Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:45, курсовая работа
В работе представлены теоретические аспекты создания и функционирования особых экономических зон; проведен анализ работы ОЭЗ в странах мира; изучены проблемы и перспективы эффективного применения этого внешнеэкономического инструмента в России
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 8
1.3. Формы ОЭЗ 11
1.4. Классификация конкурентных преимуществ ОЭЗ 177
2. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА 21
2.1. ОЭЗ в Великобритании 21
2.2. ОЭЗ в Италии 23
2.3. ОЭЗ в Китае 25
3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ 29
3.1. Переходная экономика и ОЭЗ 29
3.2. Контроль функционирования ОЭЗ 34
3.3. Эффективность функционирования ОЭЗ и рост ВВП 37
3.4. ОЭЗ и рынок труда 47
3.5. Сравнение особых экономических зон России и КНР 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
– отсутствием четкого понимания реальных целей и задач ОЭЗ;
– огромностью отводимых территорий для ОЭЗ. На долю формально созданных «особых зон» приходилось более одной трети территории России;
– массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;
– стремлением местных властей к суверенитету через создание ОЭЗ;
– сами зоны рассматривались не столько как инструмент целенаправленной внешнеэкономической деятельности, а скорее как внутриэкономический фактор, имеющий целью создать противовес плановой системе хозяйствования.
Принятый в июле 1991 г. Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в котором целая глава была посвящена ОЭЗ, заметно упорядочил процесс их образования. По этому Закону ОЭЗ создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала.
В ОЭЗ устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Так, для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. регистрация производится непосредственно в ОЭЗ; налогообложение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации налогов для иностранных инвесторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне ОЭЗ этот срок до 50 лет); понижение таможенных пошлин на ввоз-вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового; наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставляется в их распоряжении.
Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации ОЭЗ в России. Новые законы, регулирующие внутри- и внешнеэкономические отношения, не предусматривали какого-либо особого статуса ОЭЗ. И хотя правительственные положения об ОЭЗ никто не отменял, государственные финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвало беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ об ОЭЗ, а также заверения администрации действующих зон о неизменности зональной политики способствовали определенной стабилизации обстановки. Однако в целом в развитии ОЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.
В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен была предложена концепция формирования микрозон — разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.
Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных ОЭЗ путем урезания и лишения их ряда привилегий. В печати и высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности ОЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:
– выражение опасения, что будет образовано слишком большое число различных ОЭЗ;
– высказывалось мнение, что ОЭЗ — это «черные дыры» российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрация криминогенных элементов и других негативных явлений;
– констатировалось уменьшение управляемости ОЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерная самостоятельность и формирование новых региональных элит.
Несмотря на сдерживание процессов развития ОЭЗ сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Усилилась тенденция по созданию «налоговых убежищ». В результате в России возникли спецзоны оффшорного типа.
В современных условиях развития страны, когда перед национальной экономикой стоит задача серьезного увеличения валового внутреннего продукта, вопросы создания и развития инфраструктур, содействующих вовлечению результатов научных исследований и разработок в хозяйственную деятельность, приобретают все большее значение.
Сегодня ситуация изменилась кардинальным образом, и с уверенностью можно сделать вывод, что с 2005 г. начался принципиально новый этап проекта по развитию особых экономических зон на территории России16. Начало новой волны ОЭЗ связано, прежде всего, с принятием двух базовых законодательных актов – Федерального закона от 22.07.05 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федерального закона от 22.07.05 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этими законами заложена единая правовая основа создания и функционирования ОЭЗ на территории России, сформулированы новые принципы отношений власти и бизнеса на территории таких зон. Важно то, что для ОЭЗ введена принципиально новая система налоговых и таможенных льгот.
Все ранее созданные ОЭЗ прекратили свое существование с момента введения в действие Федерального закона № 116-ФЗ, за исключением двух – в Калининградской и Магаданской областях. В конце ноября 2005 г. в результате конкурсного отбора, проведенного Минэкономразвития России на основе нового закона, определились еще шесть особых экономических зон – в городах Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге, Томске, Липецке и Елабуге.
Второй этап конкурсного отбора был проведен в 2007 г. Кроме того, сейчас в рамках проекта ОЭЗ активно набирает обороты такая форма, как портовые и туристско-рекреационные в ряде регионов России.
По
мнению ведущих экономических
Сегодня на территории уже созданных ОЭЗ зарегистрировано 54 резидента, объем инвестиций на данный момент составляет свыше 5 млрд руб. При этом на территории технико-внедренческих ОЭЗ зарегистрировано 44 резидента, а на территории промышленно-производственных зон – 10. Из них 5 резидентов на территории Липецкой области и 5 – на территории Республики Татарстан17.
