Монополистическая конкуренция: предпосылки анализа. Модель Э. Чемберлена

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Монополистическая конкуренция" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание

Введение 3
1 Понятие монополистической конкуренции 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Характерные черты 6
1.3 Неэффективность монополистической конкуренции 9
1.4 Эффективность монополистической конкуренции 10
2 Модель рынка монополистической конкуренции 12
2.1. Анализ кривой спроса монополистической конкуренции 12
2.2. Определение цены и объемов производства
монополистической конкуренции 12
2.3. Модель Чемберлена 18
3 Монополистическая конкуренция в современном мире 22
3.1 Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках 22
3.2.Практический пример монополистической конкуренции на рынке безалкогольных напитков и молочных продуктов 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Работа содержит 1 файл

чулпан курсовая.docx

— 120.99 Кб (Скачать)

4) Легкое вступление в отрасль.  Так как производители в условиях  монополистической конкуренции  являются небольшими фирмами,  то эффект масштаба и требующийся  капитал невелики, но другой стороны  существуют финансовые барьеры,  порожденные потребностью получения  продукта, отличающегося от продукта  конкурентов, и обязательством  рекламировать этот продукт. Эти  фирмы могут владеть патентами  на свою продукцию и авторскими  правами на свои фабричные  клейма и торговые знаки. [ 2, с.154]

 

1.3 Неэффективность монополистической конкуренции.

При монополистической конкуренции  долгосрочное равновесие отрасли достигается  при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными, что указывает на наличие в отрасли излишних производственных мощностей.

Хотя монополистически конкурирующие  фирмы могут и не получать экономической  прибыли в долгосрочном периоде, их цены не равны предельным издержкам  производства.

       Первое свидетельствует о том, что предложение осуществляется фирмами по ценам выше минимальных долгосрочных средних издержек, что оборачивается потерями эффективности в форме уменьшения благосостояния из-за недоиспользования мощностей. Второе указывает на потери эффективности в форме потери части излишка из-за рыночной власти.

Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в  отрасли действует больше фирм, чем  необходимо. Меньшее их количество могло бы предложить то же количество продукции по более низким ценам. Однако в условиях монополистической  конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени  этой власти, что при отраслевом равновесии дает более высокие цены. Поскольку в данном случае рыночная власть обусловлена дифференциацией  продукта, наличие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот. Поэтому суть проблемы заключается в том, сколько потребитель готов платить за ассортиментную дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на продукцию, потери благосостояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же неэффективность рынков с монополистической конкуренцией в какой-то степени компенсируется за счет роста благосостояния потребителя, вызванного расширением ассортимента. [ 2, с.151]

 

1.4 Эффективность монополистической конкуренции

 

Общество оценивает монополистическую  конкуренцию, рассматривая следующие  аспекты:

1) Равновесие при монополистической  конкуренции в долгосрочном периоде  достигается в точке, которая  находиться на промежутке убывания  кривой средних общих издержек. Свободный вход и выход на  конкурентных рынках приводит  фирмы к минимуму средних совокупных  издержек. Следовательно, в долгосрочном  периоде объем выпуска монопольно  конкурентных фирм ниже эффективного  уровня;

2) Для монопольно конкурентной  фирмы  цена будет превышать  предельные издержки, потому что  фирма имеет властью над рынком. Вследствие чего некоторые потребители  не покупают данный товар. Таким  образом, при монополистической  конкуренции существует окончательная  потеря части продукта и недораспределение ресурсов с точки зрения общества;

3) С учетом эластичности спроса  на продукт можно сделать вывод  о том, что объем производства  при монополистической конкуренции  меньше, чем у конкурентной фирмы,  но больше, чем у монополии.  Поэтому при монополистической конкуренции потребители платят более высокие цены за дифференцированный продукт по сравнению с совершенной конкуренцией, и более низкие цены по сравнению с монополией;

4) Вступление новых фирм на  рынок при монополистической  конкуренции связано с двумя  внешними эффектами: 

а) Положительный внешний эффект заключается в увеличении разнообразия продукции, так как при росте  числа фирм и появлении новой  продукции возникает дополнительный потребительский излишек;

б) Отрицательный внешний эффект заключается в появление конкурентов, что означает утрату фирмами отрасли  части потребителей и снижение прибыли. В зависимости от суммарного воздействия  этих двух эффектов на рынках монополистической  конкуренции предлагается или слишком  мало, или слишком много видов  товаров.

          Таким образом, при монополистической конкуренции экономическая прибыль падает до нуля раньше, чем цены достигают уровня, который всего лишь покрывает предельные издержки. При уровне выпуска, когда цена равна средним затратам, цена превышает предельные издержки.

Разница между количеством товара, и количеством, выпускаемым в долгосрочном плане  монопольно конкурентной фирмой, называется избыточной мощностью. Она означает, что такой же выпуск можно было бы предложить потребителю при более  низких средних издержках. Отсюда следует, что дифференциация продукта, которая  подразумевает наклоненные вниз кривые спроса на продукцию отдельных  продавцов, несовместима экономией  ресурсов. Избыточная мощность является частью затрат на дифференциацию продукта при монополистической конкуренции.

