Курсовая работа
По
предмету «Макроэкономика»
Макроэкономическое
регулирование открытой экономики:
теория и практика
2009
Содержание
Введение
- Теоретические
основы анализа открытой экономики
- Платёжный
баланс и валютный курс
- Налогово-бюджетная
политика в открытой экономической системе
- Утечки и
инъекции денежных средств
- Сдвоенный
дефицит
- Равновесие
в открытой экономике
- Регулирование
открытой экономики
- Тройное равновесие
в открытой экономике
- Модели внутреннего
и внешнего равновесия
- Внешнеэкономическая
деятельность
Заключение
Индивидуальное
задание
Список литературы
Введение
Ни
одна страна, какой бы крупной и
самообеспеченной важнейшими ресурсами
она ни была, не может изолированно
существовать в рамках мирового пространства.
На протяжении веков народы, активно
участвовавшие в международном
разделении труда, неизменно выигрывали
в развитии экономики и культуры
в сравнении с теми, что такой
активности не проявляли.
Основная
задача государства в области
международной торговли – помочь
экспортерам вывезти как можно
больше своей продукции, сделав их товары
более конкурентными на мировом рынке
и ограничить импорт, сделав иностранные
товары менее конкурентоспособными на
внутреннем рынке. Поэтому часть методов
государственного регулирования направлена
на защиту внутреннего рынка от иностранных
конкурентов и поэтому относится прежде
всего к импорту. Другая часть методов
имеет своей задачей формирование экспорта.
Характерным
признаком глобальной экономики
является открытость экономики. Одной
из ведущих тенденций мирохозяйственного
развития послевоенных десятилетий
явился последовательный переход многих
стран от замкнутых национальных
хозяйств к экономике открытого
типа, обращенной к внешнему рынку.
Начиная с периода послевоенного
экономического восстановления и в
последующие годы, правительства
ведущих стран Запада все активнее
освобождались от автаркического наследия
прошлого. Именно тогда США выступили
с тезисами "свободы торговли", "открытости
экономики", прежде всего для навязывания
другим странам своих норм поведения на
международном рынке. С позиций ведущей
торговой державы мира, вышедшей из второй
мировой войны победительницей и еще более
.богатой, предлагались рецепты нового
экономического порядка. Такая "свобода
торговли", "открытость экономики"
представляла собой орудие доминирующей
экономики против менее развитых стран,
стремление к безудержной экспансии американских
корпораций. В этой связи весьма откровенное
определение "открытости" экономики
дает французский экономист Мишель Пебро.
По его мнению, "открытость, свобода
торговли - это наиболее благоприятное
правило игры для лидирующей экономики".
Однако по мере изменения социально-экономической
ситуации в послевоенном мире тезис об
открытой экономике утрачивает однобокую,
корыстную направленность интересов американского
экспансионизма и приобретает объективный,
обусловленный действиями глубинных факторов,
смысл интернационализации (глобализации)
мирохозяйственных связей.
-
Теоретические основы
анализа открытой экономики
Для
нормального функционирования мировой
экономики (единого рыночного пространства)
необходимо, как считают американские
экономисты Дж. Нэйсбит И П. Эбердин, в
конечном счете достичь полной свободы
торговли между странами, такой же, какая
ныне характерна Для торговых отношений
внутри каждого государства. Никто не
может подсчитать сальдо в торговле Франкфурта
и Дюссельдорфа, Токио и Осаки, Денвера
и Далласа, со временем мы равным образом
не будем знать этого сальдо применительно
к торговым отношениям США и Японии. Каковы
основные факторы, оказавшие и. оказывающие
существенное влияние на масштабы и характер
интернационализации мировой экономики,
на повышение степени ее открытости?
Заметную роль в формировании открытой
экономики сыграло государство. Оно взяло
на себя функции стимулирования экспортных
производств, поощряя вывоз товаров и
услуг, содействуя кооперации с зарубежными
фирмами, развитию внешнеэкономических
связей. Создавалась прочная правовая
основа, облегчавшая приток из-за рубежа
инвестиций, технологий, рабочей силы,
информации. Переход стран ко все более
открытой экономике был ускорен действиями
транснациональных корпораций. Стремясь
освоить новые рынки, создавая в разных
странах многочисленные филиалы, дочерние
компании, они обходили протекционистские
барьеры чужих государств, интернационализируя
международный экономический обмен.