Первая
полноценная ОЭЗ промышленно-
В 2008 г. была открыта вторая промышленно-производственная зона в Липецкой области. Также активно ведется проектирование и строительство технико-внедренческих зон. Что касается туристско-рекреационных ОЭЗ, то к настоящему времени разработаны концепции пяти таких зон. По двум (на озере Байкал) концепции были разработаны еще в марте 2008 г. Начало эксплуатации ТРЗ запланировано на 2012 г.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что в России завершился первый этап – этап формирования нормативной правовой базы и открытия «пилотных» зон. С 2009 г. началась новая фаза деятельности – период активного проектирования и строительства объектов инфраструктуры во всех ОЭЗ. В ближайшие годы результаты работы первых ОЭЗ покажут, насколько эффективным станет этот инструмент для диверсификации экономики и стоит ли его активно распространять по всей территории России. Однако первые результаты работы промышленно-производственных зон уже внушают достаточную долю оптимизма.
Как показывает зарубежный опыт, в свободных экономических зонах действует законодательство соответствующего государства (гражданское, хозяйственное, трудовое и т.д.), за исключением тех изъятий, которые установлены законодательными актами об иностранных инвестициях, законами об ОЭЗ и положениями о конкретных зонах. Особое значение для регулирования хозяйственной деятельности в ОЭЗ приобретает, естественно, законодательство о предпринимательской деятельности, налоговое законодательство, положения законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, антимонопольного законодательства, других актов, связанных с переходом к рыночной экономике.
Что же касается органов хозяйственного управления, то на практике встречаются различные варианты решения этой непростой проблемы.
В
наиболее частых случаях, когда территория
зоны полностью совпадает с
Вопросы же общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на специальную корпорацию, создаваемую за счет вкладов зональных и внезональных предприятий, местных, а также центральных органов управления. Они должны действовать на коммерческих принципах.
Корпорация призвана заниматься перспективным планированием развития ОЭЗ, представлять хозяйственные интересы зоны внутри страны и за рубежом (включая проведение рекламы, мероприятий по привлечению инвестиций и т.п.), объявляет и проводит торги на размещение новых производств, организует привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляет строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройство и сдачу в аренду земельных участков, обеспечивает, в случае необходимости, снабжение и финансирование предприятий.
В настоящее время в России сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает свыше 50 нормативно-правовых актов. Создана и система управления данным процессом, которая включает в себя следующие органы18:
1) Министерство экономического развития Российской Федерации (МЭР) – как главный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ и формирующий законодательную базу этого процесса.
2) Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) – как орган исполнительной власти, осуществляющий управление всем процессом создания и функционирования ОЭЗ.
3) Наблюдательные советы ОЭЗ – как совещательные органы, определяющие стратегию развития каждой ОЭЗ. В наблюдательные советы ОЭЗ входят представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, резидентов ОЭЗ, а также общественных организаций и объединений.
4) Открытое акционерное общество «Особые экономические зоны» (100% собственности уставного капитала принадлежит Российской Федерации) – как главная управляющая компания в сфере проектирования и строительства за счет государственных средств объектов инфраструктуры ОЭЗ.
На территории каждого региона, где созданы ОЭЗ, также сформированы территориальные органы Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, филиалы или дочерние общества ОАО «ОЭЗ», назначены уполномоченные подразделения и уполномоченные лица в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления, отвечающие за создание и развитие ОЭЗ на данной территории.
Стоит обратить внимание на то, что 5 октября 2009 г. Агентство по управлению особыми экономическими зонами было упразднено. Все функции и обязательства агентства были переданы курирующему его деятельность Минэкономразвития России (МЭР).
На мой взгляд, следует ожидать, что эффективность ОЭЗ при передаче в МЭР функций по их управлению не снизится, поскольку соответствующие нормативные акты создавались именно этим министерством. Основа проблемы состоит в самой идее ОЭЗ, предполагающей застройку территорий зон частными инвесторами. На практике частный инвестор предпочитает приходить на все готовое и застройку приходится делать государственному органу. Такой подход чреват серьезным замедлением темпов строительства. Тем не менее, по мнению властей, принятое решение позволит именно на уровне субъектов федерации эффективно осуществлять управление зонами, своевременно вносить корректировки и обеспечивать строительство объектов инфраструктуры. Время от принятия решений до реализации значительно сократится при такой схеме управления зонами.
Информация о работе Место и роль особых экономических зон в системе мирового хозяйства