С
учетом того, что интеграция в ВТО
приведет к дальнейшей либерализации
внешней торговли и усилению конкуренции
со стороны западных партнеров, перед
республикой стоит сложная задача
научиться использовать права и возможности
представлять, отстаивать и защищать свои
торговые интересы в рамках многосторонней
правовой системы. В то же время для обеспечения
успешного вступления в ВТО требуется
осуществить преобразования в экономике.
Индивидуальное задание
- Сравнить
соотношение прямых
и косвенных методов
регулирования внешнеэкономических
связей РБ на фоне других
стран торговых партнеров
РБ.
Одним
из важнейших критериев открытой
экономики является благоприятный
инвестиционный климат страны, стимулирующий
приток капитальных вложений, технологий,
информации в рамках, обусловленных
экономической целесообразностью
и международной конкурентоспособностью
(на отраслевом и макроэкономическом
уровнях). Открытая экономика предполагает
разумную доступность внутреннего
рынка для притока иностранного
капитала, товаров, технологий, информации,
рабочей силы. Сформировавшаяся
открытая экономика и переход к открытой
экономике - это не одно и то же. Открытая
экономика не синоним бесконтрольности
и вседозволенности во внешнеэкономических
связях государства, прозрачности границ.
Открытая экономика требует существенного
вмешательства государства при формировании
механизма ее осуществления на уровне
разумной достаточности. Абсолютной открытости
экономики нет ни в одной стране. Стихийная
открытость, распахнутость не только не
способствует экономическому развитию,
но и, наоборот, является угрозой экономической
безопасности страны. Разумная открытость,
построенная на принципах эффективности,
конкурентоспособности, национальной
безопасности, не может быть осознана
без учета структуры экспорта и движения
капитала, а также таможенной, валютной,
налоговой, кредитной и инвестиционной
политик, оказывающих влияние не только
на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия
с внешним миром. К количественным
индикаторам открытости в первом приближении
можно отнести удельный вес экспорта и
импорта в валовом внутреннем продукте.
Их комбинация дает представление о масштабах
связей отдельных национальных экономик
с мировым рынком. Так, отношение экспорта
к ВВП определяется как экспортная квота.
В 90-х годах мировая экспортная квота постоянно
растет - до 20% в 1997 г. (с учетом экспорта
услуг - 22%). Этот показатель в среднем составляет
для развитых стран 27%, для развивающихся
- 12% и для стран с переходной экономикой
- 5,5% (без России). Другим показателем
открытости экономики, выражающим соотношение
между импортом и валовым внутренним продуктом
(ВВП), является показатель импортной квоты
(Ик) К числу более комплексных показателей
открытости обычно относят внешнеторговую
квоту (ВТК). К недостаткам показателя
внешнеторговой квоты относится отсутствие
учета величины экспорта и импорта капитала
и взаимообмена национальных валют.
В 50-60-е гг. к числу открытых относили страны
с величиной внешнеторговой квоты более
10%. К концу 90-х гг. этот критерий заметно
вырос: страны с высокой степенью открытости
имеют внешнеторговую квоту, превышающую
45%. Низкую степень открытости имеют те
страны, у которых этот показатель менее
27%. Факторами, влияющими на степень
открытости экономики и уровень развития
международных экономических отношений,
является объем внутреннего рынка страны
и уровень ее экономического развития,
участие ее в международном производстве,
в операциях международного финансового
рынка и др. Некоторые экономисты выделяют
следующую закономерность: чем больше
в структуре экономики вес базовых отраслей
(энергетики, металлургии, горно-рудной
и др.), тем меньше участие страны в международном
разделении труда (МРТ), тем меньше открытость
экономики. По мнению американских экономистов
Дж. Сакса и Э. Уорнера степень открытости
национальной экономики определяется
отсутствием у страны "чрезмерно больших"
экспортных и импортных пошлин, наличием
"разумного" уровня конвертации национальной
валюты, а также тем, что страна не должна
быть социалистической. Следует отметить,
что не всегда представленные коэффициенты
и показатели правильно отражают состояние
открытости экономики. Так, внешнеторговая
квота, характеризуя в известной степени
открытость экономики, не может быть ее
синтетическим показателем. Внешнеторговая
квота, в основном, отражает степень участия
стран в МРТ, что является лишь одной из
составляющих понятия открытости экономики.
