Модели смешанной экономики и их сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Смешанная экономика – это современная рыночная экономика, существующая в реальности в разнообразных формах и характеризующаяся сочетанием рыночных элементов и участием государства в регулировании экономики. Смешанная экономика характеризуется таким хозяйственным механизмом, в котором сосуществуют, взаимодействуют и влияют друг на друга конкурентно- рыночные регуляторы и государственное централизованное регулирование экономики

Содержание

1. Модели смешанной экономики
1.1. Шведская модел
1.2. Американская модель
1.3. Германская модель
1.4. Японская модель
1.5. Южнокорейская или азиатская модель
1.6. Китайская модель
Сравнительный анализ моделей смешанной экономи

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории КГТУ.doc

— 247.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Курсовая работа 
 

по дисциплине: Экономическая теория

на тему:  «Модели смешанной экономики и их сравнительный анализ». 
 
 
 
 

 

Содержание. 

      Введение  ………………………………………………………………………. 3 стр.

    1. Модели смешанной экономики………………………………………………. 4 стр.
    1. Шведская модель…………………………………………………..  6 стр.
    1. Американская модель……………………………………………..   9 стр.
    2. Германская модель……………………………………………….. 15 стр.
    3. Японская модель………………………………………………….. 21 стр.
    4. Южнокорейская или азиатская модель………………………… 27 стр.
    5. Китайская модель………………………………………………… 30 стр.
    1. Сравнительный анализ моделей смешанной экономики…………………. 34 стр.

      Заключение…………………………………………………………………...  37 стр.

      Список используемой литературы………………………………………….  40 стр. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

    Введение.

    

     К  концу XX в. разные формы трудовой коллективной собственности составили в структуре народного хозяйства развитых капиталистических стран около 10%. Государственная и частная, в том числе и акционированная, в среднем – 30 и 60%. Если учитывать акции и ценные бумаги, принадлежащие государству, в некоторых развитых капиталистических странах государственная собственность находится на уровне 50%. Сформировалась смешанная экономика, т.е. многоукладная экономика, в которой сосуществуют различные исторические типы собственности.

    Смешанная  экономика –  это современная  рыночная  экономика,  существующая  в реальности  в  разнообразных  формах  и  характеризующаяся  сочетанием  рыночных  элементов  и  участием  государства  в  регулировании  экономики. Смешанная  экономика  характеризуется  таким  хозяйственным  механизмом,  в  котором  сосуществуют,  взаимодействуют  и  влияют  друг  на  друга  конкурентно- рыночные  регуляторы  и  государственное  централизованное  регулирование  экономики.  Единство  и  взаимозависимость  двух  принципов  регулирования  экономической  жизни – рынка  с  частным интересом  социально-экономической  деятельности  государства  с  общественным  благом – образует  сердцевину  экономики  современных  развитых  стран.

      Смешанная экономика предполагает  использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или другой степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

     Современный мир характеризуется широким разнообразием смешанных моделей. Например, известна шведская система, в которой сердцевиной является социальная политика. Японская модель экономики характеризуется развитым индикативным (рекомендательным) планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической деятельности, регулировании бизнеса, развитии образования и науки. В Германской модели предоставляется покровительство государства всем формам хозяйства возможность эффективного и устойчивого развития. Но большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

  1. Модели смешанной экономики.
 

     Общая линия на развитие смешанной  системы не означает однообразия  и стандартизации. Реально в разных  странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

     Но,  тем не менее, все эти системы можно условно разбить на группы, объединенные общими чертами и признаками. Классификация может идти по  различным показателям.

С минимальным участием государства в  регулировании национального  хозяйства. В этой модели преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Таково положение в США. Здесь примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства. В данной модели государство выполняет в первую очередь минимально необходимые функции. Прежде всего, делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию. Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка. Государство призвано: а) измерять внешние эффекты и проводить перераспределение доходов граждан с помощью специального налога; б) предотвращать «социальные выбросы» (проводить предварительную государственную проверку проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность); в) административно запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; г) обязывать предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды. Особая задача государства — управление нерыночным сектором национального хозяйства, который предоставляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергетической системе и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п. 

С максимально допустимым участием государства  в хозяйственном  механизме (при сохранении рынка). Данная модель основывается на значительном развитии государственного сектора экономики (до 40% ВНП находится под государственным контролем). Такое положение можно наблюдать в Швеции, Австрии, Германии, Японии, Южной Корее и Китае. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях оно улучшает рыночный механизм: разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодательство, обеспечивает сохранность рыночных связей, улучшает положение дел на отдельных видах рынков.

