Модели человека в экономической науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать модель человека в институциональной экономической теории, как критический ответ на модель человека в неоклассической теории. Указать основные признаки модели человека в теории Веблена, проследить их истоки.
Задачи:
1. Дать характеристику модели человека в общественных науках, для составления общего представления о предмете исследования.
2. Исследовать модель человека в неоклассической экономической теории: узнать, как она сформировалась, и выделить её основные свойства.
3. Выделить основные свойства модели человека в социологии.
4. Сравнить модель человека в неоклассической экономической теории и в социологии.
5. Анализируя работы Т. Веблена выделить основные черты модели человека в старом институционализме. Выявить научную основу, на которой она строилась. Указать на возможное влияние других моделей человека на институциональную модель.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика модели человека в неоклассической экономической теории. 5
1.1 Поведенческая модель в общественных науках 5
1.1 Поведенческая модель в общественных науках 7
1.2.1 Методологическая ориентация 8
1.2.2 Предположения относительно детерминантов человеческого поведения: гедонизм 10
1.2.3 Предпочтения и ограничения 12
1.2.4 REMM и SRSM 13
1.25 Рациональность 15
1.2.6 Информация 20
1.3 Итоги первой главы 21
Глава 2. Модель человека в старом институционализме Т. Веблена 25
2.1 Несколько слов о старой институциональной экономической теории в общем 25
2.2 Причины недовольства неоклассической моделью человека 27
2.2.1 Отсутствие логичной теоретической основы 27
2.2.2 Гедонизм экономического человека 28
2.2.3 Невнимание к междисциплинарным исследованиям 29
2.3 Психологические истоки институционального человека 30
2.4 Модель человека в теории Веблена 32
2.5 Общество в теории Веблена 36
2.6 Сравнение неоклассической и институциональной моделей человека 40
2.7 Сравнение социологической и институциональной моделей человека 42
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 49

Работа содержит 1 файл

экономическая теория 2.docx

— 170.33 Кб (Скачать)

     Такая ситуация сложилась опять же, из-за того, что в теоретических конструкциях очень сложно выразить полноту реальной жизни, необходимо упростить её, что  и сделали как и экономисты так и социологи, пойдя, правда, двумя  противоположными путями. Экономисты абстрагировались от социальных факторов и сосредоточились на индивидуальных, социологи сделали наоборот, следствием чего и явились указанные выше недостатки их теории.

     Теперь  рассмотрим институциональную теорию. В ней прямо говорится, что  наряду с социальными институтами  в поведении человека, и, следовательно, во всей человеческой истории, огромную роль играют природные склонности и  инстинкты. Это помогает институционалистам избавиться от социологической статичности и предопределённости социальными нормами, такой подход вносит черты индивидуальности в характер каждого человека, причём такая индивидуальность обусловлена не различным социальным окружением, а именно биологическими особенностями.

     Однако, по причине того, что институционалисты не избегают сложности реального мира, не останавливаются на рассмотрении чего-то одного, они смогли сделать совсем немного выводов из своих реалистичных, но усложнённых конструкций. Признание, например, Веблена в современной экономической науке ограничено так называемым «эффектом Веблена», который был описан и объяснён им ещё в «Теории праздного класса». Его суть заключается в том, что на некоторые вещи (обычно предметы роскоши) нарушается закон спроса: при росте цены на них возрастает и спрос. Веблен объяснял этот парадокс действием закона демонстративного потребления, при котором потребление совершается не для удовлетворения жизненно необходимых, рациональных потребностей, а исключительно ради демонстрации своего социального статуса. Не смотря на столь очевидную возможность и естественность такой ситуации, до Веблена экономическая теория игнорировала её возможность. Действительно, ведь Робинзону, лишённому социальных контактов не перед кем хвастать дорогой вещью; демонстративное потребление ему не свойственно, чего не скажешь о реальном человеке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     По  итогам сравнения трёх моделей можно  составить следующую таблицу, в  которой наглядно сравниваются все  три модели:

