Модели макроэкономического равновесия в открытой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, что такой активности не проявляли.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Содержание

Введение
Теоретические основы анализа открытой экономики
Платёжный баланс и валютный курс
Налогово-бюджетная политика в открытой экономической системе
Утечки и инъекции денежных средств
Сдвоенный дефицит
Равновесие в открытой экономике
Регулирование открытой экономики
Тройное равновесие в открытой экономике
Модели внутреннего и внешнего равновесия
Внешнеэкономическая деятельность

Заключение

Индивидуальное задание

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 101.77 Кб (Скачать)

     Эффективное использование средств заимствования  предполагает направление их в проекты  с доходностью, превышающей не только сумму долга, но и выплат по нему процента. Величина процента становится минимальным критерием эффективности  использования заемных средств.

     Как погасить обязательства по государственному долгу про недостаточности доходов  от его размещения? Решение проблемы включает несколько тактических  направлений: отказ от долга или  части его; использование новых  заимствований для выплаты прежних  долгов; пролонгирование долга; его  конверсия; продажа безнадежных  долгов.

 

      4. Равновесие в  открытой экономики 

     
    1.   Регулирование открытой экономики
 

     Необходимость регулирования и функции государства. Государственное регулирование  экономических процессов обусловлено  как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических  процессов, так и положением государства  в качестве носителя законодательной  и административной власти.

     Приоритет государственной власти связан с  особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход  экономичен кого процесса. Следует  иметь в виду и финансово-экономическую  мощь государства. Решение названных  задач осуществляется посредством  выполнения государством определенных функций: правовой, воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей, обеспечения  текущих потребностей населения. Правовая функция государства связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления; Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса.

     Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений структурной перестройки, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. Регулирующая роль государства — государство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность общественного производства. Методы регулирования. Их можно условно подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. косвенные, могут носить административный, но чаще экономический характер - антимонопольную политику, ценообразование, налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов. 

     4.2 Тройное равновесие в открытой экономике 

     Под проблемой макроэкономического  равновесия понимается поиск такого выбора (устраивающего всех), при  котором способ использования ограниченных производственных ресурсов (капитала, земли, труда) для создания различных  товаров и их распределение между  различными членами общества сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что  достигается совокупная пропорциональность:

     а) производства и потребления;

     б) ресурсов и их использования;

     в) предложения и спроса;

     г) факторов производства и его результатов;

     д) материально-вещественных и финансовых потоков.

     Таким образом, макроэкономическое равновесие — это ключевая проблема экономической теории и экономической политики любого государства. Данный вывод базируется на том, что идеальное (теоретически желаемое) равновесие есть стабильное использование экономической «энергии» индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства. Это как бы здоровое экономическое «кровообращение» без момента энтропии — распада элементов системы в результате их «болезней» (банкротств, стихийных бедствий, политических потрясений и т.п.). Очевидно, что таким образом понимаемое равновесие — это экономический идеал, система хотя и существенных, но все же абстракций реальной жизни. Однако без этого нет науки, ибо она изучает не только причины несовпадения сущности и явления, но и практики с идеалом.

     Так, по авторитетному мнению В. Парето, экономическая наука в своем  развитии и движении к оптимальному состоянию должна пройти три фазы:

     1) эмпирическое обнаружение и фиксирование  экономических отношений;

     2) выявление существенных связей  внутри них;

     3) точное количественное определение  условий равновесия элементов,  из которых складывается мир  экономических явлений согласно  закону свободной конкуренции.  В идеале (оптимуме) достижение третьей  стадии выражает цель экономического  научного знания. Причем, следуя  логике В. Парето, собственно макроэкономическим  идеалом является:

     а) в теории — построение модели общего равновесия экономической системы;

     б) на практике — приведение поведения  всех потребителей (покупателей) и производителей (продавцов) в соответствие с требованиями закона свободной конкуренции. Принципиальные требования закона свободной конкуренции  к основным элементам равновесной  экономической системы можно  представить в виде таблицы атрибутивных признаков (таблица 3.1).

     Реальная  экономика, конечно, представляет самые  разнообразные нарушения этих требований. Однако это не означает «бесполезности»  моделей, ибо они только и позволяют  найти и оценить объем, структуру  и величины конкретных факторов-отклонений реальных процессов от идеальных. А  это дает надежду на реализацию путей  приближения состояния экономики  к ее желаемому оптимуму.

     Некоторые экономисты различают частичное, общее  и реальное равновесие . Впервые  теоретическая модель одновременного общего равновесия в условиях классического  рынка была разработана Л. Вальрасом  как теория общего конкурентного  равновесия. Это равновесие, гармония конечных результатов, достигаемые свободной рыночной деятельностью людей. Наиболее известная модель краткосрочного равновесия в условиях государственного вмешательства в экономику разработана Д. Кейнсом. 

