Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:45, курсовая работа
В работе представлены теоретические аспекты создания и функционирования особых экономических зон; проведен анализ работы ОЭЗ в странах мира; изучены проблемы и перспективы эффективного применения этого внешнеэкономического инструмента в России
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 8
1.3. Формы ОЭЗ 11
1.4. Классификация конкурентных преимуществ ОЭЗ 177
2. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА 21
2.1. ОЭЗ в Великобритании 21
2.2. ОЭЗ в Италии 23
2.3. ОЭЗ в Китае 25
3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ 29
3.1. Переходная экономика и ОЭЗ 29
3.2. Контроль функционирования ОЭЗ 34
3.3. Эффективность функционирования ОЭЗ и рост ВВП 37
3.4. ОЭЗ и рынок труда 47
3.5. Сравнение особых экономических зон России и КНР 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Документы об учреждении каждой зоны утверждаются лицами, уполномоченными Госсекретарем (министром) окружающей среды, транспорта и регионов (заместителем Премьер-министра Великобритании). В этих документах определяется управляющий орган (например, местный совет или корпорация развития).
Для
вновь создаваемых и уже
– заявки от фирм, находящихся в ЗП, на определенные таможенные услуги обрабатываются вне очереди, так как рассматриваются в качестве приоритетных (вопросы освобождения от уплаты импортных пошлин с товаров, ввозимых из стран, не являющихся членами ЕС, для их последующей переработки и экспорта за пределы ЕС; создание таможенных складов);
– освобождение от корпоративного и подоходного налогов, направляемых на капитальные затраты в промышленном и коммерческом строительстве (но не за пользование водой и др. виды услуг) предоставляется автоматически и не требует специального обращения;
– освобождение от налога на хозяйственную деятельность для промышленных и коммерческих объектов;
– упрощенный режим планирования застройки: развитие любой площадки, расположенной на территории ЗП, не требует индивидуального планового разрешения;
– остающиеся в силе законные контрольные меры осуществляются в ускоренном порядке, сотрудники освобождаются от уплаты сбора за производственно-техническое обучение и обязанности направлять информацию в Комитет по производственно-техническому обучению;
– снижены требования по предоставлению статистической информации.
Стимулирование деловой активности осуществляется также за счет продажи в частные руки городской собственности (земли, зданий и сооружений) и отмены некоторых видов местного нормативного регулирования хозяйственной деятельности.
Италия не имеет опыта создания особых экономических зон либо зон свободной торговли, законодательная база, регулирующая деятельность в этой области, отсутствует.
Однако законодательство Италии предоставляет особый режим предпринимательской деятельности ряду таможенных зон, наиболее крупной из которых является зона свободного порта г. Триеста.
Последней
предоставляются следующие
– ввоз в зону свободного порта товаров, поступающих морским путем, независимо от пункта назначения, происхождения и рода товара (за исключением случаев применения норм санитарного характера или соблюдения требований безопасности) не сопровождается оплатой пошлин или иных сборов, за исключением случаев платы за предоставленные услуги;
– владелец товара не ограничен во времени подачи документов для его таможенного оформления в случае дальнейшего перемещения товара как в виде транзита для отправки в третьи страны, так и импорта на рынок ЕС;
– товары, поступающие в зону свободного порта наземным транспортом для последующего вывоза с территории ЕС, считаются экспортированными в момент ввоза, вследствие чего могут отгружаться в любое время (за исключением случаев передачи товаров по требованию владельца на складское хранение при необходимости получения особых налоговых льгот);
– при импорте товаров на рынок ЕС через свободный порт Триеста владельцы товаров получают право на рассрочку оплаты таможенных пошлин и налогов (налог на доходы, НДС и пр.) максимальным сроком до 180 дней с взиманием за это процентных платежей по особо низкой ставке, периодически устанавливаемой Министерством финансов Италии;
– для товаров, ввозимых на имя иностранного получателя, допускается производить без каких-либо ограничений так называемые сопутствующие операции с товаром (упаковка и переупаковка, отбор образцов и пр.); для осуществления промышленной переработки товара требуются разрешения таможенных органов или Минфина, связанные с определением конечного получателя товара, подвергнутого переработке. В отличие от обычного режима временного импорта при осуществлении таких операций на территории свободного порта от владельца товара не требуется внесения авансовых таможенных платежей на всю партию товара, ввезенного в режиме временного импорта;
– используя залоговую стоимость некоторых товаров, размещенных на складе свободного порта, их владелец может получать банковские гарантии для краткосрочного кредитования своих операций.
В
Китае используются практически
любые формы привлечения
Оформление инвестиций обычно осуществляется через администрацию ОЭЗ или созданные в этих администрациях отраслевые компании. Зарубежный инвестор должен подать заявление о намерениях, в котором указывает цель инвестирования, размер инвестиций, требования к инфраструктурному обеспечению объекта инвестирования и т.п. Администрация ОЭЗ имеет право самостоятельно принимать решения по иностранным инвесторам за исключением особо крупных объектов. В случае положительного решения с инвестором заключается контракт, согласно которому он получает соответствующий сертификат и лицензию.