Основание Экономический человек Социологический человек Институциональный человек
1 Функция модели Модель –  лишь инструмент, служащий для анализа  экономических процессов Модель –  лишь инструмент, служащий для анализа  социальных процессов Модель человека – центральный объект исследования сама по себе. Также используется для  анализа социальных процессов.
2 Ограниченность  ресурсов Является главной  экономической проблемой Присутствует, но не является главной проблемой Присутствует, но не является главной проблемой
3 Методологическая  ориентация Методологический  индивидуализм Методологический  коллективизм Методологический  коллективизм
4 Детерминант поведения Гедонизм, сопряжённый  с эгоизмом, т.е. стремление к максимизации только своего удовольствия Общественные  нормы, ценности, мнение «значимых других» Привычки, инстинкты  и социальные институты
5 Количество  ролей Единственность  роли: либо потребитель благ, либо поставщик  труда Богатый ролевой  набор Богатый ролевой  набор
6 Детерминированность поведения Биологическая и генетическая наследственность, мало зависящая от социального окружения Детерминированность социальными нормами, безграничные возможности социальной инженерии Детерминированность социальными нормами, которые, однако, могут изменяться индивидами. Существуют некоторые особенности человеческой природы, неподвластные социальной инженерии
7 Изобретательность Экспериментирование, создание новых возможностей – важная часть биологической наследственности Следование  возможностям, зафиксированным в  системе правил Не упоминается
8 Оценивание Оценивание  является одним из ключевых моментов, поскольку модель выбора предполагает сопоставление альтернатив Оценивание  не имеет самостоятельной функциональной нагрузки и может использоваться лишь в случае отклонения других людей  от правил, что в чистой модели не ожидается Присутствует
9 Максимизация Одна из ключевых предпосылок В явном виде не присутствует Отрицание максимизации
10 Существование предпочтений В отношении по крайней мере нескольких из предлагаемых ему товаров индивид выражает свои фиксированные предпочтения Существуют  индивиды, которые порой испытывают трудности при определении предпочтений. для других же предпочтения зависят от мимолётного изменения настроения Не упоминается
11 Степень независимости  предпочтений Абсолютно независимые  предпочтения На предпочтения влияют множество факторов: реклама, соц. группы На предпочтения влияют множество факторов: реклама, соц. группы
12 Эгоизм Индивид выражает предпочтения только относительно своего потребления Предпочтения  зависят от разнообразных эк. характеристик Предпочтения  зависят от разнообразных эк. характеристик
13 Полнота Индивид способен проранжировать любые два набора товаров Индивид не всегда способен проранжировать любые два набора товаров Не упоминается
14 Степень информированности Индивид обладает абсолютной информацией о ценах Индивид часто  не обладает полной информацией Индивид часто  не обладает полной информацией
15 Счётные способности Совершенство: индивид способен мгновенно и  без затрат определить лучший для  него вар. Несовершенство. Индивид часто действует путём  проб и ошибок Несовершенство
16 Степень осознания  возможностей выбора Совершенное осознание, т. к. индивид полностью осведомлён о реальных характеристиках товара Индивид может  быть жертвой ошибок восприятия, происходящих от недостатка инф. или рекламы Не упоминается
17 Предположение об ограничителях потребления Доход – единственное ограничение Существует  множество ограничений: время, институциональные  ограничения Существует  множество ограничений: время, институциональные  ограничения
18 Рациональность Инструментальная, формальная рациональность Функциональная, смысловая рациональность Функциональная, смысловая рациональность
19 Основной тип  действия Целерациональный и формально рациональный Ценностнорациональный, традиционный, сущностнорациональный Ценностнорациональный, традиционный, сущностнорациональный

     Из  неё особенно хорошо заметен компромиссный  характер институциональной модели человека. С одной стороны Веблен, как и социологи, принял во внимание важнейшую роль общества, которое в значительной степени определяет поведение человека. В «Теории праздного класса» он прекрасно проиллюстрировал принудительную силу общественных институтов, часто заставляющую принимать нерациональные решения.

     С другой стороны Веблен, как и неоклассики не был согласен с тотальным социальным детерминизмом и безграничными возможностями социальной инженерии, но причины для этого у него были иные. Он следовал учению уважаемой им современной психологии, которая утверждала, что истоки человеческой деятельности нужно искать в привычках и инстинктах. Этим его модель отличилась как от социологической, так и от неоклассической.

     Под действием этих причин американский исследователь создал свою оригинальную теорию с соответствующей ей моделью  человека, которая, как было показано, соединила в себе черты двух других и, помимо этого, вносит нечто своё. Эту модель можно назвать и  самой реалистичной, самой эволюционной, но и самой непригодной для  практического исследования в силу своей сложности.

     Но, несмотря на свою невостребованность экономической наукой, модель институционального человека выполнила свою важнейшую функцию: она указала на вопиющие недостатки неоклассики, на скудность модели неоклассического человека, поэтому можно считать, что критика Веблена была успешна. Институционализм внёс значительный вклад в реформирование неоклассической теории, которое продолжается и в настоящий момент под знаменами неоинституционализма и нового институционализма. Первое течение утратило непримиримый критический настрой старой теории и влилось в мэйнстримовое течение экономической науки, обогатив его многими теориями [35, с. 30]. Новый же институционализм по-прежнему подвергает критике основные постулаты неоклассики, такие как формальная рациональность экономического человека, но делает он это уже несколько другим способом, например, с помощью теории неполной рациональности Г. Саймона, который утверждает, что человек не только не способен собрать всё информацию о рыночных параметрах, но и не может обработать уже собранные данные оптимальным способом [35, с. 31], и можно надеяться, что критический вклад нового институционализма будет ещё успешнее, что у его прародителя. 
 

