Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:45, курсовая работа
В работе представлены теоретические аспекты создания и функционирования особых экономических зон; проведен анализ работы ОЭЗ в странах мира; изучены проблемы и перспективы эффективного применения этого внешнеэкономического инструмента в России
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 8
1.3. Формы ОЭЗ 11
1.4. Классификация конкурентных преимуществ ОЭЗ 177
2. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА 21
2.1. ОЭЗ в Великобритании 21
2.2. ОЭЗ в Италии 23
2.3. ОЭЗ в Китае 25
3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ 29
3.1. Переходная экономика и ОЭЗ 29
3.2. Контроль функционирования ОЭЗ 34
3.3. Эффективность функционирования ОЭЗ и рост ВВП 37
3.4. ОЭЗ и рынок труда 47
3.5. Сравнение особых экономических зон России и КНР 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина».
Факультет экономики и управления
Кафедра
«Управление внешнеэкономической деятельностью
предприятия»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Мировая экономика»
на тему:
«Место и роль особых
экономических зон в
развитии мирового хозяйства»
Студент | Солтыс Д.С. | |
гр. ЭУ-290101 | дата, подпись | |
Руководитель | Гольдберг Д.А. | |
старший преподаватель | дата, подпись |
Екатеринбург
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 8
1.3. Формы ОЭЗ 11
1.4. Классификация конкурентных преимуществ ОЭЗ 177
2. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА 21
2.1. ОЭЗ в Великобритании 21
2.2. ОЭЗ в Италии 23
2.3. ОЭЗ в Китае 25
3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ 29
3.1. Переходная экономика и ОЭЗ 29
3.2. Контроль функционирования ОЭЗ 34
3.3. Эффективность функционирования ОЭЗ и рост ВВП 37
3.4. ОЭЗ и рынок труда 47
3.5. Сравнение особых экономических зон России и КНР 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
ВВЕДЕНИЕ
Получение, использование и распределение созданных материальных благ требуют обмена ими не только на личностном, внутристрановом уровне, но также и на межстрановом. Необходимость осуществления обменных операций между странами обусловила формирование международных экономических отношений как отдельной экономической категории, а также привела к интенсивному развитию межстранового разделения труда и, соответственно, укреплению взаимосвязей в области торговли, движения капитала, научных и технологических знаний, рабочей силы, информации. Можно с уверенностью говорить о том, что международное разделение труда и международные экономические отношения при их рациональном и правильном использовании могут быть обоюдовыгодными для всех участников.
Одним из важных звеньев в реализации принципов открытой экономики является создание особых (свободных) экономических зон. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика особых экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.
Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике России. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для России, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
В основу концепции создания ОЭЗ в России был положен международный опыт организации и развития этих территориальных образований с особым налоговым и таможенным режимом, а также совместные разработки отечественных и зарубежных специалистов.
Особые экономические зоны являются относительно новым явлением для правовой системы Российской Федерации. Следует отметить, что создание и развитие особых экономических зон является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.
Цель данной работы: выявить особенности функционирования особых экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
– изучение теоретических основ особых экономических зон;
– рассмотрение практики функционирования особых экономических зон в некоторых странах мира;
– анализ деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации.
Кроме того, данная работа поможет научиться работать с литературой, выработать умение применять теоретические знания для объяснения реальных экономических процессов и явлений.
В первой части работы будут рассмотрены теоретические основы понятия «особые экономические зоны», классификация, принципы особых экономических зон и некоторые другие вопросы.
Вторая часть направлена на выявление особенностей организации и функционирования особых зон в странах мира.
Третья часть посвящена рассмотрению деятельности и анализу итогов функционирования ОЭЗ на территории нашего государства. Кроме того, в ней представлено сравнение деятельности ОЭЗ в России и КНР.
Для написания данной курсовой работы использовались печатные периодические издания, книжные издания, интернет-ресурсы.
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания. При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.
Экономический
эксперимент — это
Экспериментальная экономика – сравнительно новая наука, интенсивно развивающаяся с начала 1980-х годов. В основе методологии экспериментальной экономики лежит использование экспериментальных методов для проверки обоснованности экономических теорий и исследования рыночных механизмов. Экономические эксперименты позволяют получить представление о типичном поведении экономических агентов в контролируемых условиях. Одно из преимуществ такого метода — возможность четко сформулировать стоящий перед испытуемым выбор модели поведения в данной экономической ситуации, вычленяя интересующие исследователя элементы этого выбора из всего многообразия рассмотрений, стоящих перед экономическим агентом в реальной ситуации2.
Именно
к разряду экономических
Итак, особая (свободная) экономическая зона — это территория, на которой устанавливаются особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. Иными словами, она являет собой анклав3, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляет обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства.
Любая ОЭЗ независимо от места ее расположения и цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства, на территории которого создается зона, и осуществление его суверенных прав при этом не затрагиваются. Имеется в виду, что ОЭЗ — хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них осуществляется органами власти и управления. Распространено ошибочное мнение, будто при создании зон какая-то часть государственной территории будет сдаваться в аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам.
Но
дело в том, что, когда в экономической
литературе применительно к зонам
говорится об анклавах, данный термин
имеет не тот смысл, в котором
он употребляется в
Специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов в ОЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование, налогообложение, лицензирование, визовое оформление, банковскую деятельность, имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающиеся прав собственности на землю), предоставление концессий, управление свободной зоной. Определенную специфику в ОЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства4.
Хочется отметить следующие характерные черты особых экономических зон5:
а) Применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:
– внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
– фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
– финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
– административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.
В результате применения льгот норма прибыли в ОЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских ОЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза), сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для ОЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).
б)
наличие локальной, относительно обособленной
системы управления зоной, наделенной
правом принимать самостоятельные
решения в широком
Информация о работе Место и роль особых экономических зон в системе мирового хозяйства