Место и роль особых экономических зон в системе мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

В работе представлены теоретические аспекты создания и функционирования особых экономических зон; проведен анализ работы ОЭЗ в странах мира; изучены проблемы и перспективы эффективного применения этого внешнеэкономического инструмента в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 8
1.3. Формы ОЭЗ 11
1.4. Классификация конкурентных преимуществ ОЭЗ 177
2. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА 21
2.1. ОЭЗ в Великобритании 21
2.2. ОЭЗ в Италии 23
2.3. ОЭЗ в Китае 25
3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ 29
3.1. Переходная экономика и ОЭЗ 29
3.2. Контроль функционирования ОЭЗ 34
3.3. Эффективность функционирования ОЭЗ и рост ВВП 37
3.4. ОЭЗ и рынок труда 47
3.5. Сравнение особых экономических зон России и КНР 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 148.25 Кб (Скачать)

     Документы об учреждении каждой зоны утверждаются лицами, уполномоченными Госсекретарем (министром) окружающей среды, транспорта и регионов (заместителем Премьер-министра Великобритании). В этих документах определяется управляющий орган (например, местный совет или корпорация развития).

     Для вновь создаваемых и уже существующих предприятий и фирм деятельность в зоне предпринимательства может предоставить следующие преимущества: 

     – заявки от фирм, находящихся в ЗП, на определенные таможенные услуги обрабатываются вне очереди, так как рассматриваются в качестве приоритетных (вопросы освобождения от уплаты импортных пошлин с товаров, ввозимых из стран, не являющихся членами ЕС, для их последующей переработки и экспорта за пределы ЕС; создание таможенных складов);

       – освобождение от корпоративного и подоходного налогов, направляемых на капитальные затраты в промышленном и коммерческом строительстве (но не за пользование водой и др. виды услуг) предоставляется автоматически и не требует специального обращения;

       – освобождение от налога на хозяйственную деятельность для промышленных и коммерческих объектов;

       – упрощенный режим планирования застройки: развитие любой площадки, расположенной на территории ЗП, не требует индивидуального планового разрешения;

     – остающиеся в силе законные контрольные меры осуществляются в ускоренном порядке, сотрудники освобождаются от уплаты сбора за производственно-техническое обучение и обязанности направлять информацию в Комитет по производственно-техническому обучению;

       – снижены требования по предоставлению статистической информации.

     Стимулирование  деловой активности осуществляется также за счет продажи в частные руки городской собственности (земли, зданий и сооружений) и отмены некоторых видов местного нормативного регулирования хозяйственной деятельности.

    2.2. ОЭЗ в Италии

     Италия  не имеет опыта создания особых экономических  зон либо зон свободной торговли, законодательная база, регулирующая деятельность в этой области, отсутствует.

     Однако  законодательство Италии предоставляет  особый режим предпринимательской деятельности ряду таможенных зон, наиболее крупной из которых является зона свободного порта г. Триеста.

     Последней предоставляются следующие основные преимущества для обращения товаров и предпринимательской деятельности13:

     – ввоз в зону свободного порта товаров, поступающих морским путем, независимо от пункта назначения, происхождения и рода товара (за исключением случаев применения норм санитарного характера или соблюдения требований безопасности) не сопровождается оплатой пошлин или иных сборов, за исключением случаев платы за предоставленные услуги;

     – владелец товара не ограничен во времени подачи документов для его таможенного оформления в случае дальнейшего перемещения товара как в виде транзита для отправки в третьи страны, так и импорта на рынок ЕС;

     – товары, поступающие в зону свободного порта наземным транспортом для последующего вывоза с территории ЕС, считаются экспортированными в момент ввоза, вследствие чего могут отгружаться в любое время (за исключением случаев передачи товаров по требованию владельца на складское хранение при необходимости получения особых налоговых льгот);