Заметный прогресс во второй половине
XX века транспортных, информационных средств
связи также сыграл огромную стимулирующую
роль в развитии открытости национальных
экономик, увеличении мобильности населения.
Постепенно, шаг за шагом, разрушались
торгово-экономические, валютно-финансовые
препятствия, в силу которых страны длительное
время были отгорожены друг от друга. Либерализация
международного обмена облегчила адаптацию
национальных хозяйств к внешним условиям
и воздействиям, способствовала все более
активному их включению в международное
разделение труда. С 60-х годов процессы
открытости начинают распространяться
на ряд развивающихся государств. С начала
80-х годов приверженность политике открытости
декларирует Китай. Термин "открытость"
вошел в словари многих стран мира, например,
арабский - "инфитах", китайский -
"кайфан". Итак, что оке входит
в понятие "открытость экономики"?
Следует различать понятия "свободы
торговли" и "открытой экономики".
Тезис о "свободе торговли" восходит
к политической экономии А. Смита и не
является изобретением современных американских
экономистов. (Понятие "открытость экономики"
шире тезиса "свободы торговли" как
торговли товарами, включая в себя свободу
движения факторов производства, информации,
взаимообмен национальных валют. 1
Открытость экономики следует понимать
как антипод автаркии, экономики самообеспечения,
опоры на собственные силы в ее крайних
проявлениях. Становление открытой экономики
- объективная тенденция мирового развития.
Действие в соответствии с принципами
открытой экономики - это признание стандартов
мирового рынка, действие в соответветствии
с его законами. Преимуществами открытой
экономики являются; - углубление специализации
и кооперации производства; - рациональное
распределение ресурсов в зависимости
от степени эффективности; - распространение
мирового опыта через систему международных
экономических отношений; - рост конкуренции
между отечественными производителями,
стимулируемый конкуренцией на мировом
рынке. Открытая экономика предполагает
целостность экономики, единый экономический
комплекс, интегрированный в ми: ровое
хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика
- это ликвидация государственной монополии
внешней торговли (по большинству позиций
при сохранении государственного контроля),
эффективное использование принципа сравнительных
преимуществ в международном разделении
труда, активное использование различных
форм совместного предпринимательства,
организация зон свободного предпринимательства.
Одним из важнейших критериев открытой
экономики является благоприятный инвестиционный
климат страны, стимулирующий приток капитальных
вложений, технологий, информации в рамках,
обусловленных экономической целесообразностью
и международной конкурентоспособностью
(на отраслевом и макроэкономическом уровнях).
Открытая экономика предполагает разумную
доступность внутреннего рынка для притока
иностранного капитала, товаров, технологий,
информации, рабочей силы. Сформировавшаяся
открытая экономика и переход к открытой
экономике - это не одно и то же. Открытая
экономика не синоним бесконтрольности
и вседозволенности во внешнеэкономических
связях государства, прозрачности границ.
Открытая экономика требует существенного
вмешательства государства при формировании
механизма ее осуществления на уровне
разумной достаточности. Абсолютной открытости
экономики нет ни в одной стране. Стихийная
открытость, распахнутость не только не
способствует экономическому развитию,
но и, наоборот, является угрозой экономической
безопасности страны. Разумная открытость,
построенная на принципах эффективности,
конкурентоспособности, национальной
безопасности, не может быть осознана
без учета структуры экспорта и движения
капитала, а также таможенной, валютной,
налоговой, кредитной и инвестиционной
политик, оказывающих влияние не только
на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия
с внешним миром. К количественным
индикаторам открытости в первом приближении
можно отнести удельный вес экспорта и
импорта в валовом внутреннем продукте.
Их комбинация дает представление о масштабах
связей отдельных национальных экономик
с мировым рынком. Так, отношение экспорта
к ВВП определяется как экспортная квота.
