов (З-Р) — это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.
Ожидания в отношении результатов — вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на полученный уровень результатов. Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания — это валентность или ценность поощрения или вознаграждения. Валентность — это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на полученные результаты, может и не иметь для них никакой ценности.
Делая общий вывод относительно теории ожидания, необходимо отметить, что она исходит из того, что люди осуществляют свои действия в соответствии с тем, к каким возможным последствиям для них эти действия могут привести.
Люди на основе доступной им информации делают выбор. Одной из альтернатив действия, исходя из того, что они получат в результате и какие усилия они должны будут затратить, чтобы достичь этого результата. То есть, по теории ожидания, человек ведет себя в соответствии с тем, что, по его мнению, произойдет в будущем, если он произведет определенные затраты усилий.
Теория справедливости. Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то есть человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости, либо, изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения. Таким образом, те сотрудники, которые считают, что им не доплачивают по сравнению с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремиться повысить вознаграждение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться оставить интенсивность труда на прежнем уровне или даже увеличивать ее. Исследования показывают, что обычно, когда люди считают, что им недоплачивают, они начинают работать менее интенсивно.
Если же они считают, что им переплачивают, они менее склонны изменять свое поведение и деятельность.
Модель Портера-Лоулера. Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера-Лоулера, полученные результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли.
Уровень
приложенных усилий будет определяться
ценностью вознаграждения и степенью
уверенности в том, что данный
уровень усилий действительно повлечет
за собой вполне определенный уровень
вознаграждения. Более того, в теории
Портера-Лоулера
2.4.
Мотивация труда как элемент
процесса управления
Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого индивидуально - психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и, в конечном итоге, определенный результат трудовой деятельности.
Дуглас
Макгрегор проанализировал
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал
“Теория X” и “Теория Y”.