Показатель открытости экономики является
более сложным, комплексным. Иногда
у отдельных развивающихся стран-экспортеров
сырья экспортная квота значительно выше
средней. В этих случаях экспортная квота
говорит скорее не о степени открытости
конкретной страны и вовлеченности ее
в мировое хозяйство, а просто о сырьевой
направленности экспорта. Сходная ситуация
имеет место в отношении России. Ее экспортная
квота (на основе официального курса рубля)
увеличилась с 4% в 1991 г. до 20% в 1996-1997 гг.
Это произошло в основном за счет почти
двукратного уменьшения объема валового
внутреннего продукта. Означает ли это,
что российская экономика достигла высокой
степени открытости? Ни по среднему уровню
ввозных, таможенных пошлин, ни по структуре
внешнеторгового оборота, в том числе
экспорта, ни по параметрам инвестиционного
климата, ни по ряду других показателей
положительного ответа дать нельзя. Стихийно
формирующаяся открытая экономика России
близка к распахнутости и анархичности.
Ее в большей степени можно охарактеризовать
как квазиоткрытость. Такая "открытость",
будучи проявлением "детской болезни"
всеобщей демократизации и "шоковой"
либерализации внешней торговли, не только
не способствует повышению эффективности
экономики, ее конкурентоспособности,
но, наоборот, наносит ей заметный ущерб,
подрывает экономическую безопасность
страны. Внешняя открытость экономики,
как, впрочем, и рыночная экономика, не
являются целью преобразований в России,
а служат важной предпосылкой повышения
эффективности российской экономики,
ее интеграции в мировое хозяйство для
повышения, в конечном счете, благосостояния
народа. При реализации системы мероприятий
по интеграции российской экономики в
мировое хозяйство необходимо сочетание
прагматичной открытости с разумным протекционизмом.
"Вхождение стран СНГ в мировой рынок,
- отмечает германский экономист X. Шредер,
- невозможно без торговых льгот, протекционистских
мер и широкой технической поддержки".
В свою очередь М. Пебро напоминает, что
свобода торговли "невозможна без предосторожностей,
потому что слепое применение этого правила
быстро привело бы к подчинению слабого
сильным, к возникновению объективной
ситуации экономического "колониализма",
невыносимой для стран". Непродуманная
система мер по осуществлению открытости
российской экономики внешнему миру объективно
играет на руку более развитым странам
Запада, имеющим прочные позиции на мировых
рынках, создавая им односторонние преимущества.
Можно предположить, что с ростом торгово-экономической
мощи России и увеличением притока товаров
на западные рынки, промышленно развитые
страны не постесняются ввести жесткие
протекционистские ограничения.
Открытая
экономика в РБ характеризуется
ещё многими факторами, связанная
с внешней деятельностью и
торговлей.
Платежный
баланс отражает весь спектр международных
торговых и финансовых операций страны
с другими странами и представляет собой
итоговую запись всех экономических сделок
между данной страной и другими странами
в течение года. Он характеризует соотношение
между валютными поступлениями в страну
и платежами, которые данная страна производит
другим странам.
В
платежном балансе используется
принцип двойной записи, поскольку
любая сделка имеет две стороны
– дебет и кредит. Дебет отражает
приток ценностей в страну, за которые
страна должна заплатить иностранной
валютой, поэтому дебетные операции записываются
со знаком «минус», так как они увеличивают
предложение национальной валюты и создают
спрос на иностранную валюту . Операции,
которые отражают отток ценностей из страны,
за который должны заплатить иностранцы
отражается со знаком «плюс» и являются
экспортоподобными. Они создают спрос
на национальную валюту и увеличивают
предложение иностранной валюты.
