Монополистическая конкуренция: предпосылки анализа. Модель Э. Чемберлена

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Монополистическая конкуренция" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание

Введение 3
1 Понятие монополистической конкуренции 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Характерные черты 6
1.3 Неэффективность монополистической конкуренции 9
1.4 Эффективность монополистической конкуренции 10
2 Модель рынка монополистической конкуренции 12
2.1. Анализ кривой спроса монополистической конкуренции 12
2.2. Определение цены и объемов производства
монополистической конкуренции 12
2.3. Модель Чемберлена 18
3 Монополистическая конкуренция в современном мире 22
3.1 Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках 22
3.2.Практический пример монополистической конкуренции на рынке безалкогольных напитков и молочных продуктов 26
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31

Работа содержит 1 файл

чулпан курсовая.docx

— 120.99 Кб (Скачать)

— принимать  решения о наложении штрафов  на коммерческие и некоммерческие организации  и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том  числе индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев нарушения  установленного порядка ценообразования  в соответствии с законодательством  о естественных монополиях;

— обращаться в суд или арбитражный суд  с заявлениями о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе  о признании недействительными  полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству;

— направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения  вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных  с нарушением антимонопольного законодательства;

— давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства;

— осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством  Российской Федерации.

Статья 22. Обязательность исполнения предписания  федерального антимонопольного органа

1. В случае  нарушения антимонопольного законодательства  коммерческие и некоммерческие  организации (их руководители), федеральные  органы исполнительной власти, органы  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органы  местного самоуправления (их должностные  лица), граждане, в том числе индивидуальные  предприниматели обязаны:

— в соответствии с предписаниями федерального антимонопольного органа прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть  договор или внести в него изменения, заключить договор с другим хозяйствующим  субъектом, отменить акт, не соответствующий  законодательству, перечислить в  федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения.

2. В случае  нарушения антимонопольного законодательства  федеральный антимонопольный орган  (территориальный орган) вправе  в административном порядке налагать  штрафы и выносить предупреждения  в соответствии с действующим  законодательством.

Статья 22.1. Виды ответственности за нарушение  антимонопольного законодательства

За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное  законодательство, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, организации или их руководители, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

3.2.Практический пример  монополистической конкуренции на рынке йогурта, которую также можно назвать «Циклом йогурта»

         В российских условиях имеются большие возможности для развития монополистической фирменной конкуренции и создания сферы конкурентного ценообразования.

          Рассмотрим рынок молочных продуктов,  который иллюстрируют характеристику монополистической конкуренции. Развитие российского рынка  наблюдается  проникновением на него новых товаров,  раз за разом осуществляется по одному и тому же сценарию дифференциации продукта. Его можно назвать «Циклом йогурта», так как история молочных продуктов прошла все фазы развития, доказываемые теорией.

         У каждого потребителя есть  свои потребности, которые зависят  от его вкусов и предпочтений. Например, они предпочитают йогурт «Actimel» и регулярно покупают его. Однако, можно сказать, что если цена йогурта «Actimel» значительно возрастет по сравнению с другими видами, то  потребители, вероятно, перейдут на другой вид йогурта.

         Например, в СССР молочные продукты, заквашенные называемой болгарской палочкой (вид молочнокислых бактерий) не были известны. В стране пили кефир, простоквашу — родственные йогурту напитки, имеющие иной вкус. В 1992 г, когда Россия переживала первый шоковый период реформ и большинство населения, считало каждую копейку в своем кошельке, в магазинах появились немецкие йогурты «Activia», почти сразу же завоевавший широкую популярность.

Была проведена:  дифференциация продукта, предоставлялись скидки покупателям, и конечно же реклама йогурта, например, «Купите два стаканчика йогурта и в подарок + еще один йогурт», «Каждому десятому покупателю - скидка 45%» и т.д. Именно это и привлекает покупателей. Этот йогурт отличался: вкусом, консистенцией, и никогда прежде не виданной у нас добавки свежих фруктов и т.д. Также важным было то, что для хранения йогурта холодильник был необязателен, и дети были главными потребителями.  Соответственными были и прибыли производителей и торговцев. Исходя из этого, можно сказать, что потребители начинают переходить на «Activia», и эффективность «Actimel» уменьшается.

           В образовавшийся пролом присоединились масса других немецких, французских, йогуртов сходных марок. Довольно быстро началась дальнейшая дифференциация продукта. Русский потребитель предпочитает сливочные, жирные сорта. Появились также «натуральные» йогурты, без фруктовых добавок. И «живые» йогурты «Danone» , не содержащие консервантов и имеющие более выраженный молочный вкус.

        Таким образом, сегмент рынка, первоначально занятый фирмами-первопроходцами, стал дробиться на более мелкие сегменты: потребители получили возможность выбирать уже не между йогуртом и кефиром, а среди многочисленных разновидностей йогуртов.

