Место и роль особых экономических зон в системе мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

В работе представлены теоретические аспекты создания и функционирования особых экономических зон; проведен анализ работы ОЭЗ в странах мира; изучены проблемы и перспективы эффективного применения этого внешнеэкономического инструмента в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 5
1.1. Понятие и сущность ОЭЗ 5
1.2. Предпосылки и цели создания ОЭЗ 8
1.3. Формы ОЭЗ 11
1.4. Классификация конкурентных преимуществ ОЭЗ 177
2. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В СТРАНАХ МИРА 21
2.1. ОЭЗ в Великобритании 21
2.2. ОЭЗ в Италии 23
2.3. ОЭЗ в Китае 25
3. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ 29
3.1. Переходная экономика и ОЭЗ 29
3.2. Контроль функционирования ОЭЗ 34
3.3. Эффективность функционирования ОЭЗ и рост ВВП 37
3.4. ОЭЗ и рынок труда 47
3.5. Сравнение особых экономических зон России и КНР 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 148.25 Кб (Скачать)

     в) всесторонняя поддержка со стороны  центральной государственной власти.

     Создание  ОЭЗ – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в ОЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. Согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании ОЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.

     1.2. Предпосылки  и цели создания ОЭЗ

     Анализ  опыта многих стран, где были созданы свободные зоны, позволяет выявить ряд важнейших предпосылок их организации и развития, игнорирование которых приведет либо к полному провалу проектов ОЭЗ, либо к неудовлетворительным результатам их деятельности6.

     1. Благоприятное географическое положение  на пересечении важнейших транспортных  сетей. ОЭЗ почти никогда не создаются в глубинных регионах крупных стран, отделенных от транспортных коммуникаций международного или общенационального значения.

     2. Наличие на территории будущей зоны инфраструктуры, которая должна обладать преимуществами по сравнению с инфраструктурой страны – потенциального инвестора. Сюда относятся такие связанные с инфраструктурой объекты, как водо- и энергоснабжение, возможность подключения к современным системам телекоммуникаций и т.д.

     3. Наличие благоприятной социальной инфраструктуры, в том числе соответствующих современным стандартам жилых помещений, школ, учреждений здравоохранения, культуры и др.

     4. Относительно дешевая и в то же время высококвалифицированная рабочая сила.

     5. Достаточно высокий уровень обеспечения банковскими и другими финансовыми услугами; доступная связь с международными финансовыми центрами и рынками.

     6. Благоприятная для промышленного производства среда, создаваемая предоставлением различных услуг, например, в области обслуживания и ремонта оборудования и поставки комплектующих изделий.

     7. Отсутствие административно-бюрократических препятствий для создания новых предприятий, в том числе с участием иностранного капитала.

     8. Развитая и устойчивая правовая база; развитие ОЭЗ должно основываться на твердо установленном и четком законе, а не на постоянно меняющихся решениях органов местной власти. Закон об ОЭЗ должен включить подробный раздел о льготах, предоставление которых для импорта является первым стандартным правилом любой зоны; вторым стандартным правилом является освобождение от экспортных налогов, пошлин и т.д.

     9. Создание администрации зоны, которая должна быть наделена широкими полномочиями и обязательствами.

     10. Общая политическая стабильность в стране.

     Мировая практика организации и функционирования ОЭЗ свидетельствует о том, что они создаются для достижения разнообразных целей7.

     1. Более глубокое включение стран  в процесс развития мировой  торговли. Речь идет об увеличении  выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечении таким путем роста валютных поступлений. И эта логика вполне понятна. Если страна по каким-либо причинам не может обеспечить широкое открытие экономики для иностранного предпринимательского капитала или прибегнуть к стимулированию экспортной экспансии, то она в состоянии это сделать в рамках ОЭЗ, когда ее правительство имеет возможность создать более благоприятный инвестиционный климат для иностранных вкладчиков.

     2. Насыщение внутреннего рынка  заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь импортозамещающими товарами. Для достижения этой цели на анклавной территории с помощью иностранного капитала организуется импортозамещающее производство.

     3. Более глубокое включение в  мировую торговлю не только  по производственной линии, но и в области туризма, культуры и в санаторно-курортной сфере, что, впрочем, также ведет к увеличению валютных поступлений.

     4. Обеспечение ускоренного внедрения в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономике страны.

     5. Для развивающихся стран обучение  и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров.

     6. Стимулирование экономического  развития какой-либо территории  или конкретной отрасли производства. Например, в США и Великобритании  специальные экономические зоны создавались в начале 80-х годов для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. На этих территориях предпринимателям предоставлялась большая, чем в других местах страны, свобода хозяйственной деятельности и заметные финансовые льготы. Эти программы стимулирования не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

     С той же целью превращения ранее  отсталых регионов в динамично развивающиеся проходила организация особых экономических зон в слаборазвитых государствах. Но здесь, в отличие от промышленно развитых стран, при формировании таких зон акцент делался на ввоз иностранного капитала.

     7. В отдельных странах ОЭЗ рассматриваются как рациональный метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным. К примеру, в Китае ОЭЗ носят экспериментальный социальный характер. В этой стране переход по принципу «все разом» от административной системы к рыночной признан неприемлемым, чреватым потрясениями для народа и экономики в целом. Поэтому здесь эффективность рыночной экономики проверяется на примере ОЭЗ. Опыт их функционирования показывает, что рыночные принципы вытесняют отношения, основанные на государственной собственности; они более эффективны и динамичны.

     1.3. Формы ОЭЗ

     Организационно-функциональная структура ОЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно определить особенности той или иной ОЭЗ, поскольку каждая из них обладает чертами многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации — по профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм8.

     При организации ОЭЗ используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу зона — это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

     Торговые  зоны

     Одной из простейших форм ОЭЗ являются свободные таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII—XVIII вв. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах.

     Зоны  свободной торговли (ЗСТ). Также широко распространены в мире. Наибольшее развитие ЗСТ получили в США. Их создание предусмотрено специальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории страны, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности.

     В соответствии с существующим законодательством  США СТЗ, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшую территорию (несколько км2) и находятся за пределами национального таможенного пространства. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т.п.).

     Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом комбинации режимов ЗСТ и импортозамещающих производственных зон.

     К числу простейших ЗСТ можно отнести  специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

     Промышленно-производственные зоны

     Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго  поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

     Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту «Шеннон». Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах.

     Логика  образования ЭПЗ была предопределена экономической стратегией развивающихся  стран, когда с середины 60-х гг. возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

     Технико-внедренческие  зоны

     Технико-внедренческие  зоны относят к зонам третьего поколения (70—80-е  гг.).   Они   образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

     Наибольшее  число технико-внедренческих зон  функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае — зонами развития новой и высокой технологии.

     Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силиконовая долина» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны также создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х гг. в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских новых индустриальных странах технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-ориентированных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как ЭПЗ, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

     Сервисные зоны

     Сервисные   зоны   представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

     К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

     Главное требование от компании, зарегистрированной в ОЗ и претендующей на получение налоговых и иных льгот, — не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в НГ все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней около 70.

Информация о работе Место и роль особых экономических зон в системе мирового хозяйства