Место и роль особых экономических зон в системе мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

В работе представлены теоретические аспекты создания и функционирования особых экономических зон; проведен анализ работы ОЭЗ в странах мира; изучены проблемы и перспективы эффективного применения этого внешнеэкономического инструмента в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 8
1.3. Формы ОЭЗ 11
1.4. Классификация конкурентных преимуществ ОЭЗ 177
2. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА 21
2.1. ОЭЗ в Великобритании 21
2.2. ОЭЗ в Италии 23
2.3. ОЭЗ в Китае 25
3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ 29
3.1. Переходная экономика и ОЭЗ 29
3.2. Контроль функционирования ОЭЗ 34
3.3. Эффективность функционирования ОЭЗ и рост ВВП 37
3.4. ОЭЗ и рынок труда 47
3.5. Сравнение особых экономических зон России и КНР 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 148.25 Кб (Скачать)

     ОЭЗ представляли собой новое явление  в политико-экономической жизни  Китая. Их создание стало важной частью провозглашенной и последовательно  проводимой в жизнь руководством КНР политики открытости внешнему миру.

     Согласно  ст.1 Положения КНР об особых экономических  зонах провинции Гуандун23, для развития внешнеэкономического сотрудничества и технического обмена, содействия социалистической модернизации три города провинции (Шенчжень, Чжухай и Шаньтоу) были выделены в качестве отдельных районов и образовали особые экономические зоны.

     При внешнем сходстве с российскими ОЭЗ китайские ОЭЗ имели существенные отличия.

     Выбор территорий для них был обусловлен в первую очередь географическим положением, вследствие которого они оказывались практически отделенными от других населенных районов КНР горными массивами или водной поверхностью, зачастую представляя собой полуостров или остров24. По сути, созданные на этих территориях зоны стали анклавами, предназначенными для изучения и практического использования в интересах КНР системы свободного предпринимательства. В результате предпринятых мер в сравнительно короткие сроки в Китай из-за рубежа начали поступать современное оборудование, информация, значительные финансовые средства.

     Вместе  с тем новые социально-экономические  отношения лишь в минимальной степени затрагивали остальную территорию Китая. В этой связи можно привести ст.19 Положения об особых экономических зонах провинции Гуандун, в которой предусматривалось создание в зонах компаний по обслуживанию в сфере трудовых отношений. Китайские рабочие и служащие рекомендовались такой компанией или приглашались для работы самими предпринимателями с согласия Комитета по управлению особыми экономическими зонами провинции Гуандун. Предприятия принимали персонал на работу после проверки и заключали с рабочими и служащими трудовые контракты. Таким способом осуществлялся отбор наемных работников из числа граждан КНР для работы в зонах25.

     В России система специального отбора граждан для работы на расположенных в особых зонах предприятиях практически не нашла применения. При этом режим зоны, закрепленный в соответствующем российском Положении об ОЭЗ, распространялся на всех граждан, проживавших в ее пределах на момент учреждения зоны. Зато наибольшее распространение получили зоны особого режима. Впрочем, судить не только об экономическом состоянии, в котором находятся такие зоны в настоящее время, но даже об их точном количестве и реальном функционировании весьма затруднительно. Как российская общественность, так и потенциальные зарубежные инвесторы не получают объективной, подкрепленной статистическими обзорами и экспертными оценками информации как в целом о состоянии инвестиционного рынка в России, так и о положении дел в отдельных особых зонах. Поэтому отнюдь не случайно у специалистов в области инвестиций и бизнесменов формируется мнение о том, что «эти зоны не работают»26.

     В тех странах, где имеется реальная заинтересованность в привлечении  капиталов в определенные отрасли  хозяйства или отдельные регионы, проводится активная работа по разъяснению текущей инвестиционной политики: публикуются разнообразные материалы рекламного характера, проводятся выставки и симпозиумы. Такой подход одинаково характерен как для динамично развивающихся Китая и Индии, так и для промышленно развитых стран, заинтересованных в привлечении капиталов (США, Япония, Франция и др.).

