Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:28, курсовая работа
Цель: исследовать модель человека в институциональной экономической теории, как критический ответ на модель человека в неоклассической теории. Указать основные признаки модели человека в теории Веблена, проследить их истоки.
Задачи:
1. Дать характеристику модели человека в общественных науках, для составления общего представления о предмете исследования.
2. Исследовать модель человека в неоклассической экономической теории: узнать, как она сформировалась, и выделить её основные свойства.
3. Выделить основные свойства модели человека в социологии.
4. Сравнить модель человека в неоклассической экономической теории и в социологии.
5. Анализируя работы Т. Веблена выделить основные черты модели человека в старом институционализме. Выявить научную основу, на которой она строилась. Указать на возможное влияние других моделей человека на институциональную модель.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика модели человека в неоклассической экономической теории. 5
1.1 Поведенческая модель в общественных науках 5
1.1 Поведенческая модель в общественных науках 7
1.2.1 Методологическая ориентация 8
1.2.2 Предположения относительно детерминантов человеческого поведения: гедонизм 10
1.2.3 Предпочтения и ограничения 12
1.2.4 REMM и SRSM 13
1.25 Рациональность 15
1.2.6 Информация 20
1.3 Итоги первой главы 21
Глава 2. Модель человека в старом институционализме Т. Веблена 25
2.1 Несколько слов о старой институциональной экономической теории в общем 25
2.2 Причины недовольства неоклассической моделью человека 27
2.2.1 Отсутствие логичной теоретической основы 27
2.2.2 Гедонизм экономического человека 28
2.2.3 Невнимание к междисциплинарным исследованиям 29
2.3 Психологические истоки институционального человека 30
2.4 Модель человека в теории Веблена 32
2.5 Общество в теории Веблена 36
2.6 Сравнение неоклассической и институциональной моделей человека 40
2.7 Сравнение социологической и институциональной моделей человека 42
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 49
Классификация рациональности Макса Вебера приведена здесь за тем, чтобы представить рациональность в общем смысле, для понимания того, что же представляет собой это загадочное понятие, путём анализа более-менее полной схемы. Дополнительным стимулом к выбору именно этой типологизации служит то, что Макс Вебер был как и экономистом, так и социологом (им в большей степени), и следовательно, в его схеме с особой ясностью должны были отразиться подходы, практикуемые именно экономистами, и социологами, а не, например,.
Также из данной классификации сразу можно сделать вывод о том, что уже в XIX веке выделялось несколько типов рациональности. О рациональности первого типа, к которой можно отнести целерациональную и формально рациональную, мы говорим, когда желаем максимально точно, основываясь на математических методах, рассчитать кратчайший, связанный с наименьшими усилиями способ достижения некой данной цели. В противовес рациональности второго типа (ценностной или сущностной) здесь мы не принимаем во внимание каких либо ценностных постулатов. Есть только цель, которую нужно достичь, затратив минимум усилий, т. е. (формально) рационально. В дальнейшем мы увидим, что такое разделение сохранится и в дальнейшем, при рассмотрении рациональности в экономике и социологии.
Теперь, когда понятие рациональности определено, можно проанализировать её значение для всех общественных наук. В этом мне поможет текст И. Валлерстайна [21, с. 197-201]. В нём знаменитый социолог утверждает, что всё обществоведение базируется на уверенности в рациональной природе человека. Доказательство данного тезиса он начинает с рассмотрения Великой Французской Революции, которая, по его мнению, изменила не столько саму Францию, сколько всю капиталистическую миросистему. Это произошло потому, что именно благодаря ей в миросистеме распространились два убеждения, которые живы и поныне: 1) политические перемены – нормальное явление; 2) суверенитет принадлежит народу. Проблема заключалось в том, что этими постулатами свободно могли воспользоваться все слои населения, в том числе и так называемые «опасные классы»: численно растущий городской пролетариат Западной Европы, обезземеленные крестьяне, ремесленники, которых развитие машинного производства могло лишить средств к существованию, и нищие иммигранты. «Но какое отношение это имеет к понятию рациональности?» – спрашивает автор, и сам же отвечает: «В действительности самое прямое». Проблема «опасных классов» стала серьёзнейшей проблемой для стабильности миросистемы и стоящие у власти правящие классы должны были находить на возникающие вызовы все новые, более изощрённые ответы, чему служили общественные идеологии, общественные движения и общественные науки. Три главенствующие в том время идеологии предлагали разные пути того, как сохранить стабильность в обществе и контролировать перемены, происходящие в нём. Консерватизм предлагал замедлить их насколько возможно путём обращения к ценностям старых, проверенных временем социальных институтов – к семье, общине, церкви, монархии – как к источнику человеческой мудрости. Социалисты считали, что перемены следует ещё больше ускорить, прислушиваясь к требованиям «всеобщей воли», которая единственно верно отражает идею народного суверенитета. Либералы хотели выбрать постепенный, реформаторский темп перемен, которыми будут управлять квалифицированные специалисты, тщательно оценивающие степень рациональности предполагаемых изменений. Как известно, либеральная идея «среднего пути» одержала верх почти во всех странах, и для управления общественными переменами либерализму жизненно необходимы были общественные науки, что и вызвало их появление. На основании такой цепочки умозаключений Валлерстайн и делает вывод о том, что рациональность сыграла решающую роль в возникновении общественных наук. И действительно, ведь либеральная идея управления социальными изменениями, строится на том, что человек способен регулировать своё поведение именно на рациональной основе, а не на основе приверженности традициям или простого мнения большинства. А так как обществоведение обязано своим появлением либеральной доктрине, идеи которой оно унаследовало, то можно сказать, что все общественные науки строятся на том, человек ведёт себя, руководствуясь разумными, т. е. рациональными умозаключениями.
