Модели человека в экономической науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать модель человека в институциональной экономической теории, как критический ответ на модель человека в неоклассической теории. Указать основные признаки модели человека в теории Веблена, проследить их истоки.
Задачи:
1. Дать характеристику модели человека в общественных науках, для составления общего представления о предмете исследования.
2. Исследовать модель человека в неоклассической экономической теории: узнать, как она сформировалась, и выделить её основные свойства.
3. Выделить основные свойства модели человека в социологии.
4. Сравнить модель человека в неоклассической экономической теории и в социологии.
5. Анализируя работы Т. Веблена выделить основные черты модели человека в старом институционализме. Выявить научную основу, на которой она строилась. Указать на возможное влияние других моделей человека на институциональную модель.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика модели человека в неоклассической экономической теории. 5
1.1 Поведенческая модель в общественных науках 5
1.1 Поведенческая модель в общественных науках 7
1.2.1 Методологическая ориентация 8
1.2.2 Предположения относительно детерминантов человеческого поведения: гедонизм 10
1.2.3 Предпочтения и ограничения 12
1.2.4 REMM и SRSM 13
1.25 Рациональность 15
1.2.6 Информация 20
1.3 Итоги первой главы 21
Глава 2. Модель человека в старом институционализме Т. Веблена 25
2.1 Несколько слов о старой институциональной экономической теории в общем 25
2.2 Причины недовольства неоклассической моделью человека 27
2.2.1 Отсутствие логичной теоретической основы 27
2.2.2 Гедонизм экономического человека 28
2.2.3 Невнимание к междисциплинарным исследованиям 29
2.3 Психологические истоки институционального человека 30
2.4 Модель человека в теории Веблена 32
2.5 Общество в теории Веблена 36
2.6 Сравнение неоклассической и институциональной моделей человека 40
2.7 Сравнение социологической и институциональной моделей человека 42
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 49

Работа содержит 1 файл

экономическая теория 2.docx

— 170.33 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Кокшетауский институт экономики и менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

на  тему: Модели человека в экономической  науке 

по дисциплине

«Экономическая теория» 
 
 
 
 

Выполнил:      уч-ся 1 курса менеджмент СП

                   группы  заочного отделения

                Еремин  В.В. 
                 

Проверил(а):                _____________________________                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОКШЕТАУ — 2011

Содержание 

Введение                    3 

Глава 1. Общая характеристика модели человека в  неоклассической  экономической теории.                                    5

1.1 Поведенческая  модель в общественных науках     5

1.1 Поведенческая  модель в общественных науках     7

1.2.1 Методологическая  ориентация       8

1.2.2 Предположения  относительно детерминантов человеческого  поведения: гедонизм            10

1.2.3 Предпочтения  и ограничения        12

1.2.4 REMM и SRSM          13

1.25 Рациональность          15

1.2.6 Информация          20

1.3 Итоги первой главы          21 

Глава 2. Модель человека в  старом институционализме Т. Веблена 25

2.1 Несколько слов о старой институциональной экономической теории в общем            25

2.2 Причины недовольства  неоклассической моделью человека   27

2.2.1 Отсутствие  логичной теоретической основы      27

2.2.2 Гедонизм экономического человека       28

2.2.3 Невнимание  к междисциплинарным исследованиям    29

2.3 Психологические  истоки институционального человека   30

2.4 Модель человека  в теории Веблена       32

2.5 Общество в  теории Веблена        36

2.6 Сравнение  неоклассической и институциональной моделей человека 40

2.7 Сравнение  социологической и институциональной  моделей человека 42 

Заключение           45 

Список  использованных источников и литературы                               49 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Модель  человека – базовый элемент любой  общественной науки, в том числе  и экономической, ведь её предмет  – это действия людей. Без знания содержания модели человека в экономике  очень сложно постичь образ мысли, предписываемый экономической теорией, развить экономический взгляд на процессы, происходящие в обществе, натренировать экономическое воображение.

