Монополистическая конкуренция: предпосылки анализа. Модель Э. Чемберлена

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Монополистическая конкуренция" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание

Введение 3
1 Понятие монополистической конкуренции 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Характерные черты 6
1.3 Неэффективность монополистической конкуренции 9
1.4 Эффективность монополистической конкуренции 10
2 Модель рынка монополистической конкуренции 12
2.1. Анализ кривой спроса монополистической конкуренции 12
2.2. Определение цены и объемов производства
монополистической конкуренции 12
2.3. Модель Чемберлена 18
3 Монополистическая конкуренция в современном мире 22
3.1 Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках 22
3.2.Практический пример монополистической конкуренции на рынке безалкогольных напитков и молочных продуктов 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Работа содержит 1 файл

чулпан курсовая.docx

— 120.99 Кб (Скачать)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НЕФТЕКАМСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

Экономико – математический факультет

Кафедра экономической теории и  анализа

 

 

                                         КУРСОВАЯ  РАБОТА 

                          по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Монополистическая конкуренция: предпосылки анализа.

Модель Э. Чемберлена»

 

Выполнил: студент 1 курса

                                                                        очной формы обучения

                                                      группы Э-11

                                                          Усманова Ч.А.

 

                                                                         Научный руководитель:

                                                      доцент, к. э. н.

                                                                Сибагатуллина С. Р.

Нефтекамск – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                             3

1 Понятие  монополистической конкуренции                                                    5

1.1 Основные понятия                                                                              5

1.2 Характерные черты                                                                          6

1.3 Неэффективность монополистической конкуренции                        9

1.4  Эффективность     монополистической конкуренции                     10                                                                        

2 Модель  рынка монополистической конкуренции                                        12                                                                                  

2.1. Анализ кривой спроса  монополистической конкуренции             12

2.2. Определение цены  и объемов производства 

монополистической конкуренции                                                                12

2.3. Модель Чемберлена                                                                         18

3 Монополистическая  конкуренция в современном мире                              22

3.1 Закон о конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках                                                                                         22

3.2.Практический  пример монополистической конкуренции  на рынке   безалкогольных напитков и молочных продуктов                                                26                                                         

Заключение                                                                                                29

Список использованных источников и литературы                               31                                                     

 

 

 

 

 

 

        Введение

        

          Несмотря на то, что исследование монополистической конкуренции началось в 1930-х годах, эта модель быстро вошла в основное течение микроэкономической науки. Модель и само понятие монополистической конкуренции обязаны своим происхождением выходу в 1933 г. одноименной книги Э. Чемберлена. Нужно, однако, иметь в виду, что представления Чемберлена о монополистической конкуренции со временем изменялись, неизменным оставалось лишь его убеждение в том, что монополистическая конкуренция представляет некую комбинацию (или форму взаимодействия) сил монополии и конкуренции.

         Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Монополистическая конкуренция" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Об этом свидетельствует  частое изучение поднятых вопросов.

       Монополистическая конкуренция является распространенной моделью современного рынка. В особенности это касается товаров народного потребления. Поэтому каждый из нас, как покупатель, чаще всего встречается с продавцом, ориентированным в своем поведении на монополистическую конкуренцию. В этой связи, выбранная тема курсового исследования является актуальной.

          Цель работы - анализирование предпосылок монополистической конкуренции и изучение модели Чемберлена; понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур; какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции. Ее достижение даст возможность получить определенные профессиональные знания.

         Объектом данного исследования является анализ условий монополистической конкуренции". При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

        В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:

        - Определить понятие конкуренции;

         - Провести анализ монополистической конкуренции в условиях рынка;

        - Рассмотреть модель Чемберлена.

      - Изучить теоретические аспекты и выявить природу монополистической     конкуренции.

При написании  курсовой работы были изучены учебная  литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие монополистической  конкуренции

1.1 Основные понятия

 

Рынок и конкуренция не может  существовать друг без друга. Конкуренция  представляет цивилизованную форму  борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов регулирования  в рыночной экономике. Она представляет собой  форму развития факторов производства.                                                  

         Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителя благ (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной системы. [ 9, c.136]

          Конкурентный рынок - это невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка завысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен - приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышая их цену и собственные доходы. [ 9, с.138]

         Препятствий для вступления в этот процесс или выхода из него не существует. Они определяются чисто экономическими факторами конкурентоспособности: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения издержек производства, применением более совершенных технологий, улучшением качества работ, продуктов, услуг.

Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара. Монополия - это предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет ему контролировать и определять цены; формы рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями.[ 9, с.131] 

Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. По теории монополистической конкуренции, разработанной Е. Чемберленом, Дж. Робинсон и другими западными экономистами, монополистически конкурентная отрасль — это отрасль, включающая множество фирм, производящих сходные, но не идентичные виды продукции.

Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, театры, эстрада и т.д.

 

1.2 Характерные черты

 

Для монополистической конкуренции характерны следующие черты:

1) Относительно большое число  фирм. Отсюда вытекает несколько  признаков монополистической конкуренции.  Во-первых, каждая фирма обладает  относительно небольшой долей  всего рынка, поэтому она имеет  очень ограниченный контроль  над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого  числа фирм к тому же гарантирует,  что тайный сговор, согласованные  действия фирм с целью ограничения  объема производства и искусственного  повышения цен, почти невозможен. И, наконец, каждая фирма определяет  свою политику, не учитывая возможную  реакцию со стороны конкурирующих  с ней фирм, так как влияние  действия одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

2)Дифференциация продукта. Производители  в условиях монополистической  конкуренции выпускают разновидности  данного продукта. При этом дифференциация  продукта может принимать ряд  различных форм:

а) качество продукта, т. е. определенные функциональные особенности: материалы, дизайн и качество работы.

б) услуги и условия, связанные с  продажей продукта, являются важными  аспектами дифференциации продукта.

в) размещение и доступность. Например, продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют крупным супермаркетам, потому что владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах.

 г) стимулирование сбыта и  упаковка, т. е. мнимые различия, созданные посредством рекламы,  упаковки торговых знаков и  торговых марок.

Благодаря дифференциации продукта производители  в условиях монополистической конкуренции  обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители  отдают предпочтенье продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту  продукцию, чтобы удовлетворить  свои предпочтения.

3) Неценовая конкуренция. В условиях  монополистической конкуренции  экономическое соперничество сосредоточивается  на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама  и условия, связанные с продажей  продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, черты различия  продукта каждой фирмы будут  восприимчивы к рекламе и другим  формам стимулирования сбыта.  В условии несовершенной фирмы  концентрируют внимание на увеличении  объемов сбыта и расширении  своей доли рынка. Фирмы стремятся  поднять спрос на свою продукцию  и сделать его менее эластичным. Основная роль в этом отводиться  факторам неценовой конкуренции. 

Стратегия неценовой конкуренции  может быть построена на базе одного или сразу нескольких факторов и  может быть реализована путем  придания продуктам новых свойств, которые привлекут новых групп  потребителей. Эффективным способом расширения рыночной доли фирмы может  стать политика долгосрочного послепродажного  обслуживания и гарантий. Мощным фактором укрепления конкурентной позиции является предоставление льготных условий продажи (кредит, скидки).

          Распространенным типом неценовой конкуренции является дифференциация на основе специализации (дешевый товар, товары среднего качества, дорогой, стильный товар). Положение кривых спроса и издержек, а также положение долгосрочного равновесия для каждой группы будет разным. Поэтому на рынке одни фирмы будут продавать товары по высоким ценам, другие будут продавать сходную продукцию по низким ценам.

Главным неценовым фактором конкуренции  является реклама. Она позволяет  снизить чувствительность потребителя  к цене и повысить барьеры входа  на рынок, что повышает рыночную власть фирмы.

Получение фирмой дополнительной прибыли  в результате проведения рекламы  объясняется  увеличением объема продаж,  снижением средних издержек производства вследствие сокращения избыточных производственных мощностей. Причин неэффективной  рекламной деятельности много, так  как она имеет и негативные последствия. Реклама может способствовать увеличению спроса на продукцию конкурентов, а при значительной экономической  прибыли, в долгосрочном периоде спрос на продукцию может снизиться и прибыль, учитывая возросшие издержки, может спуститься до нуля. Последствия рекламы для общества, с одной стороны, реклама способствует расширению информации о товарах и ценах, экономическому росту эффективно работающих фирм, с другой, - в ней усматривают угрозу подрыва суверенитета потребителя, причину жестких цен и источника долгосрочной ценовой инфляции. [ 2, с.153]

Информация о работе Монополистическая конкуренция: предпосылки анализа. Модель Э. Чемберлена