     Список  использованных источников и литературы 

    1.  Ходжсон Дж.. Экономическая теория и институты: манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с англ. – М.: Дело, 2003. 464 С.

    2.  Хайлбронер Р. Л. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS. 1993. Вып. 1. C. 41 – 55.

    3.  Бруннер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS. 1993. Вып. 3. C. 51 – 72.

    4.  Радаев В.В. Экономические империалисты наступают! Что делать социологам // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 25 – 32.

    5.  Автономов В.С. Модель человека в экономической науке и других социальных науках // Истоки. Вып. 3. М.: ГУ-ВШЭ. Алле М. 1994. С. 24 – 71.

    6.  Шаститко Е. А. Модели человека в экономической теории / М.: Инфра-М. 2006.

    7.  Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М: Дело. 1996.

    8.  Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли) / М.: Наука. 1993.

    9.  Автономов В.С. Модель человека в экономической науке // Этическая экономия. Исследования по этике, культуре и философии хозяйства / СПб.: Экономическая школа. 1998.

    10.  Монсон П. Лодка на аллеях парка. [Обращение к документу: 9 мая 2011]. Доступ через <http://www.fidel-kastro.ru/sociologia/lodka.htm>.

    11.  Дюркгейм Э. Часть первая. Метод социологии // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995. [Обращение к документу: 9 мая 2011]. Доступ через <http://www.fidel-kastro.ru/sociologia/lodka.htm>.

    12.  Эльстер Ю. Социальные нормы и экономическая теория // THESIS. 1993. Вып. 3. C. 73 – 91.

    13.  Митчелл У. Рациональность экономической деятельности // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. Том 7. № 4. С. 80 – 88.

    14.  Веблен Т. Почему экономика не является эволюционной наукой? // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. Том 4. № 2. C. 99 –111.

    15.  Веблен Т. Ограниченность теории предельной полезности // Вопросы экономики. 2007. № 7. С.86-98. [Обращение к документу: 9 мая 2011]. Доступ через <http://institutiones.com/theories/643-ogranichennost-teorii-predelnoy-poleznosti.html>.

    16.  Лезурн Ж. Основные элементы теории полезности // THESIS. 1993. Вып. 3. C. 10 – 15.

    17.  Самуэльсон П. А. Принцип максимизации в экономическом анализе // THESIS. 1993. Вып. 1. C. 184 – 202.

    18.  Вайзе П. Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук THESIS. 1993. Вып. 3. C. 115 – 130.

    19.  Автономова Н.С. Рассудок - Разум – Рациональность / М.: Наука. 1988.

    20.  Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент. А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990.

    21.  Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / Пер. с англ. под ред. Б. Л. Иноземцева; Центр исследований постиндустриального общества. М.: Логос, 2003.

    22.  Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии / Пер. с англ. З. Замчук, Н. Макарова, Е. Трифонова. СПб.: Питер. 2007.

    23.  Оливер И. Уильямсон. Поведенческие Предпосылки Современного Экономического Анализа // THESIS, 1993, вып. 3. С. 39 – 49.

    24.  Митчелл У. К. Рациональность экономической деятельности (продолжение) // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. Том 8. № 1. С. 96 – 108.

    25.  Смолл А. Что такое социолог? // Социологическое обозрение. 2009. Том 8. № 1. С. 3 – 9.

    26.  Хайек Ф. А. фон. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / М.: Новости. 1992.

    27.  Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли / М.: Прогресс. 1968. Ч. 1.

    28.  История экономических учений / Под ред. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. Пособие. М.: Инфра-М. 2002.

    29.  Веблен Т. Теория праздного класса / Общ. ред. В. В. Мотылёва; Пер. с англ. и вступит. статья С. Г. Сорокиной; М.: Прогресс, 1984. (Экономическая мысль запада)

    30.  Израэль И. Психология мотивации или социология ограничений? // THESIS, 1993, вып. 3. С. 92 – 114.

    31.  Микросоциология // Советский Энциклопедический Словарь / Ред.-сост. А. М Прохоров; Общ. ред. Общ. ред. С. Р. Гершберг, А. А. Гусев, С. М. Ковалёв, М. И. Кузнецов, Я. Е. Шмушкис. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 812.

    32.  Раймон Б. // Социологический словарь. [Обращение к документу: 9 мая 2011]. Доступ через <http://mirslovarei.com/content_soc/BUDON-BOUDON-RAJMON-1934-5327.html>.

    33.  Сэмюэлс У. Торстейн Веблен как экономист-теоретик // Вопросы экономики. 2007. № 7. С.99-117.

Информация о работе Модели человека в экономической науке