В 90-х годах мировая экспортная квота постоянно
растет - до 20% в 1997 г. (с учетом экспорта
услуг - 22%). Этот показатель в среднем составляет
для развитых стран 27%, для развивающихся
- 12% и для стран с переходной экономикой
- 5,5% (без России). Другим показателем
открытости экономики, выражающим соотношение
между импортом и валовым внутренним продуктом
(ВВП), является показатель импортной квоты
(Ик) К числу более комплексных показателей
открытости обычно относят внешнеторговую
квоту (ВТК). К недостаткам показателя
внешнеторговой квоты относится отсутствие
учета величины экспорта и импорта капитала
и взаимообмена национальных валют.
В 50-60-е гг. к числу открытых относили страны
с величиной внешнеторговой квоты более
10%. К концу 90-х гг. этот критерий заметно
вырос: страны с высокой степенью открытости
имеют внешнеторговую квоту, превышающую
45%. Низкую степень открытости имеют те
страны, у которых этот показатель менее
27%. Факторами, влияющими на степень
открытости экономики и уровень развития
международных экономических отношений,
является объем внутреннего рынка страны
и уровень ее экономического развития,
участие ее в международном производстве,
в операциях международного финансового
рынка и др. Некоторые экономисты выделяют
следующую закономерность: чем больше
в структуре экономики вес базовых отраслей
(энергетики, металлургии, горно-рудной
и др.), тем меньше участие страны в международном
разделении труда (МРТ), тем меньше открытость
экономики. По мнению американских экономистов
Дж. Сакса и Э. Уорнера степень открытости
национальной экономики определяется
отсутствием у страны "чрезмерно больших"
экспортных и импортных пошлин, наличием
"разумного" уровня конвертации национальной
валюты, а также тем, что страна не должна
быть социалистической. Следует отметить,
что не всегда представленные коэффициенты
и показатели правильно отражают состояние
открытости экономики. Так, внешнеторговая
квота, характеризуя в известной степени
открытость экономики, не может быть ее
синтетическим показателем. Внешнеторговая
квота, в основном, отражает степень участия
стран в МРТ, что является лишь одной из
составляющих понятия открытости экономики.
Показатель открытости экономики является
более сложным, комплексным. Иногда
у отдельных развивающихся стран-экспортеров
сырья экспортная квота значительно выше
средней. В этих случаях экспортная квота
говорит скорее не о степени открытости
конкретной страны и вовлеченности ее
в мировое хозяйство, а просто о сырьевой
направленности экспорта. Сходная ситуация
имеет место в отношении России. Ее экспортная
квота (на основе официального курса рубля)
увеличилась с 4% в 1991 г. до 20% в 1996-1997 гг.
Это произошло в основном за счет почти
двукратного уменьшения объема валового
внутреннего продукта. Означает ли это,
что российская экономика достигла высокой
степени открытости? Ни по среднему уровню
ввозных, таможенных пошлин, ни по структуре
внешнеторгового оборота, в том числе
экспорта, ни по параметрам инвестиционного
климата, ни по ряду других показателей
положительного ответа дать нельзя. Стихийно
формирующаяся открытая экономика России
близка к распахнутости и анархичности.
Ее в большей степени можно охарактеризовать
как квазиоткрытость. Такая "открытость",
будучи проявлением "детской болезни"
всеобщей демократизации и "шоковой"
либерализации внешней торговли, не только
не способствует повышению эффективности
экономики, ее конкурентоспособности,
но, наоборот, наносит ей заметный ущерб,
подрывает экономическую безопасность
страны. Внешняя открытость экономики,
как, впрочем, и рыночная экономика, не
являются целью преобразований в России,
а служат важной предпосылкой повышения
эффективности российской экономики,
ее интеграции в мировое хозяйство для
повышения, в конечном счете, благосостояния
народа. При реализации системы мероприятий
по интеграции российской экономики в
мировое хозяйство необходимо сочетание
прагматичной открытости с разумным протекционизмом.