Платежный
баланс является основой для разработки
монетарной, фискальной, валютной и
внешнеторговой политики страны и управления
государственным внешним долгом.
Платежный
баланс включает три раздела:
- счет текущих
операций, который отражает сумму всех
операций данной страны с другими странами,
связанные с торговлей товарами, услугами
и переводами и поэтому включает в себя:
а)
экспорт и импорт товаров
Экспорт
товаров отражается со знаком «+», т.е.
кредит, поскольку он увеличивает
запасы иностранной валюты. Импорт
записывается со знаком «-», т.е. дебет,
так как он уменьшает запасы иностранной
валюты. Экспорт и импорт товаров представляет
собой торговый баланс.
б)
экспорт и импорт услуг , например,
международный туризм. Этот раздел
однако исключает кредитные услуги.
в)
чистые доходы от инвестиций (иначе
называемые чистыми факторными доходами
или чистыми доходами от кредитных
услуг), которые представляет собой
разницу между процентами и дивидендами,
полученными гражданами страны от зарубежных
инвестиций, и процентами и дивидендами,
полученными иностранцами от инвестиций
в данной стране.
г)
чистые трансферты, которые включают
иностранную помощь, пенсии, подарки,
гранты, денежные переводы.
Участниками
внешнеэкономических отношений
в Республике Беларусь являются:
1.
Физические лица: граждане Республики
Беларусь, обладающие право- и
дееспособностью.
2.
Коммерческие и некоммерческие
юридические лица. Советы, исполнительные
комитеты и местные администрации.
Участниками
внешнеэкономической деятельности
являются также иностранные и
совместные предприятия, созданные
в соответствии с Законом «Об
иностранных инвестициях на территории
Республики Беларусь» от 14 ноября 1991 г.
и зарегистрированные в установленном
порядке.
3.
Предприятия, созданные за рубежом
субъектами хозяйствования Республики
Беларусь в порядке осуществления
инвестиционной деятельности.
4.
Физические и юридические лица
иностранных государств. Общим условием
участия граждан иностранных
государств во внешнеэкономической
деятельности является обладание
ими гражданской правоспособностью
и дееспособностью. Что касается
юридических лиц, (организаций, фирм
и т.д.), то их
правовое положение определяется через
такие категории, как «личный статус»,
«национальность» юридического лица,
поскольку эти субъекты всегда «привязаны»
к определенному государству и его правопорядку.
5.
Государство
Внешнеэкономические
операции осуществляются посредством
заключения и исполнения ее участниками
различного вида сделок. Это и
сделки двусторонние и многосторонние
(договора) и односторонние, в которых
выражена воля одного лица (доверенность,
вексель, чек), которые, как правило, тесно
связаны с основными договорами участников
внешнеэкономических связей. Однако следует
иметь в виду, что во внешнеэкономической
сфере термин «сделка» часто применяется
и к договорным внешнеэкономическим отношениям.
Такие термины, как «сделка», «договор»,
«контракт», «соглашение» и др., используются
здесь зачастую как равнозначные.
Внешнеэкономическая
сделка - это сделка, одна из сторон,
которых находится в другом государстве
(т.е. заключается с участием иностранного
элемента) и связана в силу этого
с не менее чем двумя национальными
правовыми системами. Внешнеэкономическая
сделка подчинена регулирующему
воздействию со стороны тех государств,
граждане и юридические лица которых
вступают в сделку, что прямо вытекает
из суверенных прав этих государств регулировать
сделки своих граждан и юридических
лиц, например, выдавать лицензии на экспорт
и импорт товаров, устанавливать квоты
и другие правила на осуществление внешнеэкономических
операций.
Особенностью
такой сделки является то обстоятельство,
что стороны сами определяют право,
которым будут регулироваться их
правоотношения, основанные на сделке.
Предметом
внешнеэкономической сделки является
внешнеторговая (в широком смысле)
операция - поставка товара, перевозка
груза, наем имущества, передача права
на использование объектов интеллектуальной
собственности и т.д.