     Зачем это нужно социологу и, уж тем  более, обычному человеку? Дело в том, что экономика – не кабинетная наука, интересная лишь профессионалам. Она, по словам известного западного  исследователя Роберта Л. Хайлброннера, «превратилась в царицу социальных наук. Это единственная отрасль социальной науки, по которой присуждается Нобелевская премия. Она удостоилась издания фундаментального четырёхтомного энциклопедического словаря, насчитывающего 4 млн. слов, через которые, как нить Ариадны, проходит мысль о том, что экономическая наука наконец вышла за узкие рамки её прежнего царства – царства производства и распределения – и может теперь заявить свои права на обширную территорию, простирающуюся от семейных отношений до спорта, от антропологии до государственного права» [2, c. 41]. Насчёт «царицы социальных наук» с Робертом Хайлброннером можно, конечно, поспорить, но если он утверждал это, основываясь на степени популярности и уровне общественного признания экономики, то был, безусловно, прав.

     Популярность  и значимость экономики проистекает, по-моему, из предмета её изучения, который  Джордж Бернард Шоу определял, как  умение пользоваться жизнью наилучшим  образом. От верного ответа на основные экономические вопросы зависит  благосостояние как всего общества, так и отдельного индивида. Именно поэтому многие политические, социальные, культурные и другие процессы в обществе обусловлены стремлением эффективно распоряжаться ограниченными ресурсами, то есть находятся под влиянием экономики.

     Так или иначе, экономика в большой  степени влияет на общество. Это  влияние особенно должен учитывать  социолог, деятельность которого заключается, в том числе, в усмотрении и  интерпретации социального, что  в широком смысле определяется как  взаимосвязи между экономическими, правовыми, религиозными явлениями  и процессами, среди которых экономические, как мы уже выяснили, преобладают. Но интерпретация явлений и процессов, где участвует экономика (а она  участвует почти повсюду), невозможна без понимания основных понятий  и методов, одним из которых является рациональное поведение.

     Итак, исследование модели человека актуально, потому что оно способствует пониманию  методологических основ современной  экономики и, следовательно, пониманию  многих общественных процессов. Подтверждая этот тезис можно привести слова Карла Бруннера, который подчёркивая основополагающую роль гипотезы о человеческой природе говорил, что «Именно взгляд на природу человека в значительной мере формирует представления о ценностях и социальном порядке» Второе, но не менее, а, возможно, и более важное обстоятельство, свидетельствующее об актуальности исследования – это возникшее недавно явление экономического империализма по отношению к социологии, которое заключается в навязывании социологам модели экономического человека для решения социологических проблем, одним из представителей которого, кстати, является упомянутый выше Карл Бруннер. Помня о важности модели человека для любой общественной науки можно сказать, что вытеснение социологического человека приведёт к упадку социологической науки – перспектива безрадостная для всех социологов. Зная же сущность социологической модели, имея представления о её критике, которая показывает нам слабые стороны модели, мы можем адекватно оценить явление экономического империализма и очертить действительные границы адекватного применения модели экономического человека.Объект: работы социологов и экономистов неоклассического и институционального течений, содержащие информацию о моделях человека в соответствующих науках.

     Предмет: модели человека в социологии и экономике.

     Цель: исследовать модель человека в институциональной  экономической теории, как критический  ответ на модель человека в неоклассической  теории. Указать основные признаки модели человека в теории Веблена, проследить их истоки.

     Задачи:

     1.  Дать характеристику модели человека в общественных науках, для составления общего представления о предмете исследования.

     2.  Исследовать модель человека в неоклассической экономической теории: узнать, как она сформировалась, и выделить её основные свойства.

     3.  Выделить основные свойства модели человека в социологии.

     4.  Сравнить модель человека в неоклассической экономической теории и в социологии.

     5.  Анализируя работы Т. Веблена выделить основные черты модели человека в старом институционализме. Выявить научную основу, на которой она строилась. Указать на возможное влияние других моделей человека на институциональную модель. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Общая характеристика модели человека в  неоклассической  экономической теории. 

     1.1 Поведенческая модель  в общественных  науках

     На  первый взгляд общественные науки различаются  по очень многим признакам. Так оно  и есть на самом деле. Но, тем не менее, они имеют и некоторые  общие моменты, главный из которых  – это объект изучения. Действительно, будь то социолог, культуролог, юрист  или экономист, их познавательная деятельность направлена на одну реальность – общество.