"Вхождение стран СНГ в мировой рынок,
- отмечает германский экономист X. Шредер,
- невозможно без торговых льгот, протекционистских
мер и широкой технической поддержки".
В свою очередь М. Пебро напоминает, что
свобода торговли "невозможна без предосторожностей,
потому что слепое применение этого правила
быстро привело бы к подчинению слабого
сильным, к возникновению объективной
ситуации экономического "колониализма",
невыносимой для стран". Непродуманная
система мер по осуществлению открытости
российской экономики внешнему миру объективно
играет на руку более развитым странам
Запада, имеющим прочные позиции на мировых
рынках, создавая им односторонние преимущества.
Можно предположить, что с ростом торгово-экономической
мощи России и увеличением притока товаров
на западные рынки, промышленно развитые
страны не постесняются ввести жесткие
протекционистские ограничения.
Открытая
экономика в РБ характеризуется
ещё многими факторами, связанная
с внешней деятельностью и
торговлей.
2. Платёжный баланс
и валютный курс
Платежный
баланс отражает весь спектр международных
торговых и финансовых операций страны
с другими странами и представляет собой
итоговую запись всех экономических сделок
(трансакций) между данной страной и другими
странами в течение года. Он характеризует
соотношение между валютными поступлениями
в страну и платежами, которые данная страна
производит другим странам.
В
платежном балансе используется
принцип двойной записи, поскольку
любая сделка имеет две стороны
– дебет и кредит. Дебет отражает
приток ценностей (реальных и финансовых
активов) в страну, за которые страна
должна заплатить иностранной валютой,
поэтому дебетные операции записываются
со знаком «минус», так как они
увеличивают предложение национальной
валюты и создают спрос на иностранную
валюту (это импортоподобные операции).
Операции, которые отражают отток
ценностей (реальных и финансовых активов)
из страны, за который должны заплатить
иностранцы отражается со знаком «плюс»
и являются экспортоподобными. Они
создают спрос на национальную валюту
и увеличивают предложение иностранной
валюты. Платежный баланс является основой
для разработки монетарной, фискальной,
валютной и внешнеторговой политики страны
и управления государственным внешним
долгом.
Платежный
баланс включает три раздела:
- счет
текущих операций, который отражает
сумму всех операций данной страны с другими
странами, связанные с торговлей товарами,
услугами и переводами и поэтому включает
в себя:
а)
экспорт и импорт товаров (visibles)
Экспорт
товаров отражается со знаком «+», т.е.
кредит, поскольку он увеличивает
запасы иностранной валюты. Импорт
записывается со знаком «-», т.е. дебет,
так как он уменьшает запасы иностранной
валюты. Экспорт и импорт товаров представляет
собой торговый баланс.
б)
экспорт и импорт услуг (invisibles), например,
международный туризм. Этот раздел однако
исключает кредитные услуги.
в)
чистые доходы от инвестиций (иначе
называемые чистыми факторными доходами
или чистыми доходами от кредитных
услуг), которые представляет собой
разницу между процентами и дивидендами,
полученными гражданами страны от зарубежных
инвестиций, и процентами и дивидендами,
полученными иностранцами от инвестиций
в данной стране.
г)
чистые трансферты, которые включают
иностранную помощь, пенсии, подарки,
гранты, денежные переводы
Сальдо
счета текущих операций в макроэкономических
моделях отражается как чистый экспорт:
Ех
– Im = Xn = Y – (С + I + G)
где
Ех – экспорт, Im – импорт, Xn – чистый
экспорт, Y – ВВП страны, а сумма потребительских
расходов, инвестиционных расходов и государственных
закупок (С + I + G) носит название абсорбции
и представляет собой часть ВВП, реализуемую
отечественным макроэкономическим агентам
– домохозяйствам, фирмам и государству.
Сальдо
счета текущих операций может
быть как положительным, что соответствует
профициту счета текущих операций, так
и отрицательным, что соответствует дефициту
счета текущих операций. Если имеет место
дефицит, то он финансируется либо с помощью
зарубежных займов, либо путем продажи
финансовых активов, что отражается во
втором разделе платежного баланса –
счете движения капитала.