Объекты
внешнеэкономических сделок определяют
их виды. Различаются следующие виды
внешнеэкономических сделок;
- Купля-продажа
товаров.
- Договоры
подряда, в частности, строительного подряда.
- Договор финансовой
аренды (лизинга) машин и оборудования.
Широкое
практическое распространение имеют
и договоры на передачу исключительных
прав на объект интеллектуальной, в
частности, промышленной собственности,
по выдаче лицензий и секретов «ноу-хау»,
сделки по международному туризму и
др.
Помимо
указанных «основных» внешнеэкономических
сделок, важное практическое значение
имеют так называемые сделки, «обеспечивающие»
международный товарооборот, к которым,
в частности, относятся сделки по
международным перевозкам грузов, транспортно-экспедиторские,
по страхованию грузов, их хранению,
по международным расчетам.
Регулирование
ряда из указанных внешнеэкономических
операций осуществляется международными
актами.
Повышение
роли внешнеэкономической деятельности
Республики Беларусь, ее предприятий
и организаций, расширение и углубление
международных экономических связей
- одно из основных направлений развития
экономики республики. Включение
республики как самостоятельного независимого
государства в процесс развития международного
разделения труда превращается в один
из важнейших факторов повышения эффективности
производства. Такое повышение становится
возможным, прежде всего, за счет существующих
различий в издержках производства определенных
товаров в различных странах. Это позволяет
достичь экономического эффекта за счет
импорта тех товаров, издержки производства
которых в республике выше по сравнению
с другими государствами, и экспортировать
товары, национальные издержки производства
которых относительно ниже.
Экспорт
продукции с меньшими национальными
затратами производства и закупка
товаров за рубежом, изготовление которых
в республике требует больших
затрат, несомненно дает известный
экономический эффект. Возможность
закупки за рубежом товаров, где
для их производства существуют лучшие
природные социально-экономические
условия, освобождает от необходимости
вкладывать средства в их производство
в своей стране, где таких условий
нет, направить освободившиеся средства
в другие сферы.
Внешнеэкономические
связи, в частности торговля, нередко
позволяют увеличить объем производства
той или иной продукции, обеспечить
достижение оптимальных размеров производства,
расширения ассортимента товаров, улучшения
их качества.
Участие
Беларуси в международном разделении
труда, ее специализация в мировом
масштабе и кооперирование создают
условия для повышения технического
уровня производства, роста производительности
труда, улучшения качества продукции,
позволяют сосредоточить материальные
и иные ресурсы на производстве определенных
товаров, использовать достижения науки
и техники.
Оценка
роли внешнеэкономических связей в
повышении эффективности производства
республики была бы неполной без учета
того, что их развитие создает условия
для использования передового зарубежного
опыта в целях ускорения научно-технического
прогресса путем покупки новых машин,
приборов, оборудования, лицензий на изобретения,
технологические процессы, новую продукцию
и т.д.
Покупка
и использование новой техники
и технологии способствуют достижению
более высокой производительности
труда, выпуску продукции более
высокого качества, с лучшими потребительскими
свойствами, т.е. обеспечивают достижение
экономического эффекта.
Наконец,
иностранные кредиты, а также
иностранные инвестиции в экономику
республики - важный аспект внешнеэкономических
связей, позволяющих получить дополнительные
средства для капитальных вложений
в производство и развитие социальной
сферы. Внешнеэкономические торговые
связи позволяют улучшить снабжение
населения республики продовольствием
и товарами народного потребления,
способствуя росту благосостояния
народа.
- Измерить
и отразить изменение
нормативно правовой
базы регулирования
внешней торговли.
Общепризнанно,
что методами государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности
являются тарифное и нетарифное регулирование.
Основой тарифного регулирования
является таможенный тариф, т.е. свод ставок
таможенных пошлин (таможенного тарифа),
применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу Республики
Беларусь и систематизированным
в соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности.
Таможенный
тариф применяется в отношении
ввоза товаров на таможенную территорию
Республики Беларусь и вывоза товаров
с этой территории.