Модели макроэкономического равновесия в открытой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, что такой активности не проявляли.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Содержание

Введение
Теоретические основы анализа открытой экономики
Платёжный баланс и валютный курс
Налогово-бюджетная политика в открытой экономической системе
Утечки и инъекции денежных средств
Сдвоенный дефицит
Равновесие в открытой экономике
Регулирование открытой экономики
Тройное равновесие в открытой экономике
Модели внутреннего и внешнего равновесия
Внешнеэкономическая деятельность

Заключение

Индивидуальное задание

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 101.77 Кб (Скачать)

     Ставки  таможенных пошлин являются едиными  и не подлежат изменению в зависимости  от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, вида сделок и других факторов, за исключением  случаев, предусмотренных Законом  «О таможенном тарифе».

     Ставки  ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных указанным выше Законом, определяются Советом Министров  Республики Беларусь.

     Закон «О таможенном тарифе» устанавливает  системы и методы определения  таможенной стоимости товаров, порядок их применения, общие правила, касающиеся порядка определения страны происхождения товара, а также тарифные льготы.

     Участники внешнеэкономической деятельности представляют таможне письменную декларацию на перемещаемые через таможенную границу  товары.

     К мерам нетарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности относятся: квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров, работ  и услуг; регистрация контрактов на экспорт и импорт отдельных  видов товаров (работ и услуг) в уполномоченных органах; установление иных форм контроля, в том числе  валютных, внешнеторговых операций (оформление и регистрация «паспортов сделок», статистической декларации); меры ответственности  за нарушение порядка проведения внешнеторговых операций.

     Лицензирование  как инструмент государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности заключается в получении специального разрешения компетентного органа. Лицензированию подлежат:

     1) деятельность по организации  иностранного туризма;

     2) операции по экспорту и импорту  ряда товаров (работ, услуг).

     Лицензирование  экспорта и импорта и регистрация  контрактов отдельных видов товаров  регулируются Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь № 1000 от 30 июня 1999 г. «О совершенствовании нетарифного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь».

     В одних случаях лицензии на экспорт  отдельных товаров (сырая нефть, продукты переработки нефти) выдаются субъектами хозяйствования Республики Беларусь, являющимися производителями  этих товаров, а лицензии на экспорт других товаров (минеральные удобрения, отходы и лом цветных и черных металлов) - в пределах объемов установленных квот. Такие квоты ежегодно устанавливаются Министерством экономики, а информация о них представляется в Министерство иностранных дел для осуществления контроля за их использованием.

     Без лицензий или сертификатов регистрации  контрактов экспортируют продукцию  собственного производства субъекты хозяйствования, в установленном фонде которых  иностранные инвестиции составляют более 30 %, а также резиденты свободных  экономических зон Республики Беларусь.

     При оформлении разрешительных документов за внесение в них изменений, выдачу дубликатов и т.д. с субъектов  хозяйствования взимается плата.

     Нарушение субъектами хозяйствования порядка  квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) влечет ответственность в виде уплаты штрафа. Основание и размер штрафа установлен Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 26 октября 1993 г. «Об установлении ответственности за нарушение порядка квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг)».

     Упорядочению  проведения внешнеторговых операций призваны способствовать меры, предусмотренные  Указом Президента Республики Беларусь от 4.01.2000 г. № 7: «О совершенствовании  порядка проведения и контроля внешнеторговых операций».

     Указ  определяет сроки и порядок их исчисления, в течение которых  должно быть обеспечено поступление  средств от экспорта товаров (работ, услуг) - 90 дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг  и 60 - со дня поставки в пределах европейской  территории; поступление товаров  по импорту (60 дней) и выполнение работ, оказание услуг по импорту (90 дней) с  даты проведения платежа.

     Продление этих сроков по заявкам субъектов  хозяйствования возложено на Министерство иностранных дел, а если сроки  поступления денежных средств превышают 180 календарных дней - продление осуществляется Министерством при наличии согласования с Национальным банком.

     За  нарушение изложенных выше правил поведения  внешнеэкономических операций (несанкционированное  превышение сроков проведения таких  операций, экспорт товаров, оплаченных белорусским рублями за нерезидента  и т.д.) установлены экономические  санкции, применение которых возложено  на уполномоченные должностные лица Комитета государственного контроля и  его территориальных органов.

     Постановление Совета Министров от 28 июня 2002 г. № 865 подготовлено в целях выполнения республикой обязательств по проведению унифицированной тарифной политики, установленных Соглашением между Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве, подписанным 29 января 2001 г.