Теперь, определив рациональность, поняв важнейшую роль этой предпосылки для общественных наук, мы можем перейти к непосредственному рассмотрению рациональности, как свойства моделей человека в экономике и социологии.
Как говорилось ранее, рациональность – самый важный признак модели человека в экономике. Без неё нельзя представить эту науки в современном виде, одна из главных целей которой – изучение рационального распределения ограниченных ресурсов. Рациональность присуща и социологическому человеку, хотя социологи уделяют ей меньше внимания, потому что, как видно из вышеприведённой цитаты статьи Юна Эльстера и других, считается, что его поведение определяется скорее социальными нормами, а не рациональностью. Тем не менее, предпосылка о рациональности играет огромную роль и в социологии, ведь, как пишет Г. Гарфинкель, «социологический подход предполагает почти как аксиому способность человека действовать рационально» [22, с. 179][1].
Однако отличие роли рациональности в этих моделях гораздо глубже. Экономисты не просто уделяют ей больше внимания, строя на этом фундаменте свою теорию – они и понимают её в другом смысле. В этой связи представляется важным понять сущность рационального поведения, характерного для двух данных моделей, чтобы составить более полное представление о них.
Сначала
рассмотрим рациональность в социологии,
т. к. она более близка к рациональности
в её обыденном смысле, который
можно охарактеризовать словами
«адекватность», «разумность», и, следовательно,
проще для понимания. Из-за этой близости
её можно назвать смысловой
Первый признак рациональности в социологии – её функциональность. В соответствии с ним рационально всё то, что объективно способствует выживанию системы (индивида, группы), её стабильности (но эта стабильность не обязательно будет являться её оптимальным состоянием).
В качестве примера можно привести поведение человека, собирающегося совершить самоубийство через повешение. С точки зрения функциональной рациональности всё его поведение, включая выбор оптимальной длины верёвки, её намыливание и т. д. иррационально, т. к. оно ведёт к уничтожению системы (человека). Иррациональным такое поведение будет и с обыденной точки зрения. То есть здесь критерий рациональности – адекватность целей.
Второй признак подобной функциональной рациональности – её необязательная осознанность. Здесь уместно привести пример из психологии. Истерическое поведение функционально рационально, т. к. оно помогает компенсировать психологическую травму, и, как правило, это происходит неосознанно.
Значительно отличается от функциональной социологической рациональности рациональность экономическая. Исследователь Оливер И. Уильямсон выделяет три формы рациональности в экономике: сильную, которая используется в неоклассической теории, полусильную или ограниченную, используемую в новой институциональной теории (а точнее экономике транзакционных издержек), и органическую, свойственную эволюционному подходу и австрийской школе [23]. Нас, конечно, будет больше всего интересовать сильная форма рациональности, которая определяется как максимизация целевой функции при данных ограничениях. Предположение о том, что человек всегда выбирает лучший для него вариант, в свою очередь, основывается ещё на нескольких предпосылках, некоторые из которых отмечены в модели REMM. Главная из них, конечно, - максимизация. Именно она составляет сущность экономической рациональности. Остальные предпосылки такие:
1. Индивид обладает абсолютной информацией обо всех ценах на все товары.
2. Индивид обладает совершенством счётных способностей, т. е. он способен мгновенно и без затрат определить лучший для него вариант
3. Совершенное осознание, т. е. индивид полностью осведомлён о реальных характеристиках товара.
4. Полнота. Индивид способен проранжировать любые два набора товаров
Из
этого можно сделать вывод, что
экономисты понимают рациональность в
более узком, инструментальном смысле,
её критерий формален и означает максимизацию
целевой функции при данных ограничениях.