     – при импорте товаров на рынок ЕС через свободный порт Триеста владельцы товаров получают право на рассрочку оплаты таможенных пошлин и налогов (налог на доходы, НДС и пр.) максимальным сроком до 180 дней с взиманием за это процентных платежей по особо низкой ставке, периодически устанавливаемой Министерством финансов Италии;

     – для товаров, ввозимых на имя иностранного получателя, допускается производить без каких-либо ограничений так называемые сопутствующие операции с товаром (упаковка и переупаковка, отбор образцов и пр.); для осуществления промышленной переработки товара требуются разрешения таможенных органов или Минфина, связанные с определением конечного получателя товара, подвергнутого переработке. В отличие от обычного режима временного импорта при осуществлении таких операций на территории свободного порта от владельца товара не требуется внесения авансовых таможенных платежей на всю партию товара, ввезенного в режиме временного импорта;

     – используя залоговую стоимость некоторых товаров, размещенных на складе свободного порта, их владелец может получать банковские гарантии для краткосрочного кредитования своих операций.

    2.3. ОЭЗ в Китае

      В Китае используются практически  любые формы привлечения иностранного капитала: создание совместных предприятий, имеющих 100%-ный иностранный капитал; кооперация; обработка сырья; торговля; сборка готовой продукции из полуфабрикатов; предоставление займов, приобретение облигаций и акций, включая акции государственных предприятий (но не во всех зонах). Например, в ОЭЗ ''Сямынь''(создана в 1987 году) иностранцам разрешено приобретать китайские предприятия через покупку акций этих предприятий, причем минимальная доля иностранного инвестора должна быть 25%, а максимальная не ограничивается.

      Оформление  инвестиций обычно осуществляется через  администрацию ОЭЗ или созданные в этих администрациях отраслевые компании. Зарубежный инвестор должен подать заявление о намерениях, в котором указывает цель инвестирования, размер инвестиций, требования к инфраструктурному обеспечению объекта инвестирования и т.п. Администрация ОЭЗ имеет право самостоятельно принимать решения по иностранным инвесторам за исключением особо крупных объектов. В случае положительного решения с инвестором заключается контракт, согласно которому он получает соответствующий сертификат и лицензию.

      Система льгот для инвесторов в китайских ОЭЗ достаточно эффективна14:

      – подоходный налог с предпринимателей в особой зоне составляет 15%, тогда как внутри республики он равен 55%;

      – если срок контракта более 10 лет, то предприниматели освобождаются от налога в течение первых двух лет с начала получения прибыли, а на третий год имеют 50%-ную скидку;

      – по окончании трехлетнего периода предпринимателям предоставляется 10%-ная скидка с подоходного налога, если более 70% продукции идет на экспорт (или 50%-ная скидка в течение трех лет, если используются передовая технология);

      – совместные предприятия, производящие высокотехнологичную и импортозамещающую продукцию в ОЭЗ, имеют налоговую ставку до 10% и до 15% – в остальных регионах страны;

      – от уплаты импортной пошлины освобождается ввозимое из-за рубежа для предприятий ОЭЗ оборудование, как производственное, так и офисное; транспорт для иностранных сотрудников; электроприборы; потребительские товары, предназначенные для личного пользования иностранных сотрудников. Для них обычно создаются также специальные магазины импортных (беспошлинных) потребительских товаров. От уплаты единого торгово-промышленного налога на экспорт освобождается экспортная продукция (кроме нефти, бензина и ряда видов продукции, утверждаемой государством), реализуемая внутри ОЭЗ Китая;

      – зарубежные вкладчики поощряются к реинвестированию своей прибыли в ОЭЗ. По решению местных властей им может быть возвращена часть подоходного налога, уплаченного с реинвестированной прибыли.

      – убытки предприятий с иностранным капиталом разрешается покрывать за счет прибыли следующих лет (но не свыше пяти лет с начала их эксплуатации);

      – устанавливается на более льготных условиях и плата за землю. В особой зоне производится фиксированная арендная плата за пользование производственными площадями для предприятий с иностранным капиталом: 15-20 долларов за один квадратный метр в год. Все налоговые и другие финансовые поступления остаются в распоряжении администраций ОЭЗ.