     В последнее время преобладающей тенденцией в мире стал переход от создания преимущественно экспортно-ориентированных зон производственного назначения, целью которых в основном было пополнение валютных ресурсов соответствующих стран, к образованию технопарков (парков высоких технологий).

     Создание  технопарков преследует цели развития наукоемких, высокотехнологичных отраслей производства.

     В России технопарк "Зеленоград" был  учрежден в г.Зеленограде Московской области. Его создание основывалось на предоставлении государством долгосрочного налогового кредита. К сожалению, судить о результатах деятельности парка сложно, поскольку они либо не были подведены, либо не стали достоянием общественности.

     Одним из примеров зоны, сочетающей в себе разработки в области высоких технологий и производственную деятельность, является зона экономического и технологического развития Далянь в КНР.

     В целом по объему привлекаемых в страну прямых иностранных инвестиций, в том числе и через механизм особых экономических зон, КНР занимает в настоящее время второе место в мире после США. По мнению некоторых исследователей, уже к 1992 г. прямые иностранные инвестиции стали для КНР основным внешним источником капитала.

 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Рассматривая  особые экономические зоны как важную составную часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования ОЭЗ во многих странах мира свидетельствует об ограниченной возможности их влияния на развитие национальной экономики. При «блочном» поэтапном строительстве рыночной экономики особые экономические зоны будут длительное время оставаться «вещью в себе», а отнюдь не «полюсами роста», распространяющими свое влияние  на остальное экономическое пространство. В условиях «широкозахватного» метода строительства рыночной экономики особые экономические зоны не могут не привлекать, помимо позитивного предпринимательства, многочисленный криминогенный элемент, оставаясь также в течение достаточно длительного периода образованиями анклавного характера.

    Особые экономические зоны должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций и способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования. Они также призваны выполнять свою специфическую роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, стимулируя внешнеэкономические связи, представляя «ловушки» для иностранных инвестиций.

     Иностранные инвестиции – это то, ради чего, собственно, и создаются ОЭЗ во всем мире. С их помощью правительство предполагает решить ряд существенных проблем, которые нависают над страной в процессе перехода к рынку. ОЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность страны посредством привлечения инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж страны в глазах иностранных инвесторов. Опыт многих стран позволяет сделать вывод, что ОЭЗ, при разумном к ним подходе и глубоком понимании механизмов функционирования, способны вывести экономику страны на более высокий качественный уровень.

     Процесс создания ОЭЗ – процесс, требующий тщательного продумывания всех составляющих ОЭЗ. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать во внимание множество факторов: экономическое положение страны, стабильность инвестиционного и налогового законодательств, внешнеторговые связи страны и прочее. Только в этом случае функционирование ОЭЗ будет эффективным.

     Посредством создания ОЭЗ правительства стран пытаются решить те проблемы, которые собственными силами они решить не в состоянии. Для новых инвесторов создаются определенные условия, именно эти условия и являются особенностями функционирования ОЭЗ.

     В работе были рассмотрены составляющие ОЭЗ, принципы и условия функционирования, опыт деятельности ОЭЗ некоторых стран. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы:

     – создание ОЭЗ направлено, в первую очередь, на привлечение иностранного капитала;

     – на территории ОЭЗ действует целая система налоговых льгот, часть из которых является постоянной, часть – временной. Резиденты и вовсе освобождаются от уплаты некоторых налогов (чрезвычайный налог, налог на недвижимость, дорожный фонд и др.);

     – внешнеторговые льготы, связанные с введением упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций (например, резиденты ОЭЗ освобождаются от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом) позволяют активизировать экспорт, достичь нужного уровня импорта, предоставляют возможность национальному производителю представить свою продукцию на внешнем рынке и прочее;

     – товары, ввозимые на территорию ОЭЗ и вывозимые с ее территории, подлежат таможенному оформлению;

     – административные льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ, значительно ускоряют и облегчают процесс регистрации и, соответственно, начало производственной деятельности.

