Монополистическая конкуренция: предпосылки анализа. Модель Э. Чемберлена

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Монополистическая конкуренция" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание

Введение 3
1 Понятие монополистической конкуренции 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Характерные черты 6
1.3 Неэффективность монополистической конкуренции 9
1.4 Эффективность монополистической конкуренции 10
2 Модель рынка монополистической конкуренции 12
2.1. Анализ кривой спроса монополистической конкуренции 12
2.2. Определение цены и объемов производства
монополистической конкуренции 12
2.3. Модель Чемберлена 18
3 Монополистическая конкуренция в современном мире 22
3.1 Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках 22
3.2.Практический пример монополистической конкуренции на рынке безалкогольных напитков и молочных продуктов 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Работа содержит 1 файл

чулпан курсовая.docx

— 120.99 Кб (Скачать)

1. При монополистической конкуренции  существуют определенные барьеры  для вступления в отрасль. Например, для проведения коммерческих  и комиссионных операций на  фондовом рынке Украины необходимо  получить лицензию от Государственной  комиссии по ценным бумагам  и фондовом рынке. Эта процедура  занимает много время и дорого  обходится фирме. Поэтому, если  какой-то торговец ценными бумагами  сумел предоставить своим услугам  свойства, которое привлекают клиентов, он достаточно долго может  быть защищенным от появления  новых конкурентов и получать  экономическую прибыль.

2. Дифференциация продукта или  услуги может основываться на  таких обстоятельствах, которые  тяжело воссоздать конкурентам.  Например, рекламной фирме удалось  привлечь к сотрудничеству художника,  что положительно сказалось на  ее продукции и позволило выделить  свой товар среди продуктов  аналогичных фирм. В этом случае  углубление дифференциации продукта  не сможет быть ликвидировано  за счет новых конкурентов,  а потому фирма будет получать  экономическую прибыль на протяжении  длительного периода.  

Монополистическая конкуренция не обеспечивает самую высокую производственную эффективность, т. е. равенство цен  минимальным средним издержек. Это  происходит, потому что  пересечение  кривых предельных и средних издержек приходится на точку минимума последних. Для достижения максимальной производственной эффективности необходимо, чтобы  через эту точку синхронно  прошли кривые предельного дохода и  спроса, но т. к. они не совпадают, то достижение самой высокой эффективности  для монополистической конкуренции  принципиально невозможное. Наоборот, в обоих периодах цена выше за минимальных средних издержек: 

                            

                                         Р > ATC min.          

 

Другим фактором, удорожающим продукцию, производимую в условиях монополистической конкуренции, являются затраты на рекламу. Если совершенный конкурент не расходует средства на рекламу из-за того, что возможный эффект от нее в значительной степени достанется другим, а монополисту реклама не очень нужна ввиду отсутствия соперников, то для монополистического конкурента она служит одним из основных орудий в борьбе за существование. На рисунке 4 показано, как за счет расходов на рекламу монополист может увеличить свою долю на рынке.


 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Увеличение выручки за счет рекламы

Затраты на рекламу  повысили затраты на единицу выпуска (АС  АС1), но одновременно возрос спрос на продукцию фирмы (D  D1) и в итоге ее выпуск увеличился.                 

Таким образом, недогрузка мощности предприятий  и завышенные цены и есть плата  общества за монополистическую конкуренцию, но это ещё не дает достаточно оснований  для отрицательной оценки монополистической  конкуренции. Ориентация на монополистическую  конкуренцию постоянно нацеливает фирму на поиск вариантов выделения  своего продукта среди аналогичных  товаров отрасли, наиболее полно  учитывая при этом разнообразие потребностей потребителей. Поэтому анализ рынка  монополистической конкуренции  будет не полным без рассмотрения неценовой конкуренции.

 

2.3. Модель Чемберлена

Эдвард  Хейстингс Чемберлен (1899-1967) автор книги "Теория монополистической конкуренции" родился в семье  протестантского пастора в штате Вашингтон (США).

Эдвард  Хейстингс в 1921 году окончил университет Айовы и через год в Мичиганском университете получил степень магистра, позже будучи докторантом в Гарвардском университете, защитил диссертацию по проблематике монополистической конкуренции.

С 1927 год  по 1967 год его деятельность была  связана с преподаванием в  университете Гарварда, также он год  проработал в Бюро стратегической службы США и специального турне в  западноевропейские страны для разъяснения  положений своих теоретических  нововведений в 1951 г.

В 1965 году Эдвард Чемберлен был избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации. В 1967 году в память о нем был издан сборник трудов экономистов под названием «Теория монополистической конкуренции: исследования взаимодействия».

Основная  проблема, которую раскрывал  автор, состоит в том, что главным  условием овладения рынка монополий  является контроль над предложением и ценой, который достигается  усилением взаимозаменяемости соперничающих  товаров, т.е. «дифференциацией продукта». Это явно выражено в словах Э. Чемберлена: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, а по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей». Исходя из этого, он полагает, что продавцы – это «конкурирующие монополисты» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».