Возникает важный вопрос: «Насколько  эластичен спрос на «Actimel»? Для ответа на данный вопрос компания «Галактика» должна произвести расчет эластичности спроса на вид йогурта «Actimel», чтобы установить его оптимальную цену, как и другие производители йогурта должны определить эластичность спроса на свои марки. Большинство крупных компаний тщательно изучают спрос на свои продукты. 
Результаты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки молочных продуктов эксперимент проводился в сети розничной торговли, чтобы определить, как изменится доля на рынке для каждого вида йогурта в результате изменения цен.

В таблице 1 приведены результаты исследования, показывающие эластичность спроса на несколько видов товара.

 

 

Таблица 1 - Эластичность спроса на молочные продукты

Молочные  продукты

Коэффициент эластичности

1.«Activia»

1

2.«Frutties»

От  –2,5 до –5,7

3.«Danon»

-6,1

4.«Actimel»

-6,9

5.«Фруктоша»

-4,6


 

Для начала отметим, что среди молочных продуктов «Activia» значительно менее эластична, чем «Danone». Хотя на рынке, молочных продуктов она занимает небольшую долю, по вкусу она заметно отличается от «Danone» и других видов, и поэтому потребители, покупающие ее, более привержены ей. Но хотя «Actimel» обладает большей, чем «Danone», монопольной властью, это еще не означает, что она более прибыльна.

Прибыли зависят от постоянных издержек, объема производства и цены. Даже если средние издержки компании, производящей «Activia», меньше, «Danone» принесет больше прибыли, потому что имеет большую долю на рынке. Среди потребителей йогурта меньше приверженцев марки «Frutties» и «Фруктоша», потому что разница между видами йогурта менее ощутима, чем например, «Activia». При эластичности от -5 до –7 каждая марка обладает лишь ограниченной монопольной властью. Это – типичная монополистическая конкуренция.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Опираясь  на главную задачу теории Чемберлена то, что пришло «полное осознание того обстоятельства, что продукт всегда дифференцирован», можно с уверенностью сказать, что главным условием овладения рынка монополий является контроль над предложением и ценой, который достигается дифференциацией продукта и вместо нереальной категории «чистая конкуренция» нужно говорить о монополистической конкуренции, когда продавцы всегда конкурируют, контролируя уровень цены, и быть хозяином «на своем рынке».

В отличие  от других рыночных структур монополистическая  конкуренция имеет свои собственные  свойства, например, использование, в  качестве основных, неценовые методы конкуренции. Также стоит отметить три особенности, возникающие в  реальном мире, монополистической конкуренции:

1) Некоторые  фирмы могут выпускать продукцию,  которую чрезвычайно сложно воспроизвести.  Например, бензозаправочная станция  занимает единственное доступное  место на самом оживленном  перекрестке в городе. Или фирма  имеет патент, который дает ей  более или менее долговременное  преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать  небольшие экономические прибыли  даже в долговременном периоде. 
2) Надо вспомнить, что вхождение в отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях. 
3) В результате дифференциации с точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде. Например, владельцы неудачно расположенной закусочной могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльный бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.

4) Невысокие  барьеры входа на рынок всегда  дают возможность вступления  новых фирм, которые могут предложить  качественно новую продукцию. 

Подытоживая сказанное, стоит отметить, что монополистическая  конкуренция приносит выгоду обществу. Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. С развитием  технологии спектр предлагаемых услуг  расширяется, а цены снижаются. Это  возможно лишь для фирм, которые  имеют относительно большую долю рынка. При этом наличие множества  фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или  предлагать некачественную продукцию.

Также мы выяснили, монополистическая конкуренция относится к отраслям, в которых действует относительно большое число фирм, не участвующих в сговорах и производящих дифференцированную продукцию, при условии легкого  входа и выхода из отрасли.

          В течение краткосрочного периода монополистическая конкурентная фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя продукцию, для которой предельные доходы равны предельным издержкам. В течение долгосрочного периода легкие вход и выход из отрасли приводят к тому, что монополистически конкурентные фирмы получают только нормальную прибыль.

           Таким образом, именно с помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

2. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича;– М.: Дело и Сервис, 2001. – 832с.

3. Микроэкономика. Учебное пособие / Под ред. Селищева А.С.; -С-П, 2002. -448 с.  

4. Микроэкономика. Учебное пособие / Под ред. Тарасевича Л.С., Гребенникова П.И., Леусского А.И. ; - М.: Юрайт-Издат, 2006. — 374 с.

5.Основы  микроэкономического анализа. Учебное  пособие / Под ред. Н. С. Косов;  – Тамбов : Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 144с.

6.Экономическая  теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева; – М.: ВЛАДОС, 2003. – 592 с.

7.Экономика.  Общий курс. Учебное пособие / Под ред. Войтова А. Г.; - М.:  «Дашков и К°», 2003.  - 600 с.

8.Экономическая  теория. Учебное пособие / Под  ред. Бродской Т.Г., Видяпина В.И,  Добрынина А.И. и др.; -М: -2008, 208с.

9.Экономическая  теория. Учебное пособие / Под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В.;-М: -2005, 592с.

10. http://www.fizhim.ru/student/files/econom/microconspect.pdf

11. http://www.consultant.ru/popular/antimono/

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Монополистическая конкуренция: предпосылки анализа. Модель Э. Чемберлена