     Далее, государство старается стабилизировать экономическое развитие: сглаживать взлеты и падения деловой активности, сдерживать безработицу, поддерживать устойчивый экономический рост. В период кризисного спада оно увеличивает выплаты пособий по безработице, расширяет возможности получения кредита, уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственного подъема сокращаются пособия безработным, уменьшается объем государственного кредита, повышается норма процента.

 Государство регулирует социальные отношения. Особое внимание при этом уделяется отношениям между работодателями и трудящимися. Государство определяет размер минимальной заработной платы, следит за обязательным заключением коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами, а также проверяет условия труда на предприятиях. Разрабатываются и проводятся в жизнь программы экологической безопасности населения, принимаются меры к развитию образования, здравоохранения.

 В другой классификации можно выделить несколько моделей. Неоэтатистский вариант основан на кейнсианской концепции и подразумевает большое влияние государства на развитие экономики. Эта модель характерна для таких стран как Япония, Франция, Великобритания и Италия. Неолиберальный вариант смешанной экономики является вариантом социально-регулируемой рыночной экономики. Слишком большое вмешательство государства нежелательно, поэтому рыночный механизм не был скован столь узкими рамками. Большое внимание здесь отводилось месту работника в участии управлением предприятия, также проводилась денационализация объектов. Эта модель существовала в США и ФРГ. Модель централизованного согласия являлась как бы компромиссом между двумя другими моделями. В этом случае существовало согласие разных социальных сторон. В двухсторонней системе этими сторонами являлись работники предприятий и государство, а в трехсторонней отдельно выделялась администрация этих предприятий. Такая модель была характерна для Швеции.  

    1. Шведская  модель.
 

     Термин “шведская модель” возник в связи со  становлением  Швеции  как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении  государств. Он появился в  конце  60-х  годов,  когда  иностранные  наблюдатели  стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной  политикой реформ  на  фоне   относительной    социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ  успешной  и безмятежной Швеции  особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

     Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые  отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей  рыночные  отношения  и государственное регулирование,  преобладающую  частную  собственность  в сфере производства и обобществление потребления.

     Другая характерная черта  послевоенной  Швеции  специфика  отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской  действительности  была  централизованная  система переговоров о заключении  коллективных  договоров  в  области заработной платы с участием  мощных  организаций профсоюзов  и предпринимателей  в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

    Еще один способ определения шведской модели исходит из того,  что  в шведской политике  явно  выделяются  две  доминирующие  цели:   полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет  методы  экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (имеется  в виду,  прежде  всего, сфера   перераспределения,   а    не государственная    собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

   Наконец, в самом широком смысле шведская модель  это весь  комплекс социально-экономических и политических  реалий  в  стране  с  ее  высоким уровнем жизни и широким масштабом  социальной  политики.  Таким  образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

  Основными целями модели, как уже отмечалось, в  течение  длительного времени были полная занятость и выравнивание  доходов.  Их  доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения.  Более полувека с 1932 г. (за  исключением  1976-1982  гг.)  у власти  находится Социал-демократическая партия 

 Швеции (СДРПШ).  В  течение  десятилетий   с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов  Швеции,  что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция  отличается  от других стран принятием полной занятости в качестве главной  и  неизменной цели экономической  политики,  а шведский  народ в целом активный  ее сторонник.

     Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г.  выдвинул  концепцию  Швеции  как “дома народа”, где говорилось об  общности  интересов  нации  в  создании общего дома,  большие  группы  населения  вне  рабочего  движения  смогли принять его взгляды.  В  Швеции  социал-демократические  идеи  привлекают значительную часть средних слоев.

   К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814.  ,  неучастие  в  обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии,  исторические  традиции  мирных  способов перехода к новым формациям, в  частности  от  феодализма  к  капитализму, длительные  благоприятные  и  стабильные  условия   развития   экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти  принципы  в своих  отношениях  с  капиталом  (их  символом  стали  соглашения   между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в  1938  г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

     На экономическое развитие, определенное влияние оказали культура  и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций  является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире  компания  “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до  сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

      Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен,  конкурентоспособности  шведской  промышленности  и   экономического роста.   В частности, инфляция - угроза, как равенству, так и конкурентоспособности шведской   экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы  поддержания  полной  занятости,  которые  не приводят к  инфляции  и  отрицательному  воздействию  на  экономику. Как показала  практика,  дилемма между  безработицей  и  инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

     С середины 70х годов в связи с обострением  конкурентной  борьбы  на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось,

Информация о работе Модели смешанной экономики и их сравнительный анализ