Видно, что такое понимание
Однако
смысл экономической
Возвращаясь
к социологам, скажем, что они
редко довольствуются таким пониманием
рациональности[2]. Например, по мнению
социолога А. Щюца в основе человеческого
взаимодействия лежит не рациональное,
а обоснованное действие, которое предполагает,
что индивиды понимают друг друга, обращаясь
к житейскому опыту. Модель же рационального
действия, считает он, приписывается исследователями
человеку из-за недостатки информации
о том, что понимается под здравым смыслов
в той или иной сфере [35, с. 54]. «Для них легче
постулировать универсальный характер
частного случая, рационального действия,
чем действительно рассматривать весь
спектр возможных обоснований действия
и вариантов интерпретации» – так говорит
о мнении А. Щюца относительно сторонников
рационалистических теорий экономист
А. Н. Олейник [35, с. 54-55].
1.2.6 Информация
Описание модели человека в неоклассической экономической теории было бы не полным, без упоминания о его степени информированности. Хотя авторы некоторых учебников полагают, что информация скорее является характеристикой среды, чем индивид**, В. С. Автономов считает, что знание индивида о процессах, благодаря которым средства ведут к достижению целей, является одной из трёх групп факторов (наряду с его целями и средствами их достижения), которые обязана содержать модель экономического человека [9, с. 9].
Предпосылка
об информации в модели неоклассического
человека тесно связана с предпосылкой
о его рациональности: первая говорит
об уровне доступности информации,
вторая – о способах её переработке
и принятии решений. Так каков
же уровень доступности информации
для экономического человека? Неоклассики
ответят: «совершенный». Под совершенной
информацией подразумевается, что в условиях
совершенной информации рыночное взаимодействие
(согласие на сделку или отказ от нее) происходит
автоматически. При этом отсутствуют затраты
времени и ресурсов на сбор информации,
на заключение сделки. Кроме того, любые
действия одной стороны мгновенно становятся
известны другой, и, следовательно, никакие
безнаказанные нарушения обязательств
невозможны. Такая информация обеспечивается,
и причем бесплатно, самим рынком за счет
функционирования механизма цен, но это
допущение приемлемо только в случае абсолютно
конкурентного рынка, чего в реальности
почти не бывает.
1 3 Итоги первой главы
«Тот,
кто намеревается делать карьеру
экономиста, должен быть достаточно умён,
чтобы постичь абстрактные
Нейл Кей [цит. по 1, с. 18].
В данной
главе я рассмотрел некоторые
признаки модели человека в неоклассической
экономической теории и сравнил
и с признаками модели человека в
социологии. По итогам этого сравнения
можно составить следующую
№ | Основание | Экономический человек | Социологический человек |
1 | Функция модели | Модель – лишь инструмент, служащий для анализа экономических процессов | Модель – лишь инструмент, служащий для анализа социальных процессов |
2 | Ограниченность ресурсов | Является главной экономической проблемой | Присутствует, но не является главной проблемой |
3 | Методологическая ориентация | Методологический индивидуализм | Методологический коллективизм |
4 | Детерминант поведения | Гедонизм, сопряжённый с эгоизмом, т.е. стремление к максимизации только своего удовольствия | Общественные нормы, ценности, мнение «значимых других» |
5 | Количество ролей | Единственность роли: либо потребитель благ, либо поставщик труда | Богатый ролевой набор |
6 | Детерминированность поведения | Биологическая и генетическая наследственность, мало зависящая от социального окружения | Детерминированность социальными нормами, безграничные возможности социальной инженерии |
7 | Изобретательность | Экспериментирование,
создание новых возможностей – важная
часть биологической |
Следование возможностям, зафиксированным в системе правил |
8 | Оценивание | Оценивание является одним из ключевых моментов, поскольку модель выбора предполагает сопоставление альтернатив | Оценивание
не имеет самостоятельной |
9 | Максимизация | Одна из ключевых предпосылок | В явном виде не присутствует |
10 | Существование предпочтений | В отношении по крайней мере нескольких из предлагаемых ему товаров индивид выражает свои фиксированные предпочтения | Существуют
индивиды, которые порой испытывают
трудности при определении |
11 | Степень независимости предпочтений | Абсолютно независимые предпочтения | На предпочтения влияют множество факторов: реклама, соц. группы |
12 | Эгоизм | Индивид выражает предпочтения только относительно своего потребления | Предпочтения зависят от разнообразных эк. характеристик |
13 | Полнота | Индивид способен проранжировать любые два набора товаров | Индивид не всегда способен проранжировать любые два набора товаров |
14 | Степень информированности | Индивид обладает абсолютной информацией о ценах | Индивид часто не обладает полной информацией |