Монополистическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: рассмотреть модель монополистической конкуренции, в связи с этим поставлены следующие задачи:
-дать определение монополистической конкуренции;
-построить кривую спроса монополистического конкурента;
-изучить равновесие фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и условия монополистической конкуренции 4
2 Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции 8
2.1 Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы 10
2.2 Краткосрочный период. Прибыли и убытки 11
2.3 Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность 12
3 Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность 13
Заключение 16
Список используемых источников 18

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word Монополистическая модель.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

       Монополистически конкурентная фирма, с точки зрения экономической эффективности, больше походит на монополиста. Так же как и для монополиста для нее не выполняется тройное равенство, определяемое (13) и (14). Однако, конкуренция вносит свои коррективы. Если монополист может получать долгосрочную прибыль, то у монополистического конкурента, как уже отмечалось выше, дела обстоят по-другому.

Из-за несовпадения точки долгосрочного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекает следующее:

- структура монополистической конкуренции заставляет покупателей переплачивать за товар. Плата за дифференциацию товара равна разнице между равновесной ценой, устанавливаемой при монополистической конкуренции, и ценой при совершенной конкуренции;

- при монополистической конкуренции устанавливается объем меньший, чем объем производства при совершенной конкуренции;

- тат как в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, то найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу продукции товара больше, чем были бы затраты фирмы. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Однако увеличение выпуска сократит прибыли фирмы, поэтому они не будут этого делать.

Таким образом, чем выше степень дифференциация (различия, об этом речь пойдет ниже) товара, тем более несовершенна конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. И тем более монополистический конкурент похож на монополиста. И на оборот, чем больше степень взаимозаменяемости продукции тем более монополистический конкурент похож на совершенного конкурента. Но в любом случае, при рассмотрении монополистической конкуренции, речь идет о неэффективной экономике.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

                              

Заключение

 


          Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Понятие "монополистическая конкуренция" восходит к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина, опубликованной в 1933 г.

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.

Из всего выше сказанного можно сделать несколько выводов:

Во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции. Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя платить за товар «лишние» деньги.
          Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска продукции. В случае совершенной конкуренции каждый продавец производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних издержек, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства несколько меньше оптимального. Поэтому весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле, действуй там те же закономерности, что действуют при совершенной конкуренции.

В-третьих, поскольку в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных издержек фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем расходы продавца на производстве этой единицы.И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах продавцов, так как при этом сократилась бы их прибыль. Заметим, что  чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято называть «теоремой избыточной мощности» при монополистической конкуренции. Однако монополистическая конкуренция имеет не только отрицательные стороны. Положительной чертой является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять потребности потребителя.

Но, все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

                        Список использованной литературы                                                        

 

 

1.Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций.М.,1992.

2.Вехи экономической мылси. Теория фирмы. Т.2./Под ре.В.М. Гальперина.-СПБ.: Экономическая школа, 1995

3.Геретик. Критика буржуазных теорий политэкономии. М.,1979

4.Емцов Р.Г., Лукин Ю.М. Микроэкономика: Учебник. – М.: «ДИС»,1997

5. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.:ИТД "КноРус", 1999. - 544 с.

Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев

7. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт, 1999

8. «Основы экономической теории», под ред. М.К. Асташкина, А.А.Плотникова. Саратов, 1997.

9. «ЭКОНОМИКС», К.Р.Макконел,  С.Л.Брю, Москва, ИНФРА-М, 2000г.

10. Коммерческая деятельность. Учебник Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина.

М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 г

         11. Торговое дело: экономика и организация. Учебник под общ. Ред.

Л.А.Брагиной и Т.П.Данько. М.: «Инфра-М», 1997 г.

12. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 1998. - 384 с

13. Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков // Российский экономический журнал, №3. – 2003. –с. 95-99

14. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур// Риск. – 1999.

15. Тарануха Ю. В.Микроэкономика (в структурно-логических схемах). - М:Дело и сервис, 2002. - 304 с

16. Фуколова Ю., Москаленко И. Российским компаниям надо научится создавать брэнды // Секрет фирмы. - №18. – 2003. – С. 15

17. Симкина Л. Г.Экономическая теория: Введение в экономическую теорию; Микроэкономика; Макроэкономика; Переходная экономика; История экономических учений. СПб: Питер, 2003.

18. Тупицын А.Л. Сравнительный анализ монополистической конкуренции в сравнении с другими видами несовершенной конкуренции // Новосибирск, 2004

19. Кисмерешкин В.Г. Реклама в продвижении Российских товаров. - М.: НПО Экономика, 2002.

20. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2000.

21.www.stat.kz

22.www.enbek.gov.kz

18

 



Информация о работе Монополистическая конкуренция