 

 

 

 

 

2 Модель рынка монополистической  конкуренции

2.1. Анализ кривой  спроса монополистической конкуренции

Кривая спроса, как она  видится отдельной монопольно - конкурентной фирме, имеет отрицательный наклон. Это объясняется следующим. Если товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми  качественными характеристиками, которые  нравятся определённой категории покупателей, тогда фирма может поднять  цену своего товара без падения продаж до нуля, потому что достаточное  число потребителей готово заплатить  более высокую цену. Так как  каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного  блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный  наклон и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его товара, но и от цен продукции других конкурентов. Это проявляется в сдвиге кривой спроса на его товар в случае изменения цен у конкурентов: если конкуренты снижают цены, то кривая спроса сдвигается влево, если повышают, то - вправо. Границы смещения кривой спроса называют функциями максимального и минимального спроса.

2.2. Определение цены и объемов  производства 

монополистической конкуренции

Предположим, что фирма, сориентированная на монополистическую конкуренцию, производит и поставляет на рынок  определенный вид продукции, отличающийся от других товаров этой группы.

Кривая спроса в данном случае будет  абсолютно эластичная в определенных границах, так как доля фирмы не такая уже и малая, чтобы увеличение ею объемов продаж вообще не влияло на цены. Чаще всего она имеет убывающий характер, так как: а) фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньшее количество конкурентов, чем на конкурентном рынке; б) продукты этих конкурентов являются близкими, но не идеальными заменителями.

Но также кривая спроса будет  иметь большую эластичность по сравнению  с монопольным рынком, т.е. здесь  будет возможность за счет положительной  дифференциации продукта добиваться эффекта  замещения, когда спрос с других товаров этой группы переключается  на товар данной фирмы.

Обобщая, можно сказать, что эластичность кривой спроса будет зависеть от числа  конкурентов, с которым соприкасается  фирма, и степени дифференциации продукта в отрасли. Чем более  многочисленная группа конкурентов  и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса для каждого из них.

Рассмотрим теперь механизм выбора объемов производства и цены в  краткосрочном и долгосрочном периодах.

Кривая спроса для рынка монополистической  конкуренции будет иметь убывающий  характер, а кривая предельного дохода будет всегда находиться ниже нее. Используя  общее правило, можно сказать, что  фирма на рынке монополистической  конкуренции в краткосрочном  периоде будет максимизировать  свою прибыль или минимизировать убытки, вырабатывая такой объем  продукции, который отвечает координатам  точки пересечения кривых предельных издержек  и предельного дохода, т. е. MC=MR.

Поскольку фирма производит продукт, не имеющий абсолютного заменителя, то уменьшение его предложения на рынке приведет к некоторому повышению  цен. За счет этого в краткосрочном  периоде фирма на монополистическом  рынке может получать экономическую  прибыль, размер которой соответствует  площади заштрихованной фигуры на рисунке1.

 

 

 

                  Р       доход                     MC        


 ATC


                                                                          


    AVC



                                                                        MR d          

                                                                                     Q


     

Рисунок 1 - Максимизация дохода фирмы на рынке монополистической конкуренции

 

Однако фирма не застрахована от убытков. Условием получения экономической  прибыли является такой характер спроса на продукт фирмы, при котором  кривая спроса пересекает кривую средних  издержек, т. е. d=AC. Если же она расположена ниже кривой средних издержек, но пересекает кривую средних переменных, фирма будет решать задачи минимизации убытков , что отображено на рисунке 2.

 

                             Р                          MC         ATC


                                       убытки   


                                                                         AVC



 d


                                                 MR


                                                                                  Q


Рисунок 2 - Минимизация убытков фирмы на рынке монополистической конкуренции

 

Если кривая спроса пройдет, ниже кривой средних переменных издержек, фирма вынуждена будет принимать решение о прекращении производства, так как при любом его объеме убытки будут превышать постоянные издержки.

Таким образом, в краткосрочном периоде фирма  в условиях монополистической конкуренции  может получать экономическую прибыль, терпеть убытки или решать проблему закрытия.

Однозначно  ответить на этот вопрос невозможно. Мы можем говорить лишь об общей тенденции. Ею можно считать стремление к  получению фирмой нормальной прибыли, безубыточности, то есть установление цены на уровне средних издержек.

Экономическая прибыль в условиях монополистической  конкуренции привлекает вступить в  отрасль новые фирмы. Увеличивается  количество конкурентов и возрастает число продуктов, которое способно достаточно эффективно заменить продукт  типичной фирмы. Это приводит к тому, что кривая спроса становится больше эластичной, приближая условия монополистической  конкуренции к условиям конкурентного  рынка. Расстояние между кривыми  спроса и средних издержек уменьшается, ликвидируя экономическую прибыль.

Наоборот, если типичная фирма терпит убытки, наблюдается отток производителей из отрасли, количество конкурентов  уменьшается, дифференциация товаров  углубляется, кривая спроса становится менее эластичной. Как результат, она может пересечь кривую средних  издержек, ликвидировав, таким образом, убытки фирмы.

Равновесие  установится тогда, когда кривые спроса и средних издержек будут  иметь только одну общую точку - точку  касания, то есть когда цена установится на уровне средних издержек для определенного объема производства, а фирма не будет получать экономическую прибыль, и не будет нести убытки (рисунок 3): 

                                     Р = АТС;

                                    МС = MR.                                 

 

 

                                                    

 

                                                                               

  Рисунок 3 - Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

 

Для рынка  монополистической конкуренции  установления цены на уровне средних  издержек выступает лишь тенденцией. Существуют факторы, которые усложняют  прогнозирование результатов монополистической  конкуренции в долгосрочном периоде. К ним можно отнести такие  обстоятельства:

Информация о работе Монополистическая конкуренция: предпосылки анализа. Модель Э. Чемберлена