      Другие  особенности китайских ОЭЗ заключаются в следующем:

       1) Регулирование оплаты труда осуществляется администрацией ОЭЗ, причем размер заработной платы наемных работников в зоне должен быть выше, чем на остальной территории Китая, за исключением Гонконга. В среднем китайский работник обходится зарубежному инвестору в 50-75 долларов в месяц, включая отчисления в фонды социального и трудового страхования, а также в фонд управления трудовых ресурсов ОЭЗ. Китайский рабочий может получить заработную плату как в китайской валюте, так и частично в инвалютных сертификатах.

      2) На совместных предприятиях и предприятиях со 100%-ным иностранным капиталом разрешается самостоятельно устанавливать формы оплаты труда, разрабатывать системы премий и штрафов, утверждать собственные штаты, увольнять работников, нарушивших условия контрактов.

      3) Порядок расчетов на территории ОЭЗ отличается от остальной территории Китая. Предприятия с участием иностранного капитала имеют право вести счета как в китайской, так и в иностранной валюте. Им разрешается свободно обменивать китайскую и иностранную валюту между собой по договорному курсу (который обычно выше государственного), но при участии представителей местных органов управления по контролю над иностранной валютой. Иностранные инвесторы могут беспрепятственно переводить свою прибыль в валюте за рубеж без уплаты налогов.

      4) Организация сбыта продукции на внутреннем рынке осуществляется китайской стороной. В основе данного регулирования лежит соблюдение ряда условий, присущих конкретным ОЭЗ. Условия, при которых допускается реализация продукции на внутреннем рынке, следующие: высокотехнологичная продукция, продукция, в которой Китай испытывает острую нехватку, по которой зависит от импорта, при производстве которой используется в основном китайское сырье или полуфабрикаты и которая по качеству выше аналога производимого в Китае.

      5) Режим въезда и выезда для иностранных инвесторов упрощен. В большинстве случаев оформляется годовая многократная виза. Инвесторам, прибывшим в ОЭЗ по запросам администрации, виза может быть выдана пограничными властями сразу при въезде в зону.

      6) Защита иностранных инвестиций обеспечивается законодательством Китая и администрацией ОЭЗ. Кроме того, Китайская страховая компания принимает на себя страхование иностранных инвестиций на случай ''политических рисков''.

      Процесс создания ОЭЗ в Китае привел к существованию 13 беспошлинных зон, 32 зон технического развития и 52 зон новых и высоких технологий, и этот процесс продолжается. Особые экономические зоны Китая являются инструментом форсирования развития экономики данной страны, и, безусловно, положительно влияют на экономический рост Китая.

 

3. ОСОБЫЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ

3.1. Переходная экономика и ОЭЗ

     Мировой опыт успешного функционирования ОЭЗ в середине 80-х гг. привлек пристальное внимание советских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 особых зон. При этом сами спецзоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной.

     Первые  попытки по пропаганде и созданию ОЭЗ были предприняты в середине 80-х гг. Так, в 1986 г. зародилась идея создания ОЭЗ «Находка». К концу 80-х гг. появилась государственная концепция развития ОЭЗ на территории СССР.

     По  форме ОЭЗ должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Важной задачей было привлечение иностранного капитала и технологий. В декабре 1989 г. Правительством СССР было принято постановление о создании ОЭЗ в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении ОЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР».

     К началу 90-х гг. государственная концепция ОЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности ОЭЗ и ратовали за огромные территории, отводимые под зоны. В середине 1980 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 особых экономических зон. По каждой ОЭЗ Совет Министров РСФСР утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус.

     Процесс образования ОЭЗ в начале 90-х гг. характеризовался следующими чертами15:

Информация о работе Место и роль особых экономических зон в системе мирового хозяйства