Модели макроэкономического равновесия в открытой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, что такой активности не проявляли.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Содержание

Введение
Теоретические основы анализа открытой экономики
Платёжный баланс и валютный курс
Налогово-бюджетная политика в открытой экономической системе
Утечки и инъекции денежных средств
Сдвоенный дефицит
Равновесие в открытой экономике
Регулирование открытой экономики
Тройное равновесие в открытой экономике
Модели внутреннего и внешнего равновесия
Внешнеэкономическая деятельность

Заключение

Индивидуальное задание

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 101.77 Кб (Скачать)

     Повышение роли внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, ее предприятий  и организаций, расширение и углубление международных экономических связей - одно из основных направлений развития экономики республики. Включение  республики как самостоятельного независимого государства в процесс развития международного разделения труда превращается в один из важнейших факторов повышения  эффективности производства. Такое  повышение становится возможным, прежде всего, за счет существующих различий в издержках производства определенных товаров в различных странах. Это позволяет достичь экономического эффекта за счет импорта тех товаров, издержки производства которых в  республике выше по сравнению с другими  государствами, и экспортировать товары, национальные издержки производства которых  относительно ниже.

     Международная практика, международное частное  право выработали специальную терминологию, применяемую во внешнеэкономической  деятельности, используемую и действующим  законодательством Республики Беларусь. В их числе понятия: «резиденты»  и «нерезиденты».

     Резиденты - это белорусские и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за ее пределами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов, дипломатические, торговые и иные официальные представительства Республики Беларусь за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также иные представительства белорусских предприятий и организаций за границей, не осуществляющие хозяйственную деятельность.

     Нерезиденты - иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся на территории Республики Беларусь; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, в том числе с участием предприятий и организаций резидентов; находящиеся в Республике Беларусь иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства; международные организации (филиалы), пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства иных организаций и фирм, не осуществляющие хозяйственную или другую коммерческую деятельность.

     К ведению Республики Беларусь как  субъекта внешнеэкономических отношений  закон от 25 октября 1990 г. «Об основах внешнеэкономической деятельности РБ» относит: разработку и осуществление внешнеэкономической политики, в том числе валютно-кредитной; определение порядка квотирования и лицензирования внешнеэкономических операций; установление законодательных актов хозяйственной деятельности во внешнеэкономической сфере; заключение и исполнение международных договоров в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права; установление порядка создания и регистрации на территории республики иностранных и совместных предприятий, международных объединений, ассоциаций, предприятий и организаций, занимающихся внешнеэкономической деятельностью; защиту экономических интересов республики, ее предприятий и граждан за ее пределами; установление налогов, сборов и обязательных платежей от доходов участников внешнеэкономической деятельности; определение зон свободного предпринимательства; установление правовой защиты иностранных инвесторов; участие в создании и деятельности международных организаций, различного рода межправительственных комиссий и комитетов.

     Правовое  регулирование внешнеэкономической  деятельности предприятий и организаций  республики с предприятиями иностранных  государств осуществляется актами разного  уровня. Это, прежде всего, международные  акты - многосторонние, региональные и  двусторонние договоры.

     Важным  источником правового регулирования  внешнеэкономических отношений  республики с другими государствами  являются двусторонние международные  договоры, в частности, торговые соглашения и т.д. Следует иметь ввиду, что  некоторые особенности правового  регулирования присущи внешнеэкономическим  связям государств СНГ. Правовое регулирование  этих связей осуществляется на основе двусторонних межгосударственных (межправительственных) договоров, заключаемых республиками, входящими в СНГ, а также соглашений, принятых всеми участниками СНГ.

     К числу источников, регулирующих внешнеэкономические  отношения предприятий и организаций  Беларуси, а также физических лиц, относятся внутренние законодательные  акты республики. Это, прежде всего. Конституция  республики, в которой предусмотрено, что Республика Беларусь признает приоритет  общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8) и что  «иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются правами  и свободами, исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст. 11)

     Важным  источником, регулирующим внешнеэкономические  отношения, являются специальные нормативные  акты, в том числе законы «Об  основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», "Об иностранных  инвестициях на территории Республики Беларусь", Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон «О таможенном тарифе».

     Ряд вопросов внешнеэкономической деятельности урегулирован Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь. Среди  специальных актов, регулирующих внешнеэкономические  отношения, важное место занимают такие  подзаконные акты, как постановления  правительства, акты министерств и  ведомств, в частности Министерства иностранных дел (ранее Министерства по внешнеэкономическим связям), Национального  банка и т.д. Так, приняты акты, касающиеся инвестиционной деятельности за границей, квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров и  услуг, открытия счетов, производства расчетов и валютных операций, проведения таможенных процедур и т.д.

     Специальному  правовому регулированию подвергнуто  выполнение межправительственных торгово-экономических  соглашений Республики Беларусь с зарубежными  странами.

     Белорусские предприятия и организации, изъявившие желание экспортировать товары в  соответствии с торгово-экономическими соглашениями, направляют в указанные  объединения заявки, на основе которых  объединения также заключают  контракты. Закупка у предприятий  республики товаров, предназначенных  для поставки по межправительственным торгово-экономическим соглашениям, а также реализация полученной по импорту продукции осуществляется за рубли по договорным ценам. Для  расчетов используются кредиты банков.