     В работе также была рассмотрена история  создания и современное состояние ОЭЗ России, итоги их функционирования и тенденции развития. К сожалению, легче выявить проблемы функционирования, нежели определить выгоды. Нестабильность налогового законодательства, неприемлемость валютного регулирования, отсутствие собственности на землю и непродуманные рентные отношения, неразвитость инфраструктуры, непонимание чиновников, множество бюрократических барьеров – это основные проблемы, функционирования ОЭЗ на сегодняшний момент.

     К счастью, сегодня изменилось отношение к особым экономическим зонам, пересмотрены законодательные и налоговые базы, а значит, инвесторы получат все гарантии (гарантия возможности вывоза доходов, гарантия ненационализации и др.) успешной деятельности в особых экономических зонах. Тогда капитал иностранных инвесторов и впрямь «рекой хлынет» в нашу экономику. Это обосновывается тем, что на рынке России существует множество свободных ниш, страна обладает большим потенциалом высококвалифицированной рабочей силы. В совокупности с благоприятным климатом в ОЭЗ это непременно приведет к решению если не всех, то, по крайней мере, большей части проблем, а, значит, и к улучшению экономического положения в нашей стране.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

I. Учебная и периодическая литература:

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник / М.:Юристъ, 1999. 368 с.
  2. Алпатов А.А. ОЭЗ в России: первые результаты вселяют оптимизм // Советник Президента. – 2007. – № 52.
  3. Архипов А., Павлов П. Экономические зоны: достоинства и недостатки // Экономист. 2006. №11. С. 28-34.
  4. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Учебное пособие / Москва. Ростов н/Д: 2000. 448 с.
  5. Годовой отчет ОАО «Особые экономические зоны» за 2008 год.
  6. Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и создание компаний за рубежом / М.: Анкил, 2004.
  7. Гражданин и право. №6, 2001 г.
  8. Гражданское законодательство КНР. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997. С.323.
  9. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие / М.: ООО «Книгодел», 2008. 160 с.
  10. Ивченко В.В., Самойлова Л.Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России. – Калининград: Янтарный сказ, 1999. – 167 с.
  11. Кархова И.Ю., Кунаков Д.А. "Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики". № 9, 2007. "Российский внешнеэкономический вестник".
  12. Князева Н. Особые экономические зоны: кадровый вызов//"Человек и Труд" № 4, 2006 г.
  13. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2003.
  14. Российский союз промышленников и предпринимателей: "Об актуальных вопросах развития и оптимизации функционирования особых экономических зон".
  15. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 544 с.
  16. Сидоренко Ю., Клепиков А. Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы // Проблемы теории и практики управления, 2010.
  17. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999. С.433.
  18. Энциклопедия нового Китая / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. С.330.

II. Интернет-ресурсы:

    1. Реферат «Особые экономические зоны» – www.bankreferatov.ru/db/M
    2. Реферат «Свободные экономические зоны в современном мире и России» – revolution.allbest.ru/economy/00006527.html
    3. Реферат «Свободные экономические зоны: сущность, роль, возможности и проблемы становления» – 5ka.ru/53/12009/1.html
    4. Статья "Особые экономические зоны в Великобритании" – http://www.rosez.ru/book/zone_britain.html
    5. Статья "Особые экономические зоны в Италии" – http://www.rosez.ru/book/zone_italia.html
    6. Статья «Методы экономической теории. Экономические категории и законы» – vuzlib.net/beta3/html/1/3704/3728
    7. Статья «Плюсы и минусы свободных экономических зон» – http://www.r52.ru/index.phtml?rid=12&fid=10&sid=22&nid=9260
    8. Статья об особых экономических зонах – ru.wikipedia.org
    9. Статья об экспериментальной экономике – ru.wikipedia.org

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Снижение издержек компаний-резидентов ОЭЗ

Издержки Пром.-произв. ОЭЗ Техн.-внедр. ОЭЗ
Административные  барьеры 5-7% 3-5%
Инфраструктура 10-12% 8-10%
Концентрация  производства 5% 7%
Налоги 3-5% 5-7%
Всего 23-29% 23-29%

Информация о работе Место и роль особых экономических зон в системе мирового хозяйства