Система льгот для инвесторов в китайских ОЭЗ достаточно эффективна14:
– подоходный налог с предпринимателей в особой зоне составляет 15%, тогда как внутри республики он равен 55%;
– если срок контракта более 10 лет, то предприниматели освобождаются от налога в течение первых двух лет с начала получения прибыли, а на третий год имеют 50%-ную скидку;
– по окончании трехлетнего периода предпринимателям предоставляется 10%-ная скидка с подоходного налога, если более 70% продукции идет на экспорт (или 50%-ная скидка в течение трех лет, если используются передовая технология);
– совместные предприятия, производящие высокотехнологичную и импортозамещающую продукцию в ОЭЗ, имеют налоговую ставку до 10% и до 15% – в остальных регионах страны;
– от уплаты импортной пошлины освобождается ввозимое из-за рубежа для предприятий ОЭЗ оборудование, как производственное, так и офисное; транспорт для иностранных сотрудников; электроприборы; потребительские товары, предназначенные для личного пользования иностранных сотрудников. Для них обычно создаются также специальные магазины импортных (беспошлинных) потребительских товаров. От уплаты единого торгово-промышленного налога на экспорт освобождается экспортная продукция (кроме нефти, бензина и ряда видов продукции, утверждаемой государством), реализуемая внутри ОЭЗ Китая;
– зарубежные вкладчики поощряются к реинвестированию своей прибыли в ОЭЗ. По решению местных властей им может быть возвращена часть подоходного налога, уплаченного с реинвестированной прибыли.
– убытки предприятий с иностранным капиталом разрешается покрывать за счет прибыли следующих лет (но не свыше пяти лет с начала их эксплуатации);
– устанавливается на более льготных условиях и плата за землю. В особой зоне производится фиксированная арендная плата за пользование производственными площадями для предприятий с иностранным капиталом: 15-20 долларов за один квадратный метр в год. Все налоговые и другие финансовые поступления остаются в распоряжении администраций ОЭЗ.
Другие особенности китайских ОЭЗ заключаются в следующем:
1) Регулирование оплаты труда осуществляется администрацией ОЭЗ, причем размер заработной платы наемных работников в зоне должен быть выше, чем на остальной территории Китая, за исключением Гонконга. В среднем китайский работник обходится зарубежному инвестору в 50-75 долларов в месяц, включая отчисления в фонды социального и трудового страхования, а также в фонд управления трудовых ресурсов ОЭЗ. Китайский рабочий может получить заработную плату как в китайской валюте, так и частично в инвалютных сертификатах.
2) На совместных предприятиях и предприятиях со 100%-ным иностранным капиталом разрешается самостоятельно устанавливать формы оплаты труда, разрабатывать системы премий и штрафов, утверждать собственные штаты, увольнять работников, нарушивших условия контрактов.
3) Порядок расчетов на территории ОЭЗ отличается от остальной территории Китая. Предприятия с участием иностранного капитала имеют право вести счета как в китайской, так и в иностранной валюте. Им разрешается свободно обменивать китайскую и иностранную валюту между собой по договорному курсу (который обычно выше государственного), но при участии представителей местных органов управления по контролю над иностранной валютой. Иностранные инвесторы могут беспрепятственно переводить свою прибыль в валюте за рубеж без уплаты налогов.
4) Организация сбыта продукции на внутреннем рынке осуществляется китайской стороной. В основе данного регулирования лежит соблюдение ряда условий, присущих конкретным ОЭЗ. Условия, при которых допускается реализация продукции на внутреннем рынке, следующие: высокотехнологичная продукция, продукция, в которой Китай испытывает острую нехватку, по которой зависит от импорта, при производстве которой используется в основном китайское сырье или полуфабрикаты и которая по качеству выше аналога производимого в Китае.
5) Режим въезда и выезда для иностранных инвесторов упрощен. В большинстве случаев оформляется годовая многократная виза. Инвесторам, прибывшим в ОЭЗ по запросам администрации, виза может быть выдана пограничными властями сразу при въезде в зону.
6) Защита иностранных инвестиций обеспечивается законодательством Китая и администрацией ОЭЗ. Кроме того, Китайская страховая компания принимает на себя страхование иностранных инвестиций на случай ''политических рисков''.
Процесс создания ОЭЗ в Китае привел к существованию 13 беспошлинных зон, 32 зон технического развития и 52 зон новых и высоких технологий, и этот процесс продолжается. Особые экономические зоны Китая являются инструментом форсирования развития экономики данной страны, и, безусловно, положительно влияют на экономический рост Китая.
3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ
Мировой опыт успешного функционирования ОЭЗ в середине 80-х гг. привлек пристальное внимание советских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в различных регионах СССР до 50 особых зон. При этом сами спецзоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной.
Первые попытки по пропаганде и созданию ОЭЗ были предприняты в середине 80-х гг. Так, в 1986 г. зародилась идея создания ОЭЗ «Находка». К концу 80-х гг. появилась государственная концепция развития ОЭЗ на территории СССР.
По форме ОЭЗ должны были представлять зоны свободного предпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Важной задачей было привлечение иностранного капитала и технологий. В декабре 1989 г. Правительством СССР было принято постановление о создании ОЭЗ в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении ОЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР».
К началу 90-х гг. государственная концепция ОЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициативы делали акцент на значительной самостоятельности ОЭЗ и ратовали за огромные территории, отводимые под зоны. В середине 1980 г. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 особых экономических зон. По каждой ОЭЗ Совет Министров РСФСР утверждал отдельное положение, закрепляющее ее хозяйственно-правовой статус.
Процесс образования ОЭЗ в начале 90-х гг. характеризовался следующими чертами15:
Информация о работе Место и роль особых экономических зон в системе мирового хозяйства