Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является обоснование механизмов реализации конкурентной политики, оценка современной государственной конкурентной политики в России.
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
-исследовать понятие конкуренции как ключевого элемента для понимания содержания конкурентной политики;
-уточнить содержание понятия конкурентной политики;
-оценить эффективность отдельных инструментов конкурентной политики на основе практики ее проведения в Российской Федерации;
-предложить рекомендации по повышению эффективности конкурентной политики в Российской Федерации
-рассмотреть особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…....3
1. Теоретические основы исследования конкурентной политики.................8
1.1 Понятие и виды конкуренции…………………………………………....…8
1.2 Содержание и структура механизма реализации конкурентной
политики………………………………………………………………….…..….19
2. Развитие конкуренции и конкурентной политики в современных российских условиях ………………………………………………………………....30
2.1 Мировой опыт проведения государственной конкурентной политики и возможности его адаптации в условиях РФ………………………………….…..…30
2.2 Характеристики современной государственной конкурентной политики в России и меры по её улучшению………………………………………………….…37
3. Особенности создания конкурентной среды в сферах деятельности естественных монополий (на примере ОАО «РЖД»)……………………………….49
3.1 Направления реорганизации ОАО «РЖД» в целях повышения степени конкурентности её деятельности…………………………………………………….49
3.2 Оценка эффективности мер по демонополизации хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»………………….……………………………………….64
Заключение……………………………………………………………………..76
Список использованных источников……………………………….………..79

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 464.76 Кб (Скачать)

 

  МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной  России

 

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра

Направление подготовки 080100 Экономика

Специализация «Национальная экономика»

Дневное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2011

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…....3

1. Теоретические основы исследования  конкурентной политики.................8

1.1 Понятие и виды конкуренции…………………………………………....…8

1.2 Содержание и структура механизма  реализации конкурентной 

политики………………………………………………………………….…..….19

2. Развитие конкуренции и конкурентной  политики в современных российских  условиях ………………………………………………………………....30

2.1 Мировой опыт проведения государственной  конкурентной политики и возможности  его адаптации в условиях РФ………………………………….…..…30

2.2 Характеристики современной  государственной конкурентной политики  в России и меры по её  улучшению………………………………………………….…37

3. Особенности создания конкурентной  среды в сферах деятельности  естественных монополий (на примере  ОАО «РЖД»)……………………………….49

3.1 Направления реорганизации ОАО  «РЖД» в целях повышения степени  конкурентности её деятельности…………………………………………………….49

3.2 Оценка эффективности мер  по демонополизации хозяйственной  деятельности ОАО «РЖД»………………….……………………………………….64

Заключение……………………………………………………………………..76

Список использованных источников……………………………….………..79

Приложения 


 

 

Введение

Российская Федерация  на международном уровне признана страной  с рыночной экономикой. Основой такой  экономики является экономическая  конкуренция. В качестве базового механизма  рыночных отношений конкуренция  заставляет предпринимателей соперничать  между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Конкуренция ограничивает концентрацию экономической власти в одном центре и стимулирует удовлетворение нужд потребителя, удешевление продукции и повышение ее качества, от степени ее развития зависят возможности экономического роста.

В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей  деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся  установить контроль над ценами и  факторами, определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться  действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры  для входа на рынок, заключаться  антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение конкуренции существенно  искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению  общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности. В этих условиях возрастает значение разработки специальной системы правил, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, а также ее качество. Деятельность такого рода должна стать ключевым элементом государственного экономического регулирования рыночных отношений в нашей стране. С этой точки зрения, она нуждается в основательном правовом оформлении, ведь действие конкуренции и использование экономических свобод требуют правовой системы, специально адаптированной для развития и охраны конкуренции.

Конкуренция как объект государственной конкурентной политики, нуждается в тщательном изучении. Сама конкурентная политика также должна стать предметом пристального внимания ученых и практиков. При этом главным недостатком современной конкурентной политики в России является ее бессистемность и оторванность от контекста, ценностей и целей общей экономической политики государства. Кроме того, нет ясности и относительно правовых оснований, границ и инструментов в осуществлении такой государственной политики. С учетом перспектив вступления России в ВТО, предстоит также определить роль и место набирающего силу и эффективность отечественного антимонопольного органа в разработке и реализации, как государственной конкурентной политики, так и общей экономической политики в целом, а также антимонопольного законодательства.

Изучение проблем конкурентной политики тесно связано с развитием  различных подходов к определению  понятия конкуренции. Впервые в  явном виде наличие взаимосвязи  между пониманием конкуренции и  необходимостью государственного вмешательства  в экономику было сформулировано в работах А.Смита, который выделил  основные условия существования  конкуренции, а также противопоставил  конкуренции монополию.

Формированию классической концепции конкуренции способствовали исследования А.Курно, СДжевонса, Ф.Эджоурта, а также А.Маршалла, П.Сраффы и  др. Значительный вклад в развитие понимания сущности конкуренции  внесли Дж.Робинсон и Э.Чемберлин.

Особый взгляд на проблему конкуренции и антимонопольного регулирования нашел отражение  в работах представителей неоавстрийской школы (Ф.Хайека, Й.Кирцнера) и Й.Шумпетера.

Современное понимание конкуренции  и антимонопольного регулирования  в значительной степени сформировались под влиянием исследований представителей Гарвардской (Дж.Бейн, Э.Мейсон) и Чикагской (А.Алчиян, Р.Борк, Х.Демсец, Ф.Истербрук, С.Пелтцман, Р.Познер, Дж.Стиглер) экономических школ.

Анализ конкуренции через  характеристики разного рода рыночного  поведения с учетом стратегических взаимодействий проводится в работах  Г.Боннано, П.Милгрома, Дж.Робертса, М.Слейда, Ж.Лироля, Р.Шмалензи, а с применением инструментария экономической теории трансакционных издержек - в работах О.Уильямсона, П.Джоскоу.