- счет
движения капитала, в котором отражаются
все международные сделки с активами,
т.е. притоки и оттоки капиталов (capital inflows
and outflows) как по долгосрочным операциям,
так и по краткосрочным (продажа и покупка
ценных бумаг, покупка недвижимости, прямые
инвестиции, текущие счета иностранцев
в данной стране, займы иностранцев и у
иностранцев, казначейские векселя и т.п.).
Сальдо
счета движения капитала может быть
как положительным (чистый приток капитала
в страну), так и отрицательным
(чистый отток капитала из страны).
- счет
официальных резервов, включающий запасы
иностранной валюты, золота и международных
расчетных средств, таких, например, как
СДР (специальные права заимствования
–special drawing rights). СДР (называемые бумажным
золотом) представляет собой резервы в
форме счетов в МВФ (Международным валютным
фондом). В случае дефицита платежного
баланса страна может взять резервы со
счета в МВФ, а при профиците – увеличить
свои резервы в МВФ.
Если
сальдо платежного баланса отрицательное,
т.е. наблюдается дефицит, его следует
профинансировать. В этом случае центральный
банк сокращает официальные резервы, т.е.
происходит интервенция
(intervention – вмешательство) центрального
банка. Интервенция – это покупка и продажа
центральным банком иностранной валюты
в обмен на национальную. При дефиците
платежного баланса в результате интервенции
центрального банка предложение иностранной
валюты на внутреннем рынке увеличивается,
а предложение национальной валюты сокращается.
Эта операция является экспортоподобной
и учитывается со знаком «+», т.е. это кредит.
Поскольку количество национальной валюты
на внутреннем рынке сократилось, то ее
валютный курс повышается, и это оказывает
сдерживающее влияние на экономику.
Если
сальдо платежного баланса положительное,
т.е. имеет место профицит, происходит
рост официальных резервов в центральном
банке. Это отражается со знаком «-»,
т.е. это дебет (импортоподобная операция),
так как предложение иностранной
валюты на внутреннем рынке сокращается,
а предложение национальной валюты
увеличивается, следовательно, ее курс
падает, и это оказывает стимулирующее
воздействие на экономику.
В
результате этих операций сальдо платежного
баланса становится равным нулю.
ВР
= Xn + CF – DR = 0 или
ВР = Xn + CF = DR
Операции
с официальными резервами используется
при системе фиксированных валютных
курсов с тем, чтобы курс валюты оставался
неизменным. Если же курс валюты плавающий,
то дефицит платежного баланса компенсируется
притоком капитала в страну (и наоборот),
и сальдо платежного баланса выравнивается
(без вмешательства, т.е. интервенций
центрального банка).
Докажем
это из макроэкономического тождества.
Y
= С + I + G + Xn
Вычтем
из обеих частей тождества величину
(С + G), получим:
Y
– С – G = С
+ I + G + Xn – (С + G)
В
левой части уравнения мы получили
величину национальных сбережений, отсюда:
S
= I + Xn
или
перегруппировав, получим:
(I
– S) + Xn = 0
Величина
(I – S) представляет собой превышение
внутренних инвестиций над внутренними
сбережениями и есть ни что иное
как сальдо счета движения капитала,
а Xn – сальдо счета текущих операций. Перепишем
последнее уравнение:
Xn
= S – I
Это
означает, что положительное сальдо
счет текущих операций соответствует
оттоку капитала (отрицательному сальдо
счета движения капитала), поскольку
национальные сбережения превышают внутренние
инвестиции, они направляются за рубеж,
и страна выступает кредитором. Если сальдо
счета текущих операций отрицательное,
то национальных сбережений не хватает,
чтобы обеспечить внутренние инвестиции,
поэтому необходим приток капитала из-за
рубежа, и страна выступает заемщиком.
Если в страну происходит приток капитала,
то национальная валюта дорожает, а если
происходит отток капитала из страны,
то национальная валюта дешевеет. Вмешательство
центрального банка при режиме плавающих
валютных курсов не требуется.