Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Монополистическая конкуренция" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Введение 3
1 Понятие монополистической конкуренции 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Характерные черты 6
1.3 Неэффективность монополистической конкуренции 9
1.4 Эффективность монополистической конкуренции 10
2 Модель рынка монополистической конкуренции 12
2.1. Анализ кривой спроса монополистической конкуренции 12
2.2. Определение цены и объемов производства
монополистической конкуренции 12
2.3. Модель Чемберлена 18
3 Монополистическая конкуренция в современном мире 22
3.1 Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках 22
3.2.Практический пример монополистической конкуренции на рынке безалкогольных напитков и молочных продуктов 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
4) Легкое вступление в отрасль.
Так как производители в
1.3 Неэффективность монополистической конкуренции.
При монополистической конкуренции долгосрочное равновесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными, что указывает на наличие в отрасли излишних производственных мощностей.
Хотя монополистически конкурирующие фирмы могут и не получать экономической прибыли в долгосрочном периоде, их цены не равны предельным издержкам производства.
Первое свидетельствует о том, что предложение осуществляется фирмами по ценам выше минимальных долгосрочных средних издержек, что оборачивается потерями эффективности в форме уменьшения благосостояния из-за недоиспользования мощностей. Второе указывает на потери эффективности в форме потери части излишка из-за рыночной власти.
Избыточные производственные мощности свидетельствуют о том, что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Меньшее их количество могло бы предложить то же количество продукции по более низким ценам. Однако в условиях монополистической конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени этой власти, что при отраслевом равновесии дает более высокие цены. Поскольку в данном случае рыночная власть обусловлена дифференциацией продукта, наличие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот. Поэтому суть проблемы заключается в том, сколько потребитель готов платить за ассортиментную дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на продукцию, потери благосостояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же неэффективность рынков с монополистической конкуренцией в какой-то степени компенсируется за счет роста благосостояния потребителя, вызванного расширением ассортимента. [ 2, с.151]
1.4 Эффективность монополистической конкуренции
Общество оценивает
1) Равновесие при
2) Для монопольно конкурентной
фирмы цена будет превышать
предельные издержки, потому что
фирма имеет властью над
3) С учетом эластичности спроса
на продукт можно сделать
4) Вступление новых фирм на рынок при монополистической конкуренции связано с двумя внешними эффектами:
а) Положительный внешний эффект
заключается в увеличении разнообразия
продукции, так как при росте
числа фирм и появлении новой
продукции возникает
б) Отрицательный внешний эффект
заключается в появление
Таким образом, при монополистической конкуренции экономическая прибыль падает до нуля раньше, чем цены достигают уровня, который всего лишь покрывает предельные издержки. При уровне выпуска, когда цена равна средним затратам, цена превышает предельные издержки.
Разница
между количеством товара, и количеством,
выпускаемым в долгосрочном плане
монопольно конкурентной фирмой, называется
избыточной мощностью. Она означает,
что такой же выпуск можно было
бы предложить потребителю при более
низких средних издержках. Отсюда следует,
что дифференциация продукта, которая
подразумевает наклоненные вниз
кривые спроса на продукцию отдельных
продавцов, несовместима экономией
ресурсов. Избыточная мощность является
частью затрат на дифференциацию продукта
при монополистической
2 Модель рынка
2.1. Анализ кривой
спроса монополистической
Кривая спроса, как она
видится отдельной монопольно - конкурентной
фирме, имеет отрицательный наклон.
Это объясняется следующим. Если
товар данной фирмы отличается от
товаров фирм-конкурентов
2.2. Определение цены и объемов производства
монополистической конкуренции
Предположим, что фирма, сориентированная на монополистическую конкуренцию, производит и поставляет на рынок определенный вид продукции, отличающийся от других товаров этой группы.
Кривая спроса в данном случае будет абсолютно эластичная в определенных границах, так как доля фирмы не такая уже и малая, чтобы увеличение ею объемов продаж вообще не влияло на цены. Чаще всего она имеет убывающий характер, так как: а) фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньшее количество конкурентов, чем на конкурентном рынке; б) продукты этих конкурентов являются близкими, но не идеальными заменителями.
Но также кривая спроса будет иметь большую эластичность по сравнению с монопольным рынком, т.е. здесь будет возможность за счет положительной дифференциации продукта добиваться эффекта замещения, когда спрос с других товаров этой группы переключается на товар данной фирмы.
Обобщая, можно сказать, что эластичность кривой спроса будет зависеть от числа конкурентов, с которым соприкасается фирма, и степени дифференциации продукта в отрасли. Чем более многочисленная группа конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса для каждого из них.
Рассмотрим теперь механизм выбора объемов производства и цены в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Кривая спроса для рынка монополистической
конкуренции будет иметь
Поскольку фирма производит продукт,
не имеющий абсолютного
Р доход MC
ATC
AVC
Однако фирма не застрахована от убытков. Условием получения экономической прибыли является такой характер спроса на продукт фирмы, при котором кривая спроса пересекает кривую средних издержек, т. е. d=AC. Если же она расположена ниже кривой средних издержек, но пересекает кривую средних переменных, фирма будет решать задачи минимизации убытков , что отображено на рисунке 2.
Р MC ATC
d
Если кривая спроса пройдет, ниже кривой средних переменных издержек, фирма вынуждена будет принимать решение о прекращении производства, так как при любом его объеме убытки будут превышать постоянные издержки.
Таким образом, в краткосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции может получать экономическую прибыль, терпеть убытки или решать проблему закрытия.
Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Мы можем говорить лишь об общей тенденции. Ею можно считать стремление к получению фирмой нормальной прибыли, безубыточности, то есть установление цены на уровне средних издержек.
Экономическая
прибыль в условиях монополистической
конкуренции привлекает вступить в
отрасль новые фирмы. Увеличивается
количество конкурентов и возрастает
число продуктов, которое способно
достаточно эффективно заменить продукт
типичной фирмы. Это приводит к тому,
что кривая спроса становится больше
эластичной, приближая условия
Наоборот,
если типичная фирма терпит убытки,
наблюдается отток
Равновесие установится тогда, когда кривые спроса и средних издержек будут иметь только одну общую точку - точку касания, то есть когда цена установится на уровне средних издержек для определенного объема производства, а фирма не будет получать экономическую прибыль, и не будет нести убытки (рисунок 3):
Рисунок 3 - Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
Для рынка
монополистической конкуренции
установления цены на уровне средних
издержек выступает лишь тенденцией.
Существуют факторы, которые усложняют
прогнозирование результатов
Информация о работе Монополистическая конкуренция: предпосылки анализа. Модель Э. Чемберлена