В главе  «Дифференциация продукта», Эдвард Хейстингс, отмечает, что основным признаком дифференцированного продукта является наличие отличительного признака, который должен к тому, чтобы покупатель предпочел именно этот товар. «Там, где существует такого рода дифференциация, — уточняет он, — покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно, а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении».

По логике Э. Чемберлена продавец-монополист, может и увеличивать объем продаваемой продукции посредством дополнительных затрат к снижению ее цены и полагая, что остальные продавцы таких же товаров не смогут сразу повысить уровень издержек производства. Он считал, что это и есть основная причина того, что фирма-конкурент данной марки товара, снижая на него цену или осваивая выпуск нового конкурирующего товара, не волнуется о том, что такие же действия будут предприняты другими конкурентами.

Э. Чемберлен пишет: «Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые свойства — фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары, или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю». К факторам неценовой конкуренции на базе дифференциации им прибавлены еще и такие, как «удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность».

Когда в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объем сбыта товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: ценой, особенностями продукта и затратами на рекламу».

Гарвардский профессор особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, например, потребительскую склонность рассматривать  более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.

Э. Чемберлен приходит еще к одному выводу: «Проблема цены дифференцированного продукта не может быть втиснута в рамки конкурентных кривых спроса и издержек, ибо это приводит к заведомым ошибкам в выводах; цена получается слишком низкой, масштабы производства—слишком крупными, а число предприятий слишком малым. Помимо этого, два дополнительных аспекта конкуренции — дифференциация и издержки сбыта — выпадают совершенно».     Поэтому Э. Чемберлен объясняет, что неполное знание цен уменьшает эластичность спроса на продукты так же, как реклама делает спрос более эластичным, а ценовую конкуренцию — более широкой, покрывая требующиеся дополнительные издержки ценой. По мысли ученого, конкуренция повышает качество товаров, а реклама не допускает слияния рынков.

По мнению Э. Чемберлена, «монополистическая конкуренция» - это когда продавцы всегда конкурируют, контролируя уровень цены, и быть хотят хозяином «на своем рынке».

           В 1937 году книга  «Теория монополистической конкуренции» были добавлены статьи. Например, комментарий о том, что дифференциация продукта не может быть без самой незначительной важности хотя бы для некоторых покупателей; что «монополистическая конкуренция», как «вызов традиционной точке зрения экономической науки».

Подытоживая сказанное, Э. Чемберлен выражает уверенность в том, что предприятия на рынке монополистической конкуренции «составляют попытки всякого предпринимателя воздвигнуть собственную монополию, распространить ее насколько возможно и защитить ее против попыток других предпринимателей расширить свои монополии». Главная задача состоит в том, чтобы пришло «полное осознание того обстоятельства, что продукт всегда дифференцирован», «что чистую конкуренцию нельзя больше считать во всех отношениях «идеалом» для экономики благосостояния».

Впоследствии  Э. Чемберлен и его сторонники выдвинули положение о сохранении конкуренции и при «групповой монополии» с целью реализации дифференцированной товарной продукции без снижения цены до уровня предельных издержек. Другой особенностью теоретических положений Эдвард Хейстингс является выдвижение дополнительных неценовых условий усиления монополистической конкуренции, т. е. усовершенствование технологии; особое обслуживание покупателей и т.д.

Революция в теории цены, вызванная "Теорией  монополистической конкуренции", заключалась в том, что возросло число рыночных структур, которые  экономическая теория должна была проанализировать, чтобы показать, что положительное  функционирование рынка не автоматическое следствие из типа конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Монополистическая конкуренция в современном мире

3.1.Закон о конкуренции  и ограничении монополистической       деятельности на товарных рынках

         В 1991 году был принят Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон действует на всей территории Российской Федерации. Настоящий Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными законодательными актами Российской Федерации. Основные задачи, функции и полномочия федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Средства на содержание антимонопольных органов предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Главными  статьями, которые помогают составить  основную характеристику являются:

Статья 11. Задачи и функции федерального антимонопольного органа

1. К основным  задачам федерального антимонопольного  органа относятся:

— содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

— предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции;

— государственный  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

2. Федеральный  антимонопольный орган выполняет  следующие основные функции:

— направляет в Правительство Российской Федерации  предложения по вопросам совершенствования  антимонопольного законодательства и  практики его применения;

— дает рекомендации федеральным органам  исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органа местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

— разрабатывает  и осуществляет меры по демонополизации  производства и обращения; контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

— контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных  обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих  субъектов либо к ограничению  конкуренции.

3. Для  разработки мер по совершенствованию  функционирования рынка, развитию  конкуренции, преодолению тенденций  к монополизации, научного обеспечения деятельности федерального антимонопольного органа при Комитете создаются и действуют научно — исследовательский институт и экспертные советы.

Статья 12. Полномочия федерального антимонопольного органа

Федеральный антимонопольный орган вправе:

— давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о  прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий, о восстановлении первоначального  положения, о расторжении или  об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству;

— вносить  в соответствующие федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о введении или об отмене лицензирования, об изменении  таможенных тарифов, о введении или  об отмене квот, а также о предоставлении налоговых льгот;

Информация о работе Монополистическая конкуренция: предпосылки анализа. Модель Э. Чемберлена