     Наконец, изданы специальные нормативные  акты по вопросам создания свободных  экономических зон в Республике Беларусь (в районах г. Бреста, Гомель — Ратон, Витебск и Минск). Правовые основы хозяйствования в свободных  экономических зонах, вопросы иностранных  инвестиций, а также механизм функционирования свободных экономических зон  урегулированы Положениями о  свободных экономических зонах  в указанных районах, одобренных постановлениями Совета Министров  Республики Беларусь.

     Помимо  специальных нормативных актов, регулирующих те или иные аспекты  внешнеэкономических отношений, во внутреннем законодательстве республики есть и общие аспекты, содержащие соответствующие нормы. В числе  таких актов прежде всего следует  указать раздел VII ГК «Международное частное право». Сюда входят нормы  гражданской правоспособности иностранцев  и лиц без гражданства, их дееспособности, нормы, определяющие закон, который подлежит применению к обязательствам по сделкам и др.

     ГК, кроме того, устанавливает, что если в международном договоре закреплены иные правила, чем те, которые содержатся в ГК, то применяются правила международного договора.

     Нормы, регулирующие внешнеэкономические  связи, содержатся в Гражданско-процессуальном кодексе и Хозяйственно-процессуальном кодексе республики.

     Нормы, регулирующие внешнеэкономические  отношения, содержатся и в других общих кодифицированных актах специального законодательства.

     Как во внутреннем законодательстве Республики Беларусь, так и в международных  договорах используются два метода правового регулирования внешнеэкономических  отношений: прямой и коллизионный. Прямой метод заключается в том, что правовая норма непосредственно регулирует соответствующее отношение без отсылок к другим актам. Это унифицированные материально-правовые или процессуально-правовые нормы, дающие решение соответствующего вопроса и устраняющие, таким образом, коллизии (столкновения) между национальным законодательством различных государств, в том числе и подписавших международный договор. Этот метод применяется и во внутреннем законодательстве Республики Беларусь. Коллизионный метод заключается в том, что норма права непосредственно не регулирует отношений, т.е. не устанавливает прав и обязанностей, а отсылает к соответствующему законодательству республики либо другой страны. Он использован и при регулировании отношений между организациями государств - участников СНГ.

     При регулировании внешнеэкономических  отношений, и прежде всего торговых, используется и обычай, т.е. сложившееся в практике торгового оборота на протяжении длительного времени единообразное правило, получившее признание государств. Обычай нередко применяется на основании соглашения сторон. В частности, стороны в договоре ссылаются на применение обычая, включая, например, условия об обычно принятой в стране продавца упаковке и т.д.

 

      Заключение 

     На  сегодняшний день очевидно, что основным направлением внешнеэкономической  политики Республики Беларусь должно стать вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию. Наряду с очевидными экономическими потерями, вступление в ВТО имеет достаточно ясные преимущества. К основным преимуществам, которые получит Республика Беларусь при условии присоединения к  ВТО, можно отнести:

  1. недискриминационный доступ к рынкам 137 государств-членов ВТО (на сегодняшний день около 90% от всего торгового оборота регулируется правилами ВТО);
  2. обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны. При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности в качестве члена-экспортера и члена-импортера. У нее будет право защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", полагающейся ей как члену ВТО. Как член-экспортер и член-импортер она будет обязана иметь институциональный механизм для проведения объективного расследования о существовании субсидий и их объемах, а также о наличии ущерба или об уменьшении прибыли. Ей также будет необходимо доказать взаимосвязь между субсидиями и их отрицательным воздействием.
  3. значительное улучшение открытости торговой политики и практики торговых партнеров, обеспечивающее большую безопасность в торговых отношениях.
  4. наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых мер, компенсационных и защитных мер), применяемых крупнейшими государствами в торговле с Беларусью. Республике важно добиться, чтобы в ходе разрешения этих конфликтов с помощью применяемых в ВТО механизмов и процедуры споров, и в первую очередь при проведении антидемпинговых расследований, принимались во внимание специфические местные экономические условия (прежде всего, невысокая заработная плата), которые на отдельные виды товаров формируют более низкие цены, чем на рынках Европейского союза. Беларусь уже в полной мере столкнулась с этой проблемой: две основные конкурентоспособные и валютоокупаемые статьи белорусского экспорта – калийные удобрения и химические волокна – в настоящее время находятся под действием антидемпинговых санкций на важнейшем для республики рынке Европейского союза. При этом методика самих антидемпинговых разбирательств такова, что исполнительные органы ЕС произвольно присваивают Беларуси и другим государствам с переходной экономикой статус страны с государственной системой торговли и "нерыночной" экономикой, практически игнорирую заключенный между республикой Беларусь и Европейским союзом в 1995 г. широкомасштабный договор о партнерстве, в котором переходный статус Беларуси оговорен;
  5. участие Республики Беларусь в системе ГАТТ/ВТО будет способствовать созданию в стране предсказуемой инвестиционной среды. В свою очередь, это будет содействовать привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы белорусской экономики;
  6. возможность получения Беларусью от договаривающихся сторон ГАТТ/ВТО определенных льгот, которые предусматриваются в ряде статей соглашения. Приобретаемые льготы особенно важно использовать сейчас, когда Беларусь переживает серьезные экономические трудности, а экспортируемая отечественная продукция не является достаточно конкурентоспособной на мировом рынке;
  7. укрепление репутации страны как стабильного и надежного торгового партнера.

Информация о работе Модели макроэкономического равновесия в открытой экономики