     
    1. Модели  внутреннего и  внешнего равновесия
 

     Проблемы  макроэкономического равновесия занимают центральное место в экономической  теории со времен Великой экономической  депрессии 1929-1933 гг. Дж. М. Кейнс в  качестве приоритетной цели экономической  политики выдвигал достижение "полной занятости" с помощью регулирования  совокупного спроса. Монетаристы  основной целью экономической политики считали обеспечение экономического роста при отсутствии инфляции, предлагая  в качестве средства достижения цели монетарное правило. Сторонники теории рациональных ожиданий основным препятствием на пути достижения потенциального уровня выпуска при минимальном уровне инфляции считали отсутствие доверия  к правительству.

     Однако  в условиях превращения большинства  развитых стран в открытые экономики  макроэкономическое равновесие предполагает не только "полную занятость" при  минимально допустимом уровне инфляции, но и сбалансированную систему внешних  расчетов. Неравновесное состояние  баланса текущих операций, значительные и длительные дефициты платежного баланса, растущая внешняя задолженность  могут крайне неблагоприятным образом  отразиться на внутреннем состоянии  экономики, вызывая экономические  спады, финансовые и валютные кризисы, что в условиях растущей взаимозависимости  национальных экономик чревато потрясениями во всей системе международных экономических  отношений.

     Вполне  очевидно, что в открытой экономике  целью макроэкономической политики должно быть одновременное достижение как внутреннего, так и внешнего равновесия Под внутренним равновесием, как правило, подразумевается состояние "полной занятости, или равенство  совокупного спроса и совокупного предложения на уровне потенциального выпуска, при минимально допустимом уровне инфляции. Внешнее равновесие может означать поддержание сбалансированного платежного баланса официальных расчетов, нулевого (или заданного целевого значения) сальдо баланса текущих операций, определенного уровня иностранных валютных резервов.

     Для достижения поставленных целей в  открытой экономике наряду с традиционными  видами макроэкономической политики, такими как бюджетно-налоговая и  кредитно-денежная политика, могут  использоваться такие виды политики, как внешнеторговая, валютная, политика управления внешней задолженностью. Кроме того, те или иные меры бюджетно-налоговой  и кредитно-денежной политики, которые  доказали свою эффективность в закрытой экономике, часто оказываются неэффективными в условиях открытой экономики.

     В открытой экономике значительно  усложняются взаимосвязи между  основными макроэкономическими  переменными, характеризующими внутреннее состояние экономики, поскольку  теперь они опосредуются процессами, происходящими во внешнем мире. В  то же время экономические переменные, являющиеся показателями состояния  внешнего сектора, находятся под  влиянием внутренних переменных. Все  это делает более сложным проведение макроэкономической политики, требующее  учета возрастающего числа факторов.

     Изучение  данной темы, которая будет рассматриваться  на протяжении последующих глав, мы начнем с исследования взаимосвязи  основных секторов национальной экономики, затем построим краткосрочные модели внутреннего и внешнего равновесия и с их помощью проанализируем последствия и эффективность  мер макроэкономической политики в  открытой экономике при различных  системах валютного курса и различной  степени мобильности капитала. В  рамках настоящей главы мы ограничимся  построением и использованием моделей внутреннего и внешнего равновесия при системе фиксированного валютного курса.

 

      5. Внешнеэкономическая деятельность 

     Международная экономика - это совокупность отношений между странами, которая включает в себя международную торговлю, международное движение капитала и факторов производства и научно-технический обмен.

     Внешнеэкономическая политика государства сочетает два  противоположных элемента: политику свободной торговли - фритредерство  и протекционизм, т.е. политику, ограничивающую объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии  иностранных конкурентов.

     Протекционистские ограничения могут существовать в виде:

  • Импортных пошлин (тарифов) - акцизных налогов на импортируемый товар. Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить. Иногда пошлина может превышать стоимость ввозимого товара,
  • Нетарифных барьеров, которые являются более ограничивающими методами, чем тарифы. Это уже пример административных ограничений - прямых мер воздействия, предусматривающих запреты.

     Виды  нетарифных барьеров:

  • экспортно-импортные квоты - установление количественных ограничений на объемы экспорта и импорта;
  • лицензирование экспорта и импорта, подразумевающее специальное разрешение от государственных органов на ввоз или вывоз товаров, свободный ввоз или вывоз которых не допускается.

     В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство  проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью  тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт.

     Политика  же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно  двусторонних) по смягчению ограничений  внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, т.е. квотирование и лицензирование.

     Государство может не только снизить ограничения  в свободной торговле с другими  странами, но и помогать местным  производителям выйти на внешний  рынок. С этой целью могут вводиться, например, экспортные премии - выплаты  производителям, поставляющим продукцию  на экспорт, или льготное налогообложение  для экспортеров. Однако действовать  можно здесь только разрешенными методами. Так, например, демпинг - продажа  товаров на внешних рынках по цене ниже уровня издержек на производство данного товара - запрещен международными торговыми соглашениями.

Информация о работе Модели макроэкономического равновесия в открытой экономики