     Закон РБ "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" от 29.12.1998 г. определяет правовые основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, права и обязанности государственных  органов РБ, а также предусматривает  меры тарифного и нетарифного  регулирования ВЭД.

     30.06.1999 г. в соответствие с вышеназванным  законом было принято Постановление  Совета Министров РБ "О совершенствовании  нетарифного регулирования внешней  торговли в РБ". В соответствие  с этим постановлением утверждается:

  1. перечень товаров, экспорт которых осуществляется по специальным лицензиям образца ЕС для торговли текстильными изделиями, выдаваемых МИД РБ.
  2. перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензии МИД
  3. перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензии МИД (сахар)
  4. перечень товаров, экспорт которых осуществляется при условии регистрации контрактов в МИД (грибы, злаки)
  5. перечень товаров, импорт которых осуществляется при условии регистрации контрактов в МИД
  6. перечень товаров, импорт которых осуществляется при условии регистрации контрактов в облисполкомах и Мингорисполкоме.

     Субъекты хозяйствования РБ, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, а также резиденты СЭЗ, экспортирующие продукцию собственного производства и импортирующие сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие для производства, осуществляют экспорт и импорт без лицензии и без регистрации контракта.

     5.08.1999 г. в соответствие с вышеуказанным  постановлением было разработано  и утверждено Положение "О  порядке лицензирования экспортных  и импортных товаров в РБ". Оно вступило в силу одновременно  с Постановлением "О совершенствовании  нетарифного регулирования в  РБ". Так лицензии, выдаваемые  МИД, могут быть:

  1. разовые – выдаются для осуществления операций по каждой отдельной сделке
  2. генеральные – в случаях:
  • при реализации установленных квот
  • по межправительственным соглашениям
  • при экспорте товаров собственного производства
  • по решению Совмина РБ
  1. специальные – на экспорт текстильных изделий в страны Евросоюза и Турцию.

     30.06.1998 г. Совет Министров и Национальный  Банк РБ приняли Постановление  "О расчетах по экспортным  операциям", в соответствие с  которым все юридические лица  и предприниматели без образования  юридического лица должны реализовывать продукции нерезидентам РБ только за иностранную валюту.

     30.06.1999 г. Совмин и НБ РБ приняли  Постановление "О поэтапной  отмене ограничений на проведение  платежей в белорусских рублях  по экспортным и импортным  операциям".

     06.01.1998 г. Палатой Представителей РБ  был принят Закон "Об экспортном  контроле", который определяет  правовые основы деятельности  государственных органов, юридических  и физических лиц РБ в области  экспортного контроля и регулирует  отношения, которые возникают  в связи с перемещением через  таможенную границу РБ объектов  экспортного контроля.

     08.04.2002 г. было принято Постановление  Совета Министров РБ № 440 "О  мерах по совершенствованию регулирования  экспорта и импорта товаров".

     Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые  не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в  рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового  оборота.

     Применение  нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать  специальный порядок проникновения  в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать  благоприятные предпосылки для  эффективного развития экспортных производств  и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных  производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного  регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.

     Нетарифные  методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления  внешнеторговой политики в силу следующих  причин:

     • во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В  этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

     • во-вторых, нетарифные методы более  удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

     • в-третьих, нетарифные методы позволяют  учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить  адекватные меры защиты национального  рынка в рамках конкретно определенного  срока;

     • в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.

     Следует отметить, что до настоящего времени  не выработано единой классификации  нетарифных методов регулирования. Однако наибольшее распространение  получила классификация, разработанная  Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения  подразделяются на пять основных групп:

  • количественные ограничения импорта и экспорта;
  • таможенные и административные импортно-экспортные формальности;
  • стандарты и требования к качеству товаров;
  • ограничения, заложенные в механизме платежей;
  • участие государства во внешнеторговых операциях.

     Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

     Данные  методы нетарифного регулирования  торгового оборота получили наибольшее распространение в международной  торговле. При этом к ним относятся: квотирование; лицензирование; декларирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.

     Квотирование представляет собой ограничение государственной властью экспорта или импорта товара в определенном количестве, объеме или сумме на конкретный период времени. В международной практике используются в основном два вида квот: глобальная квота и индивидуальная квота.

     Глобальная  квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных  единицах на определенный период времени, вне зависимости от того из какой  страны импортируется или в какую  страну экспортируется товар. Основная цель данной квоты заключается в  обеспечении необходимого уровня потребления  и рассчитывается как разность внутреннего  производства и потребления товара. В настоящее время глобальная квота является наиболее распространенным видом квотирования.

Информация о работе Модели макроэкономического равновесия в открытой экономики