Место и роль особых экономических зон в системе мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

В работе представлены теоретические аспекты создания и функционирования особых экономических зон; проведен анализ работы ОЭЗ в странах мира; изучены проблемы и перспективы эффективного применения этого внешнеэкономического инструмента в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 8
1.3. Формы ОЭЗ 11
1.4. Классификация конкурентных преимуществ ОЭЗ 177
2. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА 21
2.1. ОЭЗ в Великобритании 21
2.2. ОЭЗ в Италии 23
2.3. ОЭЗ в Китае 25
3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ 29
3.1. Переходная экономика и ОЭЗ 29
3.2. Контроль функционирования ОЭЗ 34
3.3. Эффективность функционирования ОЭЗ и рост ВВП 37
3.4. ОЭЗ и рынок труда 47
3.5. Сравнение особых экономических зон России и КНР 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 148.25 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина».

Факультет экономики и управления

Кафедра «Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Мировая экономика»

на тему: «Место и роль особых экономических зон в развитии мирового хозяйства» 
 
 

Студент   Солтыс Д.С.
гр. ЭУ-290101 дата, подпись  
     
Руководитель   Гольдберг Д.А.
старший преподаватель дата, подпись  
   
   
   
   
 
 

Екатеринбург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5

1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5

1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 8

1.3. Формы ОЭЗ 11

1.4. Классификация конкурентных преимуществ ОЭЗ 177

2. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА 21

2.1. ОЭЗ в Великобритании 21

2.2. ОЭЗ в Италии 23

2.3. ОЭЗ в Китае 25

3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЗОНЫ В РОССИИ 29

3.1. Переходная экономика и ОЭЗ 29

3.2. Контроль функционирования ОЭЗ 34

3.3. Эффективность функционирования ОЭЗ и рост ВВП 37

3.4. ОЭЗ и рынок труда 47

3.5. Сравнение особых экономических зон России и КНР 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  60

ПРИЛОЖЕНИЕ  60

 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Получение, использование и распределение  созданных материальных благ требуют  обмена ими не только на личностном, внутристрановом уровне, но также и на межстрановом. Необходимость осуществления обменных операций между странами обусловила формирование международных экономических отношений как отдельной экономической категории, а также привела к интенсивному развитию межстранового разделения труда и, соответственно, укреплению взаимосвязей в области торговли, движения капитала, научных и технологических знаний, рабочей силы, информации. Можно с уверенностью говорить о том, что международное разделение труда и международные экономические отношения  при их рациональном и правильном использовании могут быть обоюдовыгодными для всех участников.

     Одним из важных звеньев в реализации принципов  открытой экономики является создание особых (свободных) экономических зон. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика особых экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

     Создание  свободных экономических зон  является сравнительно новым и перспективным  направлением в экономической политике России. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для России, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.

     В основу концепции создания ОЭЗ в России был положен международный опыт организации и развития этих территориальных образований с особым налоговым и таможенным режимом, а также совместные разработки отечественных и зарубежных специалистов.

     Особые экономические зоны являются относительно новым явлением для правовой системы Российской Федерации. Следует отметить, что создание и развитие особых экономических зон является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.

     Цель данной работы: выявить особенности функционирования особых экономических зон.

     В связи с этим можно выделить следующие  задачи:

       – изучение теоретических основ особых экономических зон;

       – рассмотрение практики функционирования особых экономических зон в некоторых странах мира;

       – анализ деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации.

     Кроме того, данная работа поможет научиться  работать с литературой, выработать умение применять теоретические знания для объяснения реальных экономических процессов и явлений.

     В первой части работы будут рассмотрены  теоретические основы понятия «особые экономические зоны», классификация, принципы особых экономических зон и некоторые другие вопросы.

     Вторая  часть направлена на выявление особенностей организации и функционирования особых зон в странах мира.

     Третья часть посвящена рассмотрению деятельности и анализу итогов функционирования ОЭЗ на территории нашего государства. Кроме того, в ней представлено сравнение деятельности ОЭЗ в России и КНР.

     Для написания данной курсовой работы использовались печатные периодические издания, книжные издания, интернет-ресурсы.

1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

    1. Понятие и сущность ОЭЗ

     Экономика как наука использует широкий  спектр методов научного познания. При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

     Экономический эксперимент — это искусственное  воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения1.

     Экспериментальная экономика – сравнительно новая наука, интенсивно развивающаяся с начала 1980-х годов. В основе методологии экспериментальной экономики лежит использование экспериментальных методов для проверки обоснованности экономических теорий и исследования рыночных механизмов. Экономические эксперименты позволяют получить представление о типичном поведении экономических агентов в контролируемых условиях. Одно из преимуществ такого метода — возможность четко сформулировать стоящий перед испытуемым выбор модели поведения в данной экономической ситуации, вычленяя интересующие исследователя элементы этого выбора из всего многообразия рассмотрений, стоящих перед экономическим агентом в реальной ситуации2.

     Именно  к разряду экономических экспериментов  можно отнести создание особых экономических  зон.

     Итак, особая (свободная) экономическая зона — это территория, на которой устанавливаются особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. Иными словами, она являет собой анклав3, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляет обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства.

     Любая ОЭЗ независимо от места ее расположения и цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства, на территории которого создается зона, и осуществление его суверенных прав при этом не затрагиваются. Имеется в виду, что ОЭЗ — хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них осуществляется органами власти и управления. Распространено ошибочное мнение, будто при создании зон какая-то часть государственной территории будет сдаваться в аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам.

     Но  дело в том, что, когда в экономической  литературе применительно к зонам  говорится об анклавах, данный термин имеет не тот смысл, в котором  он употребляется в государственно-правовой и международно-правовой литературе. Здесь речь идет именно об особой, чисто экономической зоне, продолжающей оставаться в пределах государства.

     Специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов в ОЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование, налогообложение, лицензирование, визовое оформление, банковскую деятельность, имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающиеся прав собственности на землю), предоставление концессий, управление свободной зоной. Определенную специфику в ОЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства4.

 

     Хочется отметить следующие характерные  черты особых экономических зон5:

     а) Применение различных видов льгот  и стимулов, в том числе:

       – внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

       – фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

       – финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

       – административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

     В результате применения льгот норма прибыли в ОЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских ОЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза), сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для ОЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

     б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные  решения в широком экономическом  спектре;

Информация о работе Место и роль особых экономических зон в системе мирового хозяйства