Теоретический фундамент  для проведения оценки эффективности  конкурентной политики в рамках теории общественного благосостояния представлен  в работах Н.Калдора, Л.Каплоу, В.Парето, Д.Слесника, А.Харбергера, Дж.Хикса, С.Шавела и ряда других ученых.

Результаты прикладных исследований эффективности конкурентной политики представлены в работах М.Ваглиасинди, М.Датц, К.Ло, Д.Сан,. А.Хайри. Экономический  анализ эффективности нормативного акта на примере антимонопольного законодательства проводится в работах Т.Дилорензо, С.Делорма, Д.Камершена.

В появившихся с началом  реформ теоретических публикациях  таких российских исследователей, как  В.Цапелик, А.Городецкий, Ю.Павленко, Ю.Сухотин, А.Френкель, Н.Цуканова, А,Яковлев, Е.Ясин, критиковалась существовавшая система антимонопольного регулирования и предлагались новые концепции регулирования.

Анализ антимонопольной  политики в переходной экономике  представлен в работах А.Чеканского. Исследование подходов к выявлению  монопольно высоких цен и практики антимонопольного регулирования, в  том числе в отношении предпринимательских  монополий в переходной экономике  нашли отражение в публикациях  А.Никифорова.

Среди работ, посвященных  анализу современного состояния  российского антимонопольного регулирования и конкурентной политики в целом, следует отметить исследования С.Авдашевой, Т.Н.Гоголевой А.Толомолзина, И.Князевой, А.Шаститко, Н.Фонаревой, А.Цыганова. Роли государства в развитии конкуренции и антимонопольного регулирования, в том числе в условиях «новой экономики», посвящены исследования А.Пороховского. Экономическому анализу нормативных актов, применению принципов институционального проектирования к конкурентной политике и антимонопольному регулированию, посвящены работы В.Тамбовцева.

Несмотря на значительное общее количество публикаций по рассматриваемой  теме, к настоящему моменту значительная часть вопросов остаются недостаточно проработанными. В большинстве теоретических  или прикладных исследований в рассматриваемой  области понятия конкурентной политики и антимонопольного регулирования  либо отождествляются, либо указывается  на необходимость их разграничения, но не предлагаются подходы для такого и содержательное наполнение каждого  из указанных понятий. Кроме того, отсутствуют работы, в которых  на теоретическом уровне систематизируются  факторы эффективности конкурентной политики.

Важность и недостаточная разработанность вышеназванных проблем предопределяют актуальность данного научного исследования и обусловливают степень его научного и практического значения.

Объектом исследования являются конкуренция и конкурентная политика, включая антимонопольное регулирование. Предметом исследования выступают механизмы и инструменты конкурентной политики.

Целью данной работы является обоснование механизмов реализации конкурентной политики, оценка современной государственной конкурентной политики в России.

В соответствии с целью  данной работы были поставлены следующие задачи:

-исследовать понятие конкуренции как ключевого элемента для понимания содержания конкурентной политики;

-уточнить содержание понятия конкурентной политики;

-оценить эффективность отдельных инструментов конкурентной политики на основе практики ее проведения в Российской Федерации;

-предложить рекомендации по повышению эффективности конкурентной политики в Российской Федерации

-рассмотреть особенности  создания конкурентной среды  в сферах деятельности естественных  монополий (на примере ОАО «РЖД»).

 

1. Теоретические основы  исследования конкурентной политики

 

1.1 Понятие и виды конкуренции

 

В условиях рыночной экономики  конкурентная политика является неотъемлемой частью государственной экономической  политики. Государственная конкурентная политика призвана способствовать развитию конкуренции на рынках, стимулировать создание и развитие конкурентной среды и конкурентных механизмов, обеспечивать равные конкурентные условия. Для того чтобы понять необходимость проведения государством системной конкурентной политики, увязанной с другими элементами экономической политики и не противоречащей их целям, следует, прежде всего, ответить на вопросы: что есть конкуренция в рыночной экономике, каковы ее последствия и результаты, в чем ее ценность? Только после этого мы сможем назвать основные ценностные ориентиры, которым должно следовать государство при формировании и реализации государственной конкурентной политики.

В экономической теории существует несколько подходов к пониманию конкуренции.

Теоретические основы конкуренции  начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические  положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились  только в середине XVIII века. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В последующие  периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря  трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и  др.

Конкуренция – широко известная  фундаментальная экономическая  категория. Тем не менее, сам термин "конкуренция" часто понимается экономистами в различных смыслах.

Этимологически слово "конкуренция" восходит к латинскому "concurrentia", означающему "столкновение", "состязание". Именно такая «состязательная» трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Вместе с тем, конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства, поскольку благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями. Конкуренция – та самая "невидимая рука", которая координирует деятельность участников рынка.1

Идеи ценового регулирования  рынка вследствие конкуренции развил Д. Рикардо. Положение о совершенной  конкуренции, теоретическую модель которой он разработал, помогло понять, каким образом "естественные" цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления, и как последние способствуют развитию экономики.

В дальнейшем поведенческое  понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного  указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется свойственная товарному  производству антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями  за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение  наивысшей прибыли.2

Неоклассический вариант  поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого справедливо считается английский экономист А. Маршалл, связывает  ее с борьбой за редкие экономические  блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит  в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в  том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют  возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия  или критерии (требуемый уровень  цен, качества и т.п.) и в зависимости  от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому –  нет3. "Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам"4, – считал американский экономист П. Хейне.

Информация о работе Механизмы и инструменты конкурентной политики государства в современной России