     Однако  общество – слишком абстрактное  понятие. Хотя мы все знаем, что оно  где-то существует, вероятно, даже рядом  с нами, его невозможно ни увидеть, ни потрогать. Начинать изучение общества следует с операционализации этого понятия, т. е. с выделения эмпирически измеряемых индикаторов. Главным из таких индикаторов будет человеческое поведение. Именно в нём проявляется общество, одно из определений которого – часть материального мира, включающая формы объединения людей и способы их взаимодействия. Следовательно, изучая отдельных индивидов (что делают, например, психологи) или их группы (это характерно для социологов) мы и будем изучать общество.

     Но  поведение людей – тоже слишком  общее понятие. Человеческое поведение  так разнообразно и сложно, что  изучить его во всём многообразии не представляется возможным и, что  также очень важно, нужным. Экономистов, в отличие от психологов, будет  очень мало интересовать, каковы отношения  между супругами и какова в  этой семье эмоциональная обстановка, зато они непременно заинтересуются тем, каков в ней среднемесячный доход и что её члены покупают в течение этого месяца. Социологом этого будет мало, и они, скорее всего, попытаются найти связь между  уровнем дохода и тем образованием, которое имеют члены семьи. Каждую общественную науку будет интересовать лишь его определённые аспекты человеческой жизни и человеческого поведения. Эти аспекты будут выделяться в соответствии с предметной ориентацией  науки.

     Предмет науки – это те стороны её объекта, на которые направлен интерес  исследователя. Выделение предмета связано с чрезмерной сложностью объекта. Именно поэтому представители  каждой общественной науки рассматривают  только те стороны, аспекты, грани общества и человеческих отношений, изучение которых лучшие всего отвечает научному интересу исследователей: они упрощают для себя объект познания, выделяя  из него интересный им предмет. В. В. Радаев советует представить объект социального исследования в виде шара. «Представители разных подходов занимают разные позиции – говорит он, – каждый смотрит на этот объект со своей стороны и высвечивает что-то значимое и интересное. Единственно, что невозможно сделать, это высветить объект сразу со всех сторон, как бы ни хотелось быть «комплексным» и «междисциплинарным» [4, с. 26]. Высвечивание объекта исследование с какой-либо одной стороны и можно назвать выделением предмета науки. Для социолога, например, таким предметом будет социальная обусловленность всех явлений, а для политолога – закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

     Итак, в силу 1) сложности человеческого  поведения и 2) различной предметной ориентации наук, связанной со сложностью общества, разные общественные науки  будут интересоваться лишь определёнными  аспектами человеческого поведения  и в соответствии с этим интересом  выстраивать определённое представление  о детерминантах и способах человеческого  поведения, т. е. модель человека. Таким  образом, особенный интерес к  некоторым свойствам человека –  одна из характеристик его поведенческой  модели. Другая важная её характеристика – это абстрагирование от реальных свойств человека, которыми можно  пожертвовать при изучении предмета познания для того, чтобы иметь  возможность получать какой-либо теоретический  результат. Об этом свойстве – абстрактности  – хорошо сказал Автономов, указывая на его определяющую и противоречивую роль в построении адекватной модели человека: «Поведенческая модель, как  и всякая другая, является результатом  абстрагирования, она теряет часть  свойств, присущих реальному человеку. Принимая ту или иную модель человека, обществоведы тем самым делают выбор  между строгостью и реалистичностью  анализа. Чем меньше факторов принимается  на рассмотрение, тем более определенный теоретический результат (объяснение или прогноз) можно получить, но расстояние между теоретическим выводом  и реальным поведением моделируемых экономических субъектов может  оказаться слишком большим: решённая проблема может иметь слишком  слабое сходство с той, которую пытались решить. Напротив, меньшая степень  абстракции позволяет выявить большое  количество воздействующих на человеческое поведение факторов, но, как правило, не дает однозначных объяснений или  прогнозов». [5, с. 37]. Хорошая модель должна быть компромиссным вариантом, при котором количество охватываемых ею индивидов было максимальным, а  игнорирование их свойств, важных для  определённой науки, минимальным. На протяжении истории в рамках одних концепций  создавались разнообразные поведенческие  модели, и критика в их отношении  главным образом состояла в указании на или недооценку ими тех или  иных признаков, которые, как считали  сами критики, в значительной степени  оказывают влияние на результат  исследования.

Информация